В связи с открытием кафедры теологии в МИФИ нередко проводят аналогии с западными (точнее даже с немецкими) университетами, в которых теология давно и прочно обосновалась, и с которых, по мысли проводящих эти аналогии, надо брать пример и России. Но стоит ли брать пример?
Отрадно видеть, что служители культа и добровольная обслуга идеи «православие, самодержавие, народность» наконец-то подвели под все творимые ими дикости хоть какую-то базу. База незатейлива и заключается в паре-тройке заклинаний, смысл которых в том, что «кто против православия, тот против России». Известный лауреат премии «Серебряная калоша-2012» блеснул еще более изощренной формулировкой, сообщив миру, что разглядывание его часиков «подбивает Россию на взлете». (Красивый приемчик декларативного увязывания себя с чем-то очень значительным был изобретен еще О. Бендером, но работает до сих пор.)
США занимают лидирующее положение среди стран первого мира как по уровню религиозности населения, так и по показателям «общественного неблагополучия». Вопрос о природе связи между религиозностью и неблагополучием остается спорным. Статистический анализ данных по 50 штатам США показал, что эта связь, по-видимому, является не прямой, а опосредованной. Полученные результаты подтверждают гипотезу, согласно которой религиозность и неблагополучие — два относительно независимых следствия высокого уровня социального неравенства в США.
Сайентология вызывает наибольшее число нареканий среди новых религий, но одновременно она самая быстрорастущая из них. Этот парадокс имеет своё объяснение.
Февральская революция не только упразднила монархию, но и впервые в многовековой истории России провозгласила ее светским государством (правда, Временное правительство не смогло воплотить в жизнь свои декларации). До 1917 года связь Церкви и государства, которую называли симфонией государственно-церковных отношений, оставалась почти нетронутой. Эта модель была унаследована еще от Византии, где распорядителем всего и вся был православный монарх, а Церковь получала от него право контроля над душами, сердцами и верой подданных. Только в 1905–1907 годах напуганное первой русской революцией самодержавие "даровало" своим подданным свободу вероисповедания, чтобы отнять ее при первой же возможности. Не случайно в Государственной Думе всех первых четырех созывов, с 1906 по 1917 год, вероисповедный вопрос был в числе наиболее острых.
Может ли склонность к мистике передаваться по наследству? Что такое «голубиные предрассудки»? Какие эволюционные преимущества получают религиозные люди? Читайте ответ в статье журналиста Александра Панчина «Ген Бога».
Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные атаки РПЦ и «православной общественности» на светский характер российского государства и общества, при всех своих экономических, имущественных и политических корнях в основном оправдываются одним постулатом, на первый взгляд имеющим серьезные основания. Согласно ему, Россия - православная страна, русская культура - это культура православная, православие - основа русской морали, православие - доминирующая в обществе конфессия, к которой принадлежит большинство граждан страны. Отсюда - все требования РПЦ по усилению ее позиций в обществе и государстве - естественны и по сути являются выражением и отражением интересов большинства граждан, да и по словам патриарха Алексия Второго «никто не может разделить церковь и общество, церковь и народ». Каждый из пунктов этого развернутого положения на самом деле неоднозначен и может быть достаточно детально проанализирован. Но насколько основательно утверждение о «большинстве православных верующих в современном российском обществе».
К сожалению, мы можем констатировать, что тезис о 70, 80, 100, 130 (нужное подчеркнуть) миллионах православных играет чисто идеологическую роль. Точно так же возникают, например, 20 миллионов мусульман - в зависимости от того, кто, когда и зачем упоминает российскую религиозность и конфессиональный состав России. Остается надеятся, что профессиональное религиоведческое сообщество как-то наконец отреагирует на "магию цифр" и начнет предоставлять корректные и проверенные сведения о российской религиозности - сведения, отраженные не в кривых зеркалах политической необходимости, но в чистом зеркале академической науки.
На протяжении всей своей истории христианская церковь боролась с проявлениями магии. Это могло быть противостояние с язычеством, искоренение ересей, попытки уйти от обрядового понимания религии, запрет алхимии и многое другое. Но какие бы меры не принимала церковь для достижения чистоты религии – все равно магизм сохранялся. Возникает вопрос – не имеют ли магические проявления каких-либо объективных обоснований, что придают им устойчивость?
Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и история с Жаном Кальвином - тому пример. Когда 440 лет назад этот человек скончался, его можно было считать победителем: Кальвину удалось превратить свободомыслящую Женеву в прочное теократическое государство. Можно себе представить, как удивился бы проповедовавший умеренность и благопристойность Жан Кальвин, если бы узнал, что потомки будут говорить о нем как о создателе капиталистической ментальности. Стоило ли ради этого сражаться с римским папой, громить католические храмы и сжигать тех, кто думал иначе?
Под религиозной ценностью я понимал предмет религиозного поклонения, но сам я не поклонялся этому предмету, усматривал его диалектическую противоположность (т. е. предполагающую определенное единство) эстетическому мироотношению, которое, на мой взгляд, представляет собой чувственно-образное и идейно-эмоциональное утверждение человека в действительности, а, следовательно, проявление человеческой свободы.
5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам самые широкие полномочия в охоте на ведьм. Поскольку в XV веке в папской канцелярии при непрестанной борьбе за власть различных группировок царили неразбериха и хаос, это никого особенно не удивило. Зато удивительно, что указ 1484 года не аннулирован до сих пор.
Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Два монаха прибивали к воротам церкви объявление о предстоящем богословском диспуте и 95 тезисов, которые предлагал для дискуссии ученым схоластам один из монахов -- местный пастор Мартин Лютер.
Оказывется в Библии содержатся Коды. Если их разгадать, то можно получить доступ к Божественному Знанию. Эти Коды существуют во всех переводах Библии (и хотя их содержание различно, но разве это может подвергнуть сомнению их Божественное происхождение?). Сущность этих кодов столь чудесна и удивительна, что создать её под силу лишь Богу... Хотя...
Насколько мировоззрение может влиять на образ жизни человека и как варьируется понимание смерти у представителей различных религиозных и нерелигиозных течений.
Дело в том, что всем известная РПЦ - не та церковь, которую установил на Руси князь Владимир. Не та, к которой принадлежали Дмитрий Донской, Александр Невский, Суворов и другие наши прославленные герои. Не та, которой более тысячи лет, которая - к добру ли, к худу ли - укоренилась на русской почве и создала свои традиции, свой культурный слой, своих святых, своих героев и своих мучеников. Просто не та.
Редакционная коллегия журнала рассказала нам о том, что при формировании содержания они руководствуются исключительно критериями научности, а сам формат издания охарактеризовали как светский. Это означает, что он дистанцирован как от религиозно-апологических, так и от религиозно-обличительных целей. Редакция издания подчеркивает, что не связана ни с одной из существующих конфессий; при этом, конечно, его авторы по личным убеждениям стоят на религиозных или нерелигиозных позициях.
В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов разворачивается острая, порой непримиримая полемика о месте и роли религиоведения и ее различных школ и направлений в нашей жизни.