Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.
Шоу Бернард

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости


Система Orphus



Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное





Оставить отзыв. (185)


Борис Коллендер
Агностики - вежливые атеисты


Термин атеизм, как это широко известно, образовался путем прибавления отрицательной частички «а» к слову «теизм», означающий веру в Бога  (theos – в переводе с греческого – Бог).  На этом и некоторых других основаниях теологи (религиозно верующие) считают, что атеизм – это тоже вера. Подобное утверждения у многих атеистов вызывает возмущение.  Они, в противоположность теологам, говорят, что атеизм – это не вера, а 100% знание отсутствия Бога и основанием такого утверждения является наука.  Поэтому атеизм научный.  Попробуем спокойно разобраться в этом.


      Начнём с того, что ни в науке, ни в самом атеизме нет строгих доказательств отсутствия Бога. Таких доказательств принципиально не может быть, ибо невозможно доказать отсутствие того, чьи материальные признаки неизвестны. Что касается духовных признаков, то единственный их индикатор - человеческое сознание, которое у каждого своё и которое в принципе субъективно. (См. «Информация и Сознание», http://www.computerra.ru/readitorial/394724/) Вопрос существования или отсутсвия Бога не является предметом научных изысканий, поэтому и атеизм не имеет такой непосредственной опоры для своего утверждения.

      Вообще говоря, знания – это просто некоторая совокупность информации, находящаяся в нашем распоряжении.  Скажем, мы можем знать содержание сказок, мифов, Библии или результатов научных экспериментов.  Говоря о знании «отсутствия Бога», атеисты имеют виду истинные знания.  Т.е информацию, истинность которой доказана.  Истина, согласно материалистическому мировоззрению, соответствие наших представлений (знаний) действительности. Или, в более широком аспекте, согласно Карлу Попперу, научные знания истинны, потому что они верифицированы и фальсифицированы.  Однако, как уже сказанно, в отношении Бога наука такими знаниями не располагает, поэтому и у атеизма этих знаний нет.

      Что же есть?  Есть вера, основанная на научных знаниях.  Разберёмся в характере этой веры.

      Мы покупаем билет на авиарейс в полной уверенности, что самолёт долетит до пункта назначения.  Хотя мы знаем, что бывают и авиакатастрофы, происходящие по самым различным причинам.  Что придаёт нам уверенность, веру!, что самолет довезёт нас живыми и здоровыми?  А то, что самолёты построены на основе научных (истинных) знаний, многократно испытаны и опыт показывает, что вероятность крушения чрезвычайно мала. Поэтому наша вера, как психологическое состояние правоты наших представлений, опирается на указанный опыт и научные знания (которыми пассажир может и не обладать), но сама по себе вера не является знанием.

      Подобным образом обстоит дело и с атеизмом как верой в отсутствие Бога.  Все научные знания, как уже не однажды сказано, «для своего объяснения не нуждаются в гипотезе Бога», но они и не доказывают его отсутствие.  Уверенность в его отсутствии – это частный вывод атеистов, как они считают – логический вывод, из вышеприведенной мысли.  Подобно тому, как наш опыт и участие научных знаний в создании самолётов дают нам уверенность, что мы долетим до пункта назначения, точно также наш опыт и научные знания дают нам веру, что Бога нет.  Можно было бы ещё добавить, что наши знания и наша вера, если копнуть глубже, имеет вероятностный характер, но достаточно и этого простого напоминания, чтобы сделать заключение: атеизм – это вера.

       Этимология слова «атеизм» говорит, что атеисты – это те, кто НЕ ВЕРИТ в Бога. Это и есть точное определение атеистов. А то, что это неверие опирается на науку – вторично, хотя и очень важно.  Между прочим, вера теистов тоже опирается на знания.  Но на знания ненаучного, а часто и антинаучного характера.

      Если рассматривать атеизм как название раздела философии, занимающегося антирелигиозными материалами, то название «научный атеизм» вполне легитимно, т.к. наука в основном и предоставляет такие материалы.

      Между двумя верами теистов и атеистов располагается ещё одна вера – агностиков. Их кредо: «поскольку существование Бога не доказано (реверанс в сторону атеистов) и его отсутствие тоже (реверанс в сторону верующих), то мы, агностики, полагаем, что заниматься вопросом существования Бога не имеет смысла».  Эта компромиссная позиция, как показывает статистика, устраивает очень многих – сегодня в мире агностиков больше, чем атеистов.

      Агностицизм (от греческого agnostic – неизвестный), согласно определению, – учение о непознаваемости истинного бытия.  В более широком смысле - о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.  Между тем, на практике, агностики – это обычно высоколобые интеллектуалы: философы, ученые, продвинутые журналисты. О них не скажешь, что они принимают доктрину непознаваемости истины и объективного мира.  Напротив, это они те самые, что составляют тонкий слой образованной элиты. А их суждения об окружающем мире, в противоположность определению агностицизма, полны здравого и научного смысла.  Они, как и атеисты не верят в религиозные догматы и этого достаточно, чтобы причислить их к сообществу атеистов. В философии существует даже термин агностический атеизм для обозначения такого положения.

      Атеисты и агностики схожи в отрицании религиозных догм.  Разница между ними заключается в том, что атеисты убеждены в абсолютном отсутствии Бога, а у агностиков вероятность его отсутствия меньше 100%. Агностики – это вежливые атеисты.  Кроме того, отвергая атеизм, агностики подчёркивают своё отмежевание от так называемого «большевистского атеизма», который разрушал религиозные храмы и рубил головы (в прямом и переносном смысле) священнослужителям. Тут их понять и поддержать, разумеется, можно.  Агностикам также не хочется влезать в вечный спор между теистами и атеистами, положительного исхода из которого не видно.  В российской действительности, где настроение общества сильно сдвинуто в религиозную сторону, выступать против, как говориться, себе дороже.

      В результате, называя себя агностиками, такие люди, мягко говоря, вежливо уходят от решения проблем правильного просвещения народа. А, говоря жёстко – поступают приспособленчески.  Они не поддержали в прошлом году выступление десяти академиков против клерикализма; они не выступают против введения религиозных дисциплин в школьные курсы и этим способствуют широкой эмансипации православия и ислама.  Иными словами, им безразлично будущее народа. И это прискорбно.

Оставить отзыв. (185)



Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa