|
|
|
Разное |
Кому на Руси жить хорошо?
Темы "РПЦ наживается и сигаретах" и прочие давно уже приелись и известны всему миру - публикации были даже в The Times и The Telegraph. Рассмотрим тему с той же стороны - юридической. То есть: как государство смотрит на бизнес такой некоммерческой структуры, как РПЦ? Да хорошо смотрит. "Чтоб я так жил!" (c) Согласно существующему законодательству религиозные организации наделяются значительными налоговыми льготами. Для начала посмотрим - какими, а потом все вместе зададимся вопросом: "А за какие, собственно, заслуги?!" Итак, согласно ст. 149 действующего налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению ряд операций, в числе которых указаны:
Ситуация, при которой деятельность приносит непосредственную экономическую выгоду (религиозные обряды за бесплатно попы проводить не будут, и не надо потрясать единичными случаями) и не облагается налогами, вызывает недоумение. Если вам эта ситуация кажется вполне допустимой, задумайтесь вот над чем: налоги, взимаемые с выполненных работ или реализованных товаров, закладываются в их стоимость. То есть, приобретая буханку хлеба (бутылку водки, "Жигуль" и т.д.), вы оплачиваете не только труд по изготовлению вещи, но и платите государству сумму денег, которую оно, государство, хотело бы с реализации данного товара получить. То есть государство не считает зазорным получать деньги при удовлетворении гражданами своих потребностей в пище, повышении культурного или образовательного уровня, отдыхе и т.д. Вместе с тем, если кто-то решил, что ему позарез нужно проведение какого-нибудь религиозного обряда, он платит исключительно священнику, то есть фактически в удовлетворении своих потребностей верующие оказываются в более привилегированном положении, чем атеисты. В связи с некоторыми изменениями в новом налоговом кодексе в стане религионеров поднялась паника. Как прозвучало это в передачи от "Эха Москвы" 25 января 2001 (сообщение ИТАР-ТАСС): "Патриарх подчеркивает, что реализация предметов религиозного назначения не может быть отнесена к понятию "продажа". Покупка в храмах свечей, просфор, предметов религиозного обихода - это форма пожертвования, причем добровольного, считает предстоятель." Вот более свежее возмущение по тому же поводу, "Обращение клириков и мирян Самарской епархии по поводу вступления в силу нового Налогового кодекса" от 28 марта 2002 г.:
Получается по меньшей мере оригинально: идя в магазин за пивом, я никак не могу пожертвовать деньги, чтобы мне подарили пиво, а именно плачу (с учетом акциза, НДС и т.д.); верующий же, приходя в церковь и там отовариваясь, при всем желании заплатить за свечку не может, а может только пожертвовать. Не удивительно, что ни в одной церкви нет кассовых аппаратов - излишняя деталь обстановки. Идею предоставления привилегий религионерам проводит и Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Согласно ст. 6:
Таким образом, на совершенно законных основаниях та же РПЦ (на ее месте могла бы быть и ваша религиозная организация) запускает фабрику по производству предметов культа - нательных крестиков из драгоценных металлов, цепочек к ним и т.д., после чего спокойно реализует все это, получая "лавье чистоганом" (прошу прощения за уголовную терминологию - навеяло что-то...) Это, кстати, не шутка. Цитирую статью О. Грековой "Златая цепь на дуре той":
Доводя данную ситуацию до абсурда, можно задать вопрос: "А что будет, если в ходе очередного патриаршего собора будет принято решение о том, что 600-й "Мерседес" также является предметом культа при условии, что мерседесовский значок на капоте будет заменен православным крестиком?" Отвечаю: а он тоже не будет облагаться налогом. "Мерседес", а не только значок. Законодательство такое. И не надо улыбаться - я абсолютно серьезен. Прецеденты уже были. Правда, несколько пожиже, чем 600-е "мерсы", но тем не менее... Откроем газету "Время" за 14 октября 1999, № 190(337), стр. 3 и прочитаем статью "Святая вода", в которой описывается, как в городе Белокурихе Алтайского края церковь подала в суд на городскую налоговую инспекцию и отстояла право не платить налог на добавленную стоимость с газированной святой воды:
Ну и конечно же, церковные бизнесмены тщательно следят за тем, чтобы не было конкуренции. Характерный случай произошел в Хабаровске. В крупнейший муниципальный магазин "Книжный мир" пришли облаченные в черные рясы представители Хабаровской епархии. Они доставили директору магазина строгое послание епископа Хабаровского Марка. В этом письме он настоятельно просил дирекцию магазина прекратить продажу литературы духовного содержания, аргументируя свою позицию тем, что деньги, вырученные от продажи книг в магазине, "идут на личное обогащение". В то время, как деньги, вырученные от продажи книг в церкви, идут "на восстановление храмов". В связи со всем вышеизложенным епископ Марк в жесткой форме потребовал "предъявить" ему совершенно немыслимые документы: договор между магазином и Патриархией, а также "лицензию, разрешающую магазину продажу церковной литературы". В переводе на нормальный язык: церковная власть потребовала от власти светской, чтобы та испросила у нее разрешения на торговлю книгами, в том числе и произведениями классиков русской художественной литературы - Лескова и Шмелева, продававшимися в том же отделе. Через несколько дней магазин получил команду из управления торговли и питания администрации Хабаровского края: отдел духовной литературы закрыть! Что и было сделано. Так что, когда задеваются коммерческие интересы церкви, она вполне способна отстоять их, "наехав" на любого конкурента. Включая государство. Причем магазину еще повезло, он все же государственный. А со своими коллегами, также отделенными от государства, но не имеющими государственной "крыши", РПЦ не церемонится. Например, в субботу 6 января 1999 г. в кладбищенский храм Св. Николая Чудотворца на Затенкинском кладбище в городе Кинешме, принадлежавший Российской Православной Автономной церкви, прибыл представитель Московской Патриархии иеромонах Виталий в сопровождении представителей УВД, охранного предприятия "Монолит" и бизнесмена П.А. Орехова, предприятиями, принадлежащими которому, контролируется значительная часть Суздаля. Орехов считается Московской Патриархией "ктитором" храма. В это время в храме находился только сторож. Представитель МП с сопровождавшими его лицами взломал замок и заявил, что храм занят МП, поставлен под охрану, что будет произведена "опись имущества", и что отныне здесь ни прежнего настоятеля, ни его прихожан не будет, потому что их сюда не пустят. И стало так. Более детально проработан вопрос налогообложения религиозных организаций в Приказе МНС РФ от 15 июня 2000 г. № БГ-3-02/231 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций":
Но церковь нарушает даже такое либеральное законодательство: достаточно вспомнить вышеупомянутый скандал, связанный с ввозом на территорию РФ табачных и алкогольных (то есть подакцизных) товаров как благотворительных для РПЦ. Теперь снова цитата, но уже из Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий":
Разберем по порядку. Пункт "а" никаких претензий не вызывает. Действительно, если организация существует за счет дотаций из госбюджета, не имеет смысла часть получаемых от государства средств после ряда трудоемких операций отдавать обратно государству. Куда проще будет изначально "недоплатить" бюджетной организации. Пункт "б". Чем руководствовалась Госдума, внося в закон данный пункт, я ответить не могу, однако скорее всего имеет место элементарная поддержка жизненно важной отрасли - развитие российского сельского хозяйства. Так или иначе, но предоставление льгот, в том числе и по налогам, - обычная практика в отношении тех отраслей, которые необходимо развить в короткие сроки. Пункт "в" Видимо, обоснование внесения данной категории предприятий в список аналогично предыдущему пункту. Также снижается стоимость продукции протезно-ортопедических предприятий, что немаловажно: как правило, инвалиды являются малоимущей прослойкой населения. Пункт "г". Брать налоги с образования и культуры вообще нелогично. Это - всегда убыточные отрасли (только не надо к культуре шоу-бизнес относить). При этом грамотные специалисты, сумевшие получить образование в силу его относительной дешевизны, куда важнее, чем сиюминутные экономические выгоды (весьма и весьма незначительные). Пункт "д". О национально-культурных обществах разговор отдельный, достойный самостоятельной статьи, но вот почему в список "льготников" попали религиозные организации? Какая от них выгода государству или гражданам? Может быть, ускоренное развитие церквей сейчас принесет пользу впоследствии? Или верующий гражданин значительно лучше неверующего? Согласно Закону РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" от уплаты этого самого налога освобождаются: "...религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры...". Если учесть, что именно такие здания и получает от государства церковь (об этом далее) можно с уверенностью заявить, что и в случае взимания налога на землю, у церкви снова не удалось отобрать "кесарево". Помимо религиозных организаций от налога на землю освобождены научные, учебные, бюджетные и культурные организации, плюс некоторые льготы предоставлены сельскохозяйственным предприятиям, - то есть законодатель снова непонятно на каком основании уровнял церковь с институтами или музеями. Оценить доходы религиозных организаций в РФ не представляется возможным даже примерно. Законодательство построено таким образом, что отсутствует сама методическая база для осуществления контроля доходов церкви (в том числе и доходов, не облагаемых налогами). См. по этому поводу статью Н. Митрохина "Экономика Русской православной церкви". Вот так: обанкротились сотни предприятий, встают заводы, учреждения образования и культуры дышат на ладан, и только РПЦ и Ко оказывается одним из немногих предприятий, имеющим стабильный доход в условиях кризиса, постоянно расширяющим сферы своей деятельности и имеющим колоссальное лобби в органах госвласти. Из реальных конкурентов РПЦ я бы решился назвать разве что "Газпром" и "ЛукОйл", но и здесь патриарх имеет дружеские связи (например, в 1999 году Патриарх публично поддержал Рэма Вяхирева в переизбрании его главой "Газпрома"). При этом "люди в черном" с крестами на шеях не стесняются ходить по улицам и вагонам поездов, собирая пожертвования на "восстановление храма". Рекламная пауза: РПЦ - предприятие, имеющее на территории России 1000-летнюю историю, предприятие, пережившее сотни экономических и политических кризисов, пережившее войну и еще более трудное мирное время. РПЦ не знает, что такое банкротство или сокращение штатов. РПЦ с готовностью примет в свои ряды бывших сотрудников КГБ, секретарей обкомов и райкомов, отставных военных и пр. и пр. Не являются препятствием для приема на работу в РПЦ активная атеистическая деятельность и наличие судимостей в прошлом. Кстати о рекламе: РЕКОМЕНДАЦИИ Общественного методического Совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Приняты на заседании Совета 22 декабря 2000 г.
Ну как? Крайне не рекомендуется заниматься сравнительным религиоведением, критиковать религии вообще, трансляция пасхи по всем каналам ТВ (и даже без рекламных вставок) - это не религиозная программа, а "материал о религии", ну а о том, что все религии по закону равны, но есть и более равные - говорилось уже неоднократно, но здесь это выражено настолько нагло, что и сказать-то нечего. Ладно, с налогами вроде разобрались. Но неужели государство помогает отделенной от себя РПЦ только пассивно? Что вы :-)
|
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|