Переход глубоко верующего человека в убеждённого атеиста — весьма радикальный опыт социальный трансформации. Особенно в России на фоне низкого уровня антиклерикального активизма и, наоборот, огромного влияние церкви на жизнь граждан. Мы публикуем монологи бывших верующих, которые рассказали нам о трудностях ухода от религии, своём нынешнем отношении к церкви и атеистическом активизме.
Наши читатели продолжают присылать рассказы о метаморфозе из глубоко верующего человека в атеиста. Вот ещё несколько таких писем. Историями делятся бывшие иеговист, пятидесятник, баптист, индуист.
Мы уже не раз рассказывали, что активно пропагандируемый сейчас в нашем российском обществе тезис о том, что Православие в царской России было якобы оплотом духовности и нравственности в стране, что только, мол, благодаря ему в нашем народе возникли все те хорошие и благородные качества, которыми русские удивляли весь мир, и что, оказывается, это именно оно много веков являлось «национальной идеей» России, скреплявшей народ нашей страны в единое целое, в связи с чем, в самодержавной России не было якобы никаких непримиримых конфликтов и противоречий, есть не более чем миф, не имеющий к реальной исторической действительности никакого отношения.
У всех культов и религий есть одна небольшая проблемка. Она заключается в отсутствии бога как такового, а также любых косвенных признаков его существования.
Какова роль религии и церкви в современном обществе? Может ли вообще общество считаться современным, если в нем царит религия? На эти и другие вопросы мы даем очевидные ответы, которые расстроят твою набожную бабушку.
Атеизм, по смыслу слова, это именно отрицание личного божества, но не отсутствие веры. Последнее следовало бы обозначить другим словом - «апистис» или «атрескея». А неверующий человек, соответственно, «апистик» или «атрескик». По-русски не совсем благозвучно, да? Но дело не только в звучании.
Недавно группа американских ученых ошарашила публику научным подтверждением того, что и так давно было понятно: религиозные люди — глупые люди. Самый интересный вопрос, который можно задать по следам исследования, стар как мир. Что первично? Интеллект или религиозное воспитание? О том, как формируется религиозное поведение, какой экономический интерес стоит за «защитой традиционных ценностей» и почему свежие мозги дошкольников являются любимым лакомством бородатых мужчин в черных платьях.
Согласно исследованию компании Gallup International/WIN, проведенному в минувшем годуза последние семь лет доля религиозного населения мира сократилось с 68 до 59%. При этом число убеждённых атеистов достигло рекордных 13%.
Психологической составляющей инфантильного мышления является чувство… красоты. Мы смотрим на закат Солнца где-то на далеком, но хорошо видимом горизонте. Красота, образованная громадным многоцветным сиянием воздуха и облаков, захватывает наш дух. И мы наверняка не захотим слушать в этот момент научное объяснение сего прекрасного зрелища. Кому будет интересно слушать, что цвета образованы преломлением спектра солнца, являющегося совокупностью электромагнитах волн разной длины в анизотропной среде; и ещё более глубокие разъяснения физики света?
В моем представлении, научный атеизм должен заниматься не только критикой религиозных заблуждений, чем успешно и, одновременно, безуспешно занят сайт «Научный атеизм», но и объяснением этих заблуждений. Более того, необходимо также понимать, почему люди верят. Только тогда прилагательное «научный» будет иметь обоснование.
На днях известный российский литератор и журналист Валерий Панюшкин опубликовал колонку в журнале "Сноб". Название колонки как никогда актуально: "Пятнадцать вопросов атеисту". Текст вызвал бурную реакцию и не только.
Нам так часто говорили, что атеизм — это тоже религия, что я таки решил с этим согласиться. Да — религия. Довольны? Теперь мы тоже имеем право бесчинствовать во имя веры, врываться в клерикальные заведения, запрещать выставки да фильмы и срывать одежды, оскорбляющие наши религиозные чувства. Кстати, где двести участков в Москве под наши храмы?
Трудно вспомнить в течение последних десятилетий столь острые дискуссии в русскоязычном мире о сущности и целесообразности религии, и ее взаимодействии с наукой. Называться атеистом или «светским человеком» стало модно. Несомненно, в свете российских реалий – это своеобразная политическая декларация. Но если уйти в сторону от политики – есть ли будущее у религии, и как она взаимодействует с наукой?
Главные антиклерикалы современности — Кристофер Хитченс, Дэниел Деннет, Сэм Харрис и Ричард Докинз — собрались вместе, чтобы раз и навсегда выяснить, за что они так не любят религию.
Атеисту (или агностику, что, в принципе, одно и то же) тяжело вести дискуссии с людьми религиозными. Лучше всех эту ситуацию, конечно, описали незабвенные Ильф и Петров в «Золотом теленке»:
«– Бога нет, – сказал Остап. – Есть, есть, – отвечали ксендзы».
Атеисты, агностики и ненабожные люди чаще руководствуются чувством сострадания, помогая незнакомцам, чем верующие, несмотря на то, что призыв возлюбить своего ближнего является для христианства основополагающим и регулярно звучит с амвонов и церковных кафедр. Таковы результаты социологического исследования американских ученых.
Несмотря на то, что воззрения, стоящие за неверием и атеизмом, разнообразны, можно попытаться выделить несколько основных убеждений, несовместимых или плохо совместимых с религиозностью.
Статья Сергея Чапнина «Либерализм плюс атеизм» («Ведомости» от 3.08.2011, стр. 04) демонстрирует значимость проблемы взаимоотношений церкви и государства, но задает, на наш взгляд, неверный тон в обсуждении этой трудной и важной темы.
Советский атеизм обречен на неминуемую победу. По крайней мере, так заверяли его пропагандисты. Однако он прекратил свое существование по историческим меркам почти мгновенно. Я часто задавался вопросом, почему это произошло, и в итоге пришел к выводу, что советский атеизм был мертворожденным.
Где-то на нашей планете мужчина только что похитил маленькую девочку. Скоро он изнасилует её, подвергнет пыткам и затем убьёт. Если это чудовищное преступление не происходит прямо сейчас, оно произойдёт через несколько часов, максимум — дней. Говорить об этом с уверенностью нам позволяют статистические законы, правящие жизнью 6 миллиардов человек. Та же статистика утверждает, что прямо в этот момент родители девочки верят в то, что всемогущий и любящий бог заботится о них. Есть ли у них основания верить в это? Хорошо ли то, что они верят в это? Нет.
Причин, по которым я из умеренно верующего человека стал атеистом, несколько. Их можно даже разбить по группам, что я и сделаю. Почитайте - возможно, кто-то из таких же православных-light, каким был я, задумается и со временем пересмотрит своё отношение к Церкви, показав усиливающейся средневековой пропаганде гражданина Гундяева гордый кукиш светского человека.
Советский атеизм мирно скончался вместе с советской властью и теперь принадлежит истории, ожидает своих вдумчивых исследователей, которые могли бы без гнева и пристрастия оценить его роль в истории свободомыслия человечества.
Сообщение, что известный физик Стивен Хокинг в своей новой книге утверждает, что Бог не создавал Вселенную, вовсе не является сенсацией, как это преподнесли СМИ, заявил главный редактор научно-популярного журнала New Scientist Роджер Хайфилд. Российские ученые в интервью «Газете.Ru» рассказали о Стивене Хокинге и объяснили позицию научного сообщества по вопросу существования Бога.
Познер однозначно отрицает православие и с большей симпатией относится, например, к протестантизму. Если бы я выбирал из трех ветвей христианства, то я бы не предпочел никакую. Потому что на самом деле я – атеист и считаю, что атеистическая культура – серьезная вещь, имеющая право на существование. И понятие «оскорбление чувств» верующих вполне приложимо и к атеистам.
По большому же счёту работа против терроризма не будет эффективной до тех пор, пока она не опирается на масштабную систему атеистического образования и воспитания. Совершенно необходимая предпосылка для освобождения общества от терроризма и ненависти состоит в том, чтобы формировать с детства цельную светскую картину мира, воспитывая вкус к критическому мышлению и строя на его основе нравственные принципы.
Философ Дэниел Деннетт (Daniel Dennett) и социолог Линда Ласкола (Linda LaScola) опубликовали результаты пилотного исследования малоизвестного и с трудом поддающегося изучению социально-культурного явления — атеизма среди действующих священнослужителей. Подробные анонимные интервью с представителями пяти протестантских церквей проливают свет на причины, заставляющие священников-атеистов продолжать служение Богу, в которого они больше не верят.
Статья "Современная религия как игра" Сергея Солдаткина раскрывает новые аспекты религиозного сознания в современном мире: тотально игровое, постмодернистское отношение к религиозным представлениям и культу.
В связи с активизацией антиэволюционистской пропаганды (креационисты и иже с ними) Александр Марков с коллегами подготовили электронную публикацию "Доказательства эволюции". Ученым очень нужна ваша помощь – если у вас есть свой сайт или блог, и если вы участвуете в форумах по эволюционной тематике, давайте по возможности ссылки на эту публикацию! Помогите бороться с воинствующим невежеством и религиозным мракобесием!
Попытка навязать светскому обществу мысль, что безрелигиозность идентична бездуховности, в лучшем случае – наивное неуважение к тем, кто стоит на других позициях, а в худшем — хитрое ханжество. Религия не равна морали. Можно не верить в Бога и быть порядочным человеком.
В эволюции человека сначала возникла мораль, а потом уже — религия. И вообще, нерелигиозный человек совершенно необязательно аморальный, утверждают авторы нового исследования двух глубоко философских терминов.
Может ли атеист быть нравственным человеком или нет нравственности без веры? Полноценна ли атеистическая мораль? Означает ли относительность морали безнравственность индивида? Возникла ли мораль из религии и асболютна ли мораль верующих?
Cтатья об определениях атеизма, о мифах вокруг него, о соотношении атеизма и науки, о пропаганде атеизма в современном обществе и о том, почему атеизма не надо бояться. Даже верующим.
Комплексный анализ многих десятков социально-экономических показателей в 17 процветающих странах «первого мира» не подтвердил гипотезу о том, что высокий уровень религиозности населения способствует благополучию общества. Напротив, по совокупности всех доступных показателей наиболее религиозные общества оказались наименее благополучными.
Сегодня довольно распространено мнение о том, что атеизм — это своего рода религия наряду с другими религиями и поэтому к атеистам следует относиться как к последователям определённого вероисповедания. Пропагандисты религиозной веры зачастую отстаивают данную позицию, ибо стремятся с помощью неё обосновать равноправие светского и религиозного дискурса в общественной жизни. Другие придерживаются этой же позиции и без всякого умысла, а просто потому, что так действительно на первый взгляд может показаться.
В России нет чёткой разграничительной линии между конституционными принципами «светского» государства и «свободой совести» верующих граждан, а главное, не обеспечено право атеистов «на материалистическое мировоззрение и на научный поиск».
Наука нуждается в материалистическом мировоззрении, а в случае экспансии религиозного, по своей сущности иррационального и антинаучного, сознания нуждается в защите государства.
Желание «новых атеистов» заимствовать у религии ее идеалы и придать им секулярный характер, возможно, снизит градус противостояния между воинственными фундаменталистами и не менее воинственными безбожниками. Но увеличит ли это популярность самого атеизма? Обзорная статья Б. Фаликова.
результате, называя себя агностиками, такие люди, мягко говоря, вежливо уходят от решения проблем правильного просвещения народа. А, говоря жёстко – поступают приспособленчески. Они не поддержали в прошлом году выступление десяти академиков против клерикализма; они не выступают против введения религиозных дисциплин в школьные курсы и этим способствуют широкой эмансипации православия и ислама. Иными словами, им безразлично будущее народа. И это прискорбно.
"Меня, профессионального научного атеиста, баннеры на лондонских автобусах оскорбить не могут, – признался "НИ" профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, в 1984 году окончивший философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма. – Все люди имеют право на выражение своего мнения и приглашение к дискуссии других. То, как это сформулировано в рекламе на лондонских автобусах, и есть приглашение к дискуссии. Ничего плохого в этом я не вижу".
МНОГИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛЮДИ НЕ МОГУТ ПРЕДСТАВИТЬ, как можно без веры быть хорошим или даже хотеть быть хорошим. Этот вопрос будет обсуждаться в данной главе. Порой подобные сомнения усугубляются, вызывая у верующих пароксизмы ненависти в отношении тех, кто не разделяет их веру. Это важно, поскольку моральные соображения часто определяют отношение верующих ко многим вопросам, не имеющим прямой связи нравственностью. Значительная доля возражений против преподавания эволюции в школе никак не связана с эволюцией и научными проблемами, а подстрекается оскорбленными моральными чувствами. Возражения варьируют от наивных: если вы будете учить детей, что они произошли от обезьян, они и вести себя будут, как обезьяны до более изощренных аргументов, входящих в стратегию "расклинивания", применяемую сторонниками "разумного замысла", беспощадно выставленных напоказ в книге Барбары Форрест и Пола Гросса "Троянский конь креационизма: расклинивание как стратегия "разумного замысла".
Изучение феномена религии научными методами началось недавно, но некоторые интересные результаты уже получены. Многие особенности человеческого мышления, развившиеся в ходе эволюции для других целей, сделали людей чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям независимо от их рациональности и полезности. В некоторых ситуациях религиозность может выступать в качестве полезной адаптации, способствуя сплоченности группы. Сложные обряды и системы ограничений могут играть роль трудно подделываемых сигналов лояльности и готовности к кооперации.
В письме Эйнштейн провозглашает: "Слово бог (написание оригинала сохранено. – Прим. ред.) для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия – свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая даже самая изощренная интерпретация не сможет это (для меня) изменить".
По утверждению авторов, Бог никогда не исчезнет в человеческом сознании, потому что религиозный импульс укоренен в биологии мозга. Сканирование мозга, производимое во время медитации и молитв, показывает поразительно низкую активность в его задней верхней теменной доле. Авторы называют расположенный там пучок нейронов „областью, ассоциированной с ориентацией“ (сокращенно ОАО), потому что главной функцией этих нейронов является ориентировка тела в физическом пространстве. Люди с поражением этой области с трудом находят дорогу даже в окрестностях собственного дома. Когда ОАО находится в состоянии нормальной спокойной активности, человек чётко ощущает различие между собственной личностью и всем окружающим. Когда же ОАО пребывает в пассивном, „спящем“ состоянии — в частности, при глубокой медитации и молитве, это различение теряется и, следовательно, границы между личностью и миром расплываются. Не это ли происходит с молящимися, которые чувствуют присутствие Бога, или с медитирующими, которые вдруг начинают ощущать своё единение со Вселенной?
Эволюционная теория одержала победу в консервативной Флориде. Управление образования штата рекомендовало включить ее в число предметов, изучаемых в средней школе, несмотря на возражения некоторых родителей, которые считают, что преподавание эволюционизма может негативно сказаться на нравственном воспитании детей.
«При всём уважении к чувствам верующих, идею о том, что человек создан по образу Божию, можно уверенно отбросить» — с этой решительной фразы начинается редакционная статья, открывающая последний номер журнала Nature. Поводом для столь серьезного заявления стали, с одной стороны, антиэволюционные высказывания американских политиков, с другой — новейшие достижения психологов и нейробиологов.
Насколько разумно верить в Бога? Можно ли богатство окружающего нас мира – наличие в нем порядка, жизни и нас самих - убедительно объяснить, не прибегая к предположению о том, что он создан по определенному делает плану? Или теория естественного отбора Дарвина делает Бога излишним? Не доказывает ли наличие в мире горя и страданий, что Бога нет? Или же можно показать, что на¬личие страданий совместимо с существованием любящего нас Бога?
Первый лучик света в царстве тьмы. Первый нормальный прецедент судебный защиты основ светского государства после разгрома выставки в м. Сахарова, суда над Самодуровым и проч.
Лишенный своих чудес, рай превратился в утопию, отмечает Жан Делюмо. Это уже не место, а "будущее, ждущее человека по ту сторону смерти или, точнее, по ту сторону воскресения". Возможно, именно на это невыразимое словами будущее надеются швейцарцы, когда говорят, что верят в жизнь после смерти.
Религия не ограничивается тем, что толкует о «пользе» болезней, своими обрядами она содействует их распространению. Наиболее очевидный непосредственный ущерб здоровью верующих и молодого поколения наносят такие религиозные обряды, как крещение, причастие, посты и молитвы.
Однако если мы примем факты хотя бы только этого - и пока единственного - обширного исследования взаимозависимости веры и социального благополучия, те, кто хоть в какой-то мере выступает против абортов, должны сделать для себя один определенный вывод. Если вы хотите, чтобы люди вели себя так, как учат христиане, внушайте им, что Бога нет.
Нынешние сторонники креационизма в его легкоузнаваемом воплощении, известном как "интеллектуальный проект", рассуждают подобным же образом, настаивая, что только великий проектировщик - Создатель - мог произвести на свет столь сложные и совершенные чудеса. Однако на самом деле мир живой природы отнюдь не совершенен.
Вопреки Ницше, еще в XIX веке утверждавшему, что Бог умер, боги востребова-ны, а значит существуют. Существуют в сознании и надеждах миллионов. Вселенские и региональные, антропоморфные и бестелесные, языческие и монотеистические, жестокие и всепрощающие. Противостояние атеизма и религий продолжается. И будет продолжаться еще очень долго.
...Рассматриваемый автором период был весьма примечательным в политическом и культурно-историческом плане. По мере того как росло общественное значение театра, усиливались преследования его русской православной церковью. Но, подвергая театр гонениям, препятствуя идейно-художественному развитию прогрессивного и прекрасного театрального искусства, церковь тем самым разоблачала себя — свой обскурантизм и свою антинародную, реакционную роль...
Вчера в Москве общественная организация "Равенство" провела пикет против рекламной кампании 10 заповедей, продолжающейся в Москве с начала Великого поста.
Маркс писал, что "религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа". Надо помнить, что в те времена восприятие слова "опиум" весьма отличалось от нынешнего. Тогда имелось в виду прежде всего лекарство, обезболивающее средство, приносящее пациенту пусть временное, но облегчение.
Cегодня, когда религия возвращает себе слишком большую долю своего влияния, а церковь обзаводится слишком большими деньгами (вещью, чрезвычайно трудно совместимой со святостью и смирением) - это не только примета регресса общества, но и один из механизмов этого процесса.
Эта книга написана не для того, чтобы, принизив Иисуса-бога, возвеличить тем самым Иисуса-человека: ни в существование того, ни в существование другого автор не верит. Его цель, - шаг за шагом проследив христианскую легенду, выявить весь тот вздор, который она содержит, и таким образом показать, что вся история об Иисусе Христе, будь то человек или божество, с какой стороны ее ни рассматривать, есть не что иное, как сплетение лживых и глупых выдумок.
Грехопадение человека, этот момент мифологии христианства очень интересен для исследования. Поясню почему. Согласно концепции христианства, бог является центром мира и смой Вселенной. Бог это понятие чего-то по-вселенски милосердного и всемогущего. И это тот самый бог, сотворивший мир, Вселенную и Землю, предусмотрел, появление каждого муравья на созданной им планете, это тот самый бог, который не сумел предвидеть и тем более предотвратить грехопадение человека!
Поскольку спрос рождает предложение, в последние годы появились в большом количестве статьи, книги, а также материалы на Интернете, авторы которых предлагают различные варианты толкований Библии и научных теорий, предположительно раскрывающие их взаимное соответствие и объясняющие, что противоречия между наукой и религией - кажущиеся.
...Я не знаю убедительных доказательств отсутствия сверхестественного разумного замысла. Поэтому я не отрицаю его возможности. Однако, теории Бихи и Дембского, как и все другие доныне предложенные предполагаемые свидетельства в пользу разумного замысла, ответственного за возникновение вселенной и, в частности, жизни, пока что также не дали убедительных доказательств его существования...
