Трудно богу доказать свое алиби.
Лец Станислав

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (16)


Разное
Газета и социологи попытались выяснить, какую роль играет в жизни россиян вера в Бога


В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога верят 84% россиян. Православными себя называют 63% наших сограждан, мусульманами – 6%, католиками и буддистами – по 1%, последователей других традиционных религий и того меньше, а 16% населения страны записались в стойкие атеисты. Эти цифры, которые появились сегодня на лентах информационных агентств, – результат совместного проекта "Известий" и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Важнее при этом были не количественные показатели, тем более что люди далеко не всегда говорят социологам всю правду, а попытка разобраться, какую роль вера в Бога играет сегодня в жизни нашего общества, отмечается в газете. Происходит ли на самом деле возвращение России к храму и куда оно может нас привести?

Руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования (ИНОП) Михаил Тарусин не сомневается в том, что религиозное возрождение в нашем обществе идет. По его данным, в начале 1990-х годов, когда во ВЦИОМе ему пришлось заниматься разработкой блока вопросов по религии, православными себя называли лишь 34% взрослого населения страны, в 1999 году их было уже примерно 50%, сегодня – свыше 60%. Количество воцерковленных людей, то есть тех, кто посещает храмы хотя бы раз в месяц и регулярно исполняет таинство причастия, тоже растет. В "перестроечные" годы их было около 4%, а сейчас, по разным оценкам, 10–12%. Конечно, по большому счету, они не православные, это люди, которым близка историко-культурная традиция православия, они считают, что "это наше", и представляют собой потенциал для распространения подлинного православия, считает собеседник газеты.

Действительно, отвечая на сформулированный "Известиями" вопрос "Что означает религия для вас лично?", чаще всего респонденты ВЦИОМа отвечали: "Это национальная традиция, вера предков". При этом почти половина людей, назвавшихся верующими, признались, что никаких религиозных обрядов не исполняют. Религиозные деятели обычно отвечают на этот упрек: состояние паствы сегодня действительно таково, что не все строго следуют канонам. Но это вовсе не значит, что люди, приходящие в храм лишь по праздникам, окрестить ребенка, венчаться, отпевать, освятить дом или машину, – неверующие. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в интервью "Известиям" заметил: "Если человек просто с чистым сердцем поставил свечку – это уже добрый знак", и значит, нет никаких оснований лишать граждан прав на обучение детей своей религии, на возможность полноценной церковной жизни в армии.

Еще одним бесспорным фактом, который, как считает газета, подтверждается опросом, а также многими подобными исследованиями, является омоложение религиозной части российского общества. По словам Тарусина, облик среднестатистического православного верующего за последние годы сильно изменился. Еще 15 лет назад храмы были заполнены в основном людьми лет 60, сегодня средний возраст уменьшился до 48 лет, что уже гораздо ближе к среднему возрасту населения в целом – 44 года. Более того, опрос ВЦИОМа показал, что православными называют себя 58% самых молодых россиян, которым еще не исполнилось 25 лет. Та же тенденция отмечается и среди последователей ислама, отмечается в публикации "Известий".

Еще немного о данных ВЦИОМ

Опрос ВЦИОМ проводился в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Если обратиться непосредственно к его данным (информацию приводит сегодня "Интерфакс"), то результаты выглядят следующим образом:

12% россиян верят в Бога, но никакую религию не исповедуют, 16% респондентов, как уже отмечалось выше, составляют неверующие.

Религия для опрошенных россиян - это, прежде всего, вера предков, национальная традиция (отмечают 36% опрошенных) и следование моральным и нравственным нормам (28%). Для 16% респондентов религия - часть мировой культуры и истории. Столько же опрошенных отмечают, что это личное спасение, общение с Богом.

Для 9% опрошенных главным является соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни. Между тем, 14% отмечают, что для них религия ничего не значит.

По сравнению с ноябрем прошлого года, менее значимым стало отношение к религии как к национальной традиции (42% и 36%) и возросло значение моральной составляющей (24% и 28%).

Регулярное соблюдение религиозных обрядов (не реже раза в месяц) характерно для 11% респондентов. Четверть опрошенных (26%) отмечают только основные религиозные праздники, еще примерно столько же (24%) соблюдают обряды от случая к случаю, тогда как 37% никаких обрядов не исполняют.

Кого православные считают своими врагами

Последователи православия его врагами считают прежде всего сектантов (на это указывают 26% опрошенных), в меньшей мере – оккультистов, последователей магии, астрологов (9%); представителей нехристианских религий (5%); других ветвей христианства (2%) или атеистов (4%). Четверть опрошенных (24%) никого не называют в качестве врагов православия.

Готовы ли россияне защищать свою веру с оружием в руках

Большинство опрошенных (74%) не готовы защищать свою веру с оружием в руках, даже если к этому призовут их духовные лидеры. Личное участие в религиозной войне возможно для 14% респондентов, причем скорее для опрошенных до 45 лет (16-18%), чем людей старше этого возраста (11%).

Оскорбление религиозных святынь также не повод для применения оружия, полагают две трети опрошенных (69%). Указывают, что готовы с оружием в руках защищать свою веру от богохульства, 16% опрошенных; прежде всего это респонденты до 45 лет (17-22%), а не те, кто старше (12-13%).

Оставить отзыв. (16)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa