Дирекция Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова 21 января решила прекратить демонстрацию выставки «Осторожно, религия!», которая должна была проходить до 9 февраля. Поводом стал погром, учиненный 18 января шестью «посетителями». Художники — авторы представленных картин с этим решением дирекции не согласны.
Выставка «Осторожно, религия!» открылась в «Сахаровском центре» 14 января. Само название, по словам ее участников и организаторов, носило двоякий смысл. С одной стороны — необходимость уважения прав верующих, их убеждений. С другой стороны — предостережение против религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости.
Были ли там нечто оскорбительное для верующих? Учитывая индивидуальность любого восприятия, мы воздержимся от оценок, а лишь расскажем об экспонатах. Там был, скажем, плакат, на котором возле лика Иисуса Христа имелась надпись по-английски: «Кока-кола — моя кровь»; там была фигура Иисуса с дыркой вместо лица, в которую любой мог всунуть свою голову. Была картина Тайной вечери, где на месте Иисуса красовалась маленькое зеркальце.
18 января в зал вошли шестеро. Кроме них в это время посетителей в зале не было. Вошедшие стали все вокруг громить, ломать, замазывать краской картины, писать на них «Вы — бесы», «Кощунство», «Гады», «Мрази», «Вы ненавидите православие». На плакате с Кока-колой краской облили именно лик Христа. Смотрительница заперла погромщиков снаружи и вызвала милицию. Милиция прибыла через четыре минуты, всех задержала, но очень скоро «переписав», отпустила. Прокуратура Таганского района возбудила уголовное дело по статье 213 УК РФ («Хулиганство»).
На сегодняшней пресс-конференции директор «Сахаровского центра» Юрий Самодуров объяснил решение досрочно закрыть выставку тем, что большинство картин сильно повреждено, и именно зрелище погрома станет привлекать общественное внимание. Художники (Константин Батынков, Герман Виноградов, Вадим Кругликов и другие) полагают, что именно по этой причине выставку следует продлить, пусть все видят «вандализм в действии». Авторы картин в своих выступлениях подчеркивали, что не имели намерения оскорбить кого-либо.
На пресс-конференции выступил депутат Госдумы, член совета «Сахаровского центра» Сергей Ковалев. Он говорил о том, что в демократическом светском государстве недопустима ни атеистическая, ни религиозная тирания, что церковь не должна «сращиваться» с государством, хотя руководство патриархии постоянно стремится «войти во власть». История с разгромленной выставкой лишний раз это подтвердила. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Всеволод Чаплин уже заявлял, что милиция должна была пресечь, прежде всего, открытие этой выставки. Комментарии излишни.
Юрий Самодуров заявил, что в зале, где проходит пресс-конференция, присутствует один из погромщиков. Он может выступить, правда, в зал с экспонатами его не пустят.
Погромщик показывать себя не стал, но и без него было много журналистов «православных», «патриотических» изданий, которые стали обвинять авторов картин и организаторов выставки в «сатанизме» и других подобных преступлениях. Сурово спрашивали, почему тематика была исключительно христианская, а не буддистская, не исламская (художники отвечали, что считают христианство своей религией, отсюда и тематика). Редактор газеты «Русский набат» Александр Штильмарк сказал, что если бы вот так издевались над исламом, всех устроителей давно бы уже перерезали.
Директор музея Юрий Самодуров попытался найти некий компромисс, выразив свое особое мнение. Оно заключается в том, что выставки со, скажем так, «щекотливой» тематикой следует предварять следующим объявлением: «Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова приносит извинения посетителям, чьи добросовестные убеждения и глубокие чувства задеты темой выставки и представленными на ней работами. Мы считаем эту тему важной и не хотели Вас оскорбить». Возможно, если речь идет о религии, в этом есть резон. Но в основном тематикой «сахаровского центра» являются преступления тоталитарного советского режима, а в стране есть люди, которые боготворят Ленина и Сталина. Не извиняться же перед ними. |