В СССР решили что агностицизм "был для Рассела лишь тактическим приемом" в борьбе с догматизмом религии, "ибо всеми своими произведениями Рассел доказал, что на деле его позиция является именно атеизмом" . За этой явной и теоретически нейтральной аргументацией может стоять и другая - неявная идеологическая: агностицизм как буржуазная идеалистическая философия ослабляет атеизм Рассела.
Существует один практический вопрос, который часто меня тревожит. Каждый раз, когда я попадаю в другое государство, или в тюрьму, или в другое подобное место, меня всегда спрашивают о моих религиозных убеждениях. Я никогда не знаю, должен ли я сказать, "агностик" или должен ли сказать "атеист". Это очень сложный вопрос, и я полагаю, что с ним сталкивались и некоторые из вас.
Так когда же человеком должен производиться выбор? Если его в раннем возрасте крестили, обрезали или иным образом приняли в религиозную организацию? Если его в течение 10 и более лет снабжали информацией, содержащей только одну точку зрения, только один, "истинный", ход мыслей? Если о самом существовании других религий он узнает в лучшем случае в школе? Когда таким человеком должен производиться гарантированный Конституцией и законами выбор?
Усвоив все тонкости иезуитства и осознав социальный вред религиознойидеологии, Лео Таксиль выступил с разоблачительными произведениями противкатолической церкви. Его остроумно написанные статьи и книги пользовалисьбольшой популярностью у широких масс французского народа. Католическоедуховенство встретило в штыки его сочинения и пыталось искоренить "вредные"идеи, распространяемые отпавшим от церкви "блудным сыном".
От наличия аксиом не изменяется свойство науки все подвергать сомнению. Если кто-то случайно докажет несостоятельность аксиомы хотя бы в каком-то частном случае, то наука просто перестроится под новую аксиому. Но вот если найдутся фанатики, желающие отстаивать истинность аксиомы, то наука исчезнет, и начнется религия.
Одно дело воспринимать скульптуру как образ, и совсем другое - верить, что она является "одушевленной", -здесь как раз и проходит водораздел между поклонением и идолопоклонством. Однако при всех условиях либо выясняется, что эти чудеса не более чем подделка, либо церковники просто не допускают их тщательного изучения.
Бог появляется там, где он становится необходим человеку, но без познания своих нужд и желаний человеку трудно познать бога, но еще труднее найти его! Почему люди ищут бога? Его ли они “потеряли”? Не потому ли существуют десятки тысяч различных религиозных и околорелигиозных течений, которые призваны дать человеку то, что ему недостает в его жизни, то что он ищет?
В последние годы стали общим местом призывы к возвращению к христианской морали, почитанию православия, как основы русского менталитета, неумеренному строительству храмов, религиозному образованию в школах. Возникает вопрос, а не слишком ли мы торопимся, меняя одну идеологию, на другую (уже доказавшую 70 лет назад свою слабость и неспособность управлять Россией)?
Ни одна государственная религия или государственная идеология не может существовать без насилия и запугивания, и православие здесь не исключение. В то же время, террор РПЦ (Русской Православной Церкви), действительно был несравним по масштабам с аналогичными действиями Западной церкви. Из перечисленных ниже фактов читатель может самостоятельно сделать вывод о причинах этого.
Вопрос истинности или ложности религиозной веры принципиально не может быть решён наукой, наука принципиально не может (и, следовательно, никогда не сможет) ни доказать, ни опровергнуть существование бога, а потому не надо в разговорах с нами апеллировать к научным гипотезам.
Религиозные доктрины безнадежно устарели не только на фоне изобретенных человеческим умом способов убийства. Они не описывают информационной, коммуникационной, политической реальности современного мира. Не может быть никаких священных империй - третьих римов или царств Аллаха. Религия более не должна быть способом и мотивом мироустройства. Расцерковление человечества - теперь действительно вопрос нашей жизни или смерти. Не больше, не меньше.