Все религии основаны на страхе многих и ловкости нескольких.
Стендаль

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (0)


Борис Левин
Принципы научного атеизма



Известно, что любая наука (а если шире, то любая логическая конструкция  человеческой мысли) опирается на какие-то исходные позиции, принципиальные положения, недоказуемые в рамках данной науки (данной конструкции) и соответствующие, как правило, определенным идеям об общемировом порядке.

Первый пример этого общенаучного принципа,  сформулировал еще Эвклид в его геометрии, построенной на определенных постулатах, принятых как некоторая изначальная данность.

В середине прошлого века это положение – об обязательном присутствии некоторых базовых оснований в любом научном построении – обретает свою философскую доказанность и становится общепринятым.

В работах научно-атеистического направления такое общефилософское положение об основополагающих принципах  не отрицается, а, наоборот, пропагандируется (см. например Е. ДулуманОткуда знаем, что Бога нет?).

Однако сколько-нибудь систематической подборки принципиальных положений атеистического мировоззрения в сетевых публикациях не прослеживается. Правда, на ряде сайтов марксистско-коммунистической направленности  выставляется некоторый список высказываний под шапкой «Основные принципы атеизма», но под этим заголовком в них фигурируют установки, которые к фундаментальным  принципам отношения не имеют. Скорее, они являются перечнем лозунгов или, скажем по-другому, конечных задач атеизма в том понимании – типа: раздавить гидру религиозности и прочее в таком же духе, близко к тому как когда-то давили гидру контрреволюции (см. здесь:«Предмет и основные принципы научного атеизма», или«Основные принципы научного атеизма»l, или «История и теория атеизма»)

Действительные же принципиальные основания атеизма можно увидеть на атеистических сайтах с другой идеологией, причем в самых  разных статьях, с определенным фундаментальным содержанием, однако, только в разбросанном, несистематизированном виде.

Например, вот выборка соответствующих высказываний из статьи  П Михайловского «Бог не существует»– статьи очень популярной, имеющей многосотенный список комментариев:  

Реальный, объективный, материальный Мир не имеет причины, существовал всегда и продолжает существовать.
Материя несотворима и неуничтожима, имеет бесконечное существование и лишь меняет форму.
Существующий объективный Мир бесконечен и вечен.

В Мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи

У вечного и бесконечного Мира нет причины.
Материальный Мир объективен.
Нельзя считать, что Вселенная возникла из ничего и за её пределами нет ничего. Материальный Мир никем не сотворён, бесконечен во времени и пространстве

Сознание – это свойство и функция высокоорганизованной материи – головного мозга.

Существующей природе, Миру в целом принадлежат свойства беспричинности, самодостаточности, самодвижения, саморазвития, вечности, бесконечности

Всё существующее обнаруживает, проявляет себя в действительности

 

В этом перечне можно заметить немалое число повторений (изложенных, конечно, несколько иными словами), но эти фразы разбросаны по тексту статьи, и, вероятно, повторы несут определенную для них смысловую нагрузку, каждый в своем месте.

Можно набрать еще много примеров сходных фундаментальных основ атеизма из других статей. Вот только небольшая подборка таковых:

Из статьи «Атеизм» (Вводная часть одноименного сайта) :

Атеизм …… признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам …

Из статьи «Собрание популярных заблуждений»:

Материя существует сама по себе, до, вне и независимо от любого сознания.

.Скорость света в вакууме постоянна….

Или вот из обзора А.Вязовского«История атеизма и свободомыслия»:

Сознание (человека) есть продукт его материальной, телесной организации ( по Ж.Мелье)

Материальное единство мира, вечность вселенной, всеобщий характер движения материи(по французским материалистам 18 в)  

Единственно реальным является внешний материальный мир, земная жизнь (по М.Кнутцену)

Если как-то обобщить (суммировать) все эти приведенные положения, то получится следующее: Мир – материален, объективен, несотворим, вечен, бесконечен, развивается по своим внутренним законам, соблюдая при этом некоторые константы (скорость света и пр.), ну и еще, что сознание – это производная от матери. 

Смысл всех этих установок интуитивно ясен, но по ряду из них требуются все-таки некоторые уточнения (пояснения) для лучшего понимания. Например, каково содержание понятия «материальность», то есть, что может считаться материальным проявлением, а что нет.

* * *

Исходя из вышеприведенных позиций и используя еще некоторые опорные факты из других атеистических публикаций и дискуссий можно, как представляется, составить следующий список базовых положений научного атеизма:

  1. Принцип  материальности. Весь наличный мир – это мир материальный, т.е. мир, доступный наблюдению. Явления в этом мире признаются достоверными, если они зафиксированы наблюдениями, подлежащими воспроизводству и проверке.  Исключение -  явления истории,  с течением времени переходящие в ранг неповторяемых и непроверяемых. Для них критерий достоверности (истинности) - задокументированные следы, сохранившиеся к настоящему времени. Явления, не отвечающие указанным критериям, отметаются как недостоверные.
  2. Принцип  вечности.  Материальный  мир в том или ином виде существовал вечно, у него не может быть ни начала, ни конца. Он представляет собой просто некоторое взаимодействие природных сил, выявление и распознавание каковых и составляет задачу науки, в целях использования  их для процветания человечества.
  3. Принцип  хаотичности. Энтропия мира возрастает с течением времени. Понятие «течение времени», входящее в этот принцип, напрямую связано с уникальным качеством понятия «время» - его необратимостью. Отсюда следует неосуществимость возвращения времени вспять, а стало быть, и невозможность разных т.н. «паранормальных» явлений типа вызова из прошлого каких-то духов, бесед с умершими, и прочих разных спиритических сеансов или любых потусторонних действий, якобы связанных с прошлыми временами.
  4. Принцип  сохранности. Законы сохранения (вещества, энергии, количества движения и др.) имеют всеобщее распространение во времени и пространстве.
  5. Принцип  константности. Имеются некоторые константы (примеры: скорость света, постоянная Планка, времена полураспадов изотопов и др.), не изменяющиеся во времени и пространстве.
  6. Принцип  актуализма. Процессы и явления в прошлом по своим принципиальным характеристикам не отличались от современных природных процессов. Или в технологичной формулировке: Параметры современных процессов (их скорости, движущие силы, последовательность состояний и пр.) проецируются на историческое прошлое без каких-либо радикальных (принципиальных) изменений.
  7. Принцип закономерности жизни. При надлежащих условиях живое зарождается из неживой материи естественным (закономерным) образом
  8. Принцип  эволюции. Усложнение организмов (прогрессивное видообразование) происходит путем естественного отбора в процессе борьбы за выживаемость.
  9. Принцип закономерности появления сознания. Процесс прогрессивного видообразования живых существ на определенном этапе приводит к появлению качественно нового феномена -  сознательной деятельности человеческого рода

 

Думается, что данный список  следует рассматривать как первый подступ к теме.  Надо ожидать, что он будет уточняться, как-то изменяться, дополняться или, наоборот, элиминироваться.  Возможно, будут найдены, например, какие-то причинно-следственные связи между обозначенными здесь пунктами, и тогда кто-то из них потеряет свое базовое значение вследствие возможности соответствующего вывода его из других положений. В любом случае, обсуждение данного списка принципов представляется весьма полезным и продуктивным.

 

Оставить отзыв. (0)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa