Сегодня в обязательном порядке нужно включать изучение основ веры в наше школьное образование при соблюдении добровольности митрополит Кирилл (Гундяев)
В Москве в Государственном центре современного искусства состоялся "круглый стол" на тему "Актуальное искусство и свобода совести". Художники, искусствоведы, религиозные и общественные деятели обсуждали события в Сахаровском центре, где группа вандалов разгромила выставку "Осторожно, религия!" (см. "Ъ" от 20 и 21 января). Сошлись на том, что худшее еще впереди.
За художников пока что вступилось только общероссийское общественное движение "За права человека". Распространенный им документ называется "О клерикальном большевизме". Проявлением "клерикального большевизма" авторы заявления считают, в частности, официальную позицию РПЦ, "фактически оправдавшую" действия погромщиков и "приравнявшую вандализм и антиклерикальную экспозицию".
В то же время группа "деятелей науки и культуры", среди которых были Никита Михалков, Николай Бурляев, Валентин Распутин, Василий Белов, Игорь Шафаревич, Илья Глазунов и Вячеслав Клыков, выступила с заявлением, в котором художественная выставка провозглашалась "сознательным сатанизмом" и "оскорблением национальной святыни, православия, русской нации, веры отцов, самой России". Саму выставку подписавшие обращение явно не видели, описания произведений искажены да и экскурсы в творческую биографию участников выставки - Олега Кулика и Авдея Тер-Оганяна - откровенно перевраны. Но это и неважно. Похоже, что если бы в Сахаровском центре были выставлены одни иконы, то названия "Осторожно, религия!" в сочетании с участием Авдея Тер-Оганяна хватило бы для того, чтобы "оскорбить религиозные чувства".
"Зря вы все-таки выставили эту работу - "РПЦ" в советских праздничных лампочках, нельзя все же приравнивать церковь и коммунизм", - высказался вполне лояльно настроенный по отношению к художникам представитель христианского радио "София". На что автор работы художник Василий Флоренский (кстати, дальний родственник отца Павла Флоренского) сказал, что своей работой хотел выразить исключительно свое позитивное отношение к церкви.
Выступавшие на "круглом столе" в ГЦСИ художники недоумевали, почему им, потерпевшим, все время приходится оправдываться, извиняться и объяснять, что в их намерения вовсе не входило обижать верующих. Формально закон пока что на стороне художников - именно они выступают как потерпевшие. Внятных поводов для обвинений в разжигании национальной и религиозной розни выставка явно не дает. Как заметили многие участники "круглого стола" в ГЦСИ, скорее уж под эту статью подпадают авторы листовок и подписанты "Обращения деятелей искусства и науки", заканчивающегося призывом: "Это событие как бы бьет в набат. Оно должно стать последней каплей, переполнившей чашу народного терпения..."
Несмотря на то что погромщики были немедленно задержаны, участников и организаторов выставки "Осторожно, религия!" не оставляет ощущение опасности. В последующие за разгромом экспозиции дни художники подвергались откровенному запугиванию. Вокруг Сахаровского центра разбрасывались листовки, в которых художников обвиняли в "осквернении святынь", "духовном терроре" и даже "геноциде христиан". А всех истинно верующих призывали к подаче заявлений в прокуратуру с требованием привлечь организаторов к уголовной ответственности по статье "Разжигание национальной и религиозной розни". По этой статье в свое время были возбуждены уголовные процессы против художников Авдея Тер-Оганяна и Олега Мавромати, которые вынуждены были эмигрировать из России, получив убежище на Западе.