Мне не нужен бог, который не умеет ответить на мои вопросы...
Шоу Бернард

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (10)


Warrax
Кому на Руси жить хорошо?


- Каким ножом надо снимать шкуру с попа?

- Консервным. Обычный затупится о золотое шитье...

Темы "РПЦ наживается и сигаретах" и прочие давно уже приелись и известны всему миру - публикации были даже в The Times и The Telegraph. Рассмотрим тему с той же стороны - юридической. То есть: как государство смотрит на бизнес такой некоммерческой структуры, как РПЦ?

Да хорошо смотрит. "Чтоб я так жил!" (c)

Согласно существующему законодательству религиозные организации наделяются значительными налоговыми льготами. Для начала посмотрим - какими, а потом все вместе зададимся вопросом: "А за какие, собственно, заслуги?!"

Итак, согласно ст. 149 действующего налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению ряд операций, в числе которых указаны:

"...реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения ... производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;... ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, а также культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций..."

Ситуация, при которой деятельность приносит непосредственную экономическую выгоду (религиозные обряды за бесплатно попы проводить не будут, и не надо потрясать единичными случаями) и не облагается налогами, вызывает недоумение. Если вам эта ситуация кажется вполне допустимой, задумайтесь вот над чем: налоги, взимаемые с выполненных работ или реализованных товаров, закладываются в их стоимость. То есть, приобретая буханку хлеба (бутылку водки, "Жигуль" и т.д.), вы оплачиваете не только труд по изготовлению вещи, но и платите государству сумму денег, которую оно, государство, хотело бы с реализации данного товара получить. То есть государство не считает зазорным получать деньги при удовлетворении гражданами своих потребностей в пище, повышении культурного или образовательного уровня, отдыхе и т.д. Вместе с тем, если кто-то решил, что ему позарез нужно проведение какого-нибудь религиозного обряда, он платит исключительно священнику, то есть фактически в удовлетворении своих потребностей верующие оказываются в более привилегированном положении, чем атеисты.

В связи с некоторыми изменениями в новом налоговом кодексе в стане религионеров поднялась паника.

Как прозвучало это в передачи от "Эха Москвы" 25 января 2001 (сообщение ИТАР-ТАСС): "Патриарх подчеркивает, что реализация предметов религиозного назначения не может быть отнесена к понятию "продажа". Покупка в храмах свечей, просфор, предметов религиозного обихода - это форма пожертвования, причем добровольного, считает предстоятель."

Вот более свежее возмущение по тому же поводу, "Обращение клириков и мирян Самарской епархии по поводу вступления в силу нового Налогового кодекса" от 28 марта 2002 г.:

"Мы, клирики и миряне Самарской епархии Русской Православной Церкви, глубоко озабочены положением, в котором оказались приходы РПЦ после вступления в силу Налогового кодекса РФ. Этим документом Мать-Церковь не только лишена каких бы то ни было льгот... авторы Налогового кодекса ввели в соблазн немалую часть сограждан, дерзнув придать товарно-денежный вид мистической стороне жизни Церкви... налоговики сами того, возможно, не понимая, претендуют на часть жертвы, приносимой к алтарю Божьему, что есть несомненное святотатство. ... По нашему разумению старушка, пришедшая в храм и купившая свечку или иконку, отныне подвергается религиозной дискриминации, некоему "поражению в правах", поскольку будет вынуждена уже после выплаты ей всех налогов государству платить ему еще и за "удовлетворение своих религиозных потребностей". Конституционно ли это - вот в чем большой вопрос... государство рассматривает Церковь в самом что ни на есть общем контексте и уравнивает ее со всеми государственными институтами и хозяйствующими субъектами. Это ли не пример лукавства и манипуляции терминами?"

Получается по меньшей мере оригинально: идя в магазин за пивом, я никак не могу пожертвовать деньги, чтобы мне подарили пиво, а именно плачу (с учетом акциза, НДС и т.д.); верующий же, приходя в церковь и там отовариваясь, при всем желании заплатить за свечку не может, а может только пожертвовать. Не удивительно, что ни в одной церкви нет кассовых аппаратов - излишняя деталь обстановки.

Идею предоставления привилегий религионерам проводит и Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Согласно ст. 6:

"Не подлежит налогообложению прибыль: религиозных объединений, предприятий, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений, от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, а также иная прибыль указанных предприятий и хозяйственных обществ в части, используемой на осуществление этими объединениями религиозной деятельности."

Таким образом, на совершенно законных основаниях та же РПЦ (на ее месте могла бы быть и ваша религиозная организация) запускает фабрику по производству предметов культа - нательных крестиков из драгоценных металлов, цепочек к ним и т.д., после чего спокойно реализует все это, получая "лавье чистоганом" (прошу прощения за уголовную терминологию - навеяло что-то...)

Это, кстати, не шутка. Цитирую статью О. Грековой "Златая цепь на дуре той":

"Здесь нет ни весов, ни лупы, ни документов на товар. Вместо "Уголка потребителя" висят иконы, а вместо чека верующие в лучшем случае получают бумажку со штампом храма. На любой вопрос (о лицензии на право торговли драгметаллами, весах или сертификатах на золото) набожные продавцы тупят глаза и елейным голосом отвечают: все деньги идут в пользу храма - вы не богохульствуйте, а молитесь.

В свое время руководство Русской православной церкви пролоббировало через Госдуму разрешение для религиозных организаций и их предприятий торговать предметами культа и религиозной литературой без кассовых аппаратов. Что это означает? Да то, что церковным коммерсантам не нужно платить никаких налогов, вся прибыль от торговли поступает в их карман.

- РПЦ создала крупнейшую в России сеть нелегального сбыта золотых и серебряных изделий, - считает вице-президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - Налоговые льготы притягивают мошенников, которые прикрываются православием, как броней. По нашим оценкам, для обеспечения рынка предметов культа нелегально производится треть (! - Авт.) всех золотых изделий.

...Официальный оборот золотых изделий на московском рынке составляет от семи до восьми тысяч килограммов в год (от 100 до 120 миллионов долларов). Из всего этого добра, по оценке Пробирной палаты, около 15% изделий - поддельные. МВД дает более высокую цифру - порядка 40% фальшивок. В Национальной ассоциации ювелирной торговли уверены, что "левого" золота - больше 50%. "

Доводя данную ситуацию до абсурда, можно задать вопрос: "А что будет, если в ходе очередного патриаршего собора будет принято решение о том, что 600-й "Мерседес" также является предметом культа при условии, что мерседесовский значок на капоте будет заменен православным крестиком?"

Отвечаю: а он тоже не будет облагаться налогом. "Мерседес", а не только значок. Законодательство такое. И не надо улыбаться - я абсолютно серьезен. Прецеденты уже были. Правда, несколько пожиже, чем 600-е "мерсы", но тем не менее...

Откроем газету "Время" за 14 октября 1999, № 190(337), стр. 3 и прочитаем статью "Святая вода", в которой описывается, как в городе Белокурихе Алтайского края церковь подала в суд на городскую налоговую инспекцию и отстояла право не платить налог на добавленную стоимость с газированной святой воды:

"Белокуриха - курорт республиканского значения. Большинство источников здесь минеральные. Источник у храма св. Пантелеймона - тоже, в нем обнаружено повышенное содержание ионов серебра. Настоятель церкви отец Сергий Ходаковский решил разливать воду в пластиковые бутылки с оригинальной этикеткой, газировать и продавать. Однако платить НДС настоятель отказался. По его мнению, вода является предметом религиозного культа, а не продуктом питания, поскольку "приобретает свои ценные качества в силу благословения епископом и освящения в храме"."

"Церковные юристы спрашивают меня на суде, почему святая вода должна облагаться налогом, - рассказывает г-н Волокитин [руководитель налоговой инспекции Белокурихи]. - Ну хорошо, а газ, который в нее добавляется, тоже святой? Оказывается, да, потому что если капнуть святой водой в сосуд с обычной, то и обычная превращается в святую и становится предметом культа. Что же тогда, если святую воду смешать со спиртом, то получится необлагаемая налогом водка?"

Ну и конечно же, церковные бизнесмены тщательно следят за тем, чтобы не было конкуренции.

Характерный случай произошел в Хабаровске. В крупнейший муниципальный магазин "Книжный мир" пришли облаченные в черные рясы представители Хабаровской епархии. Они доставили директору магазина строгое послание епископа Хабаровского Марка. В этом письме он настоятельно просил дирекцию магазина прекратить продажу литературы духовного содержания, аргументируя свою позицию тем, что деньги, вырученные от продажи книг в магазине, "идут на личное обогащение". В то время, как деньги, вырученные от продажи книг в церкви, идут "на восстановление храмов". В связи со всем вышеизложенным епископ Марк в жесткой форме потребовал "предъявить" ему совершенно немыслимые документы: договор между магазином и Патриархией, а также "лицензию, разрешающую магазину продажу церковной литературы". В переводе на нормальный язык: церковная власть потребовала от власти светской, чтобы та испросила у нее разрешения на торговлю книгами, в том числе и произведениями классиков русской художественной литературы - Лескова и Шмелева, продававшимися в том же отделе.

Через несколько дней магазин получил команду из управления торговли и питания администрации Хабаровского края: отдел духовной литературы закрыть! Что и было сделано. Так что, когда задеваются коммерческие интересы церкви, она вполне способна отстоять их, "наехав" на любого конкурента. Включая государство.

Причем магазину еще повезло, он все же государственный. А со своими коллегами, также отделенными от государства, но не имеющими государственной "крыши", РПЦ не церемонится.

Например, в субботу 6 января 1999 г. в кладбищенский храм Св. Николая Чудотворца на Затенкинском кладбище в городе Кинешме, принадлежавший Российской Православной Автономной церкви, прибыл представитель Московской Патриархии иеромонах Виталий в сопровождении представителей УВД, охранного предприятия "Монолит" и бизнесмена П.А. Орехова, предприятиями, принадлежащими которому, контролируется значительная часть Суздаля. Орехов считается Московской Патриархией "ктитором" храма. В это время в храме находился только сторож. Представитель МП с сопровождавшими его лицами взломал замок и заявил, что храм занят МП, поставлен под охрану, что будет произведена "опись имущества", и что отныне здесь ни прежнего настоятеля, ни его прихожан не будет, потому что их сюда не пустят. И стало так.

Более детально проработан вопрос налогообложения религиозных организаций в Приказе МНС РФ от 15 июня 2000 г. № БГ-3-02/231 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций":

"4.6. Не подлежит налогообложению прибыль:

- религиозных объединений, предприятий, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений, от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, а также иная прибыль указанных предприятий и хозяйственных обществ в части, используемой на осуществление этими объединениями религиозной деятельности. При этом предприятия должны вести раздельный учет прибыли, полученной от указанных видов деятельности. Льгота, предусмотренная настоящим абзацем, не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации (как собственного производства, так и приобретенных) подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных объединений..."

Но церковь нарушает даже такое либеральное законодательство: достаточно вспомнить вышеупомянутый скандал, связанный с ввозом на территорию РФ табачных и алкогольных (то есть подакцизных) товаров как благотворительных для РПЦ.

Теперь снова цитата, но уже из Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий":

"Статья 4. Данным налогом не облагается имущество:

а) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

в) специализированных протезно-ортопедических предприятий;

г) используемое исключительно для нужд образования и культуры;

д) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;"

Разберем по порядку.

Пункт "а" никаких претензий не вызывает. Действительно, если организация существует за счет дотаций из госбюджета, не имеет смысла часть получаемых от государства средств после ряда трудоемких операций отдавать обратно государству. Куда проще будет изначально "недоплатить" бюджетной организации.

Пункт "б". Чем руководствовалась Госдума, внося в закон данный пункт, я ответить не могу, однако скорее всего имеет место элементарная поддержка жизненно важной отрасли - развитие российского сельского хозяйства. Так или иначе, но предоставление льгот, в том числе и по налогам, - обычная практика в отношении тех отраслей, которые необходимо развить в короткие сроки.

Пункт "в" Видимо, обоснование внесения данной категории предприятий в список аналогично предыдущему пункту. Также снижается стоимость продукции протезно-ортопедических предприятий, что немаловажно: как правило, инвалиды являются малоимущей прослойкой населения.

Пункт "г". Брать налоги с образования и культуры вообще нелогично. Это - всегда убыточные отрасли (только не надо к культуре шоу-бизнес относить). При этом грамотные специалисты, сумевшие получить образование в силу его относительной дешевизны, куда важнее, чем сиюминутные экономические выгоды (весьма и весьма незначительные).

Пункт "д". О национально-культурных обществах разговор отдельный, достойный самостоятельной статьи, но вот почему в список "льготников" попали религиозные организации? Какая от них выгода государству или гражданам? Может быть, ускоренное развитие церквей сейчас принесет пользу впоследствии? Или верующий гражданин значительно лучше неверующего?

Согласно Закону РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" от уплаты этого самого налога освобождаются: "...религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры...". Если учесть, что именно такие здания и получает от государства церковь (об этом далее) можно с уверенностью заявить, что и в случае взимания налога на землю, у церкви снова не удалось отобрать "кесарево". Помимо религиозных организаций от налога на землю освобождены научные, учебные, бюджетные и культурные организации, плюс некоторые льготы предоставлены сельскохозяйственным предприятиям, - то есть законодатель снова непонятно на каком основании уровнял церковь с институтами или музеями.

Оценить доходы религиозных организаций в РФ не представляется возможным даже примерно. Законодательство построено таким образом, что отсутствует сама методическая база для осуществления контроля доходов церкви (в том числе и доходов, не облагаемых налогами). См. по этому поводу статью Н. Митрохина "Экономика Русской православной церкви".

Вот так: обанкротились сотни предприятий, встают заводы, учреждения образования и культуры дышат на ладан, и только РПЦ и Ко оказывается одним из немногих предприятий, имеющим стабильный доход в условиях кризиса, постоянно расширяющим сферы своей деятельности и имеющим колоссальное лобби в органах госвласти. Из реальных конкурентов РПЦ я бы решился назвать разве что "Газпром" и "ЛукОйл", но и здесь патриарх имеет дружеские связи (например, в 1999 году Патриарх публично поддержал Рэма Вяхирева в переизбрании его главой "Газпрома"). При этом "люди в черном" с крестами на шеях не стесняются ходить по улицам и вагонам поездов, собирая пожертвования на "восстановление храма".

Рекламная пауза:

РПЦ - предприятие, имеющее на территории России 1000-летнюю историю, предприятие, пережившее сотни экономических и политических кризисов, пережившее войну и еще более трудное мирное время. РПЦ не знает, что такое банкротство или сокращение штатов. РПЦ с готовностью примет в свои ряды бывших сотрудников КГБ, секретарей обкомов и райкомов, отставных военных и пр. и пр. Не являются препятствием для приема на работу в РПЦ активная атеистическая деятельность и наличие судимостей в прошлом.

Кстати о рекламе:

РЕКОМЕНДАЦИИ Общественного методического Совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Приняты на заседании Совета 22 декабря 2000 г.

О рекламе. Религиозная реклама допустима, но только в том случае, если рекламируются "товары и услуги", а не "фирмы". То есть книги, благотворительные акции, продажа утвари, паломничества и проч., а не религиозные учения. Недопустима реклама новых нетрадиционных религиозных организаций,..

недопустимо выражать в текстах и образах неприязнь к тому или иному верованию, равно как и их качественное сравнение; в критических материалах, касающихся жизни и деятельности религиозных объединений или их конкретных функционеров, рассматривать только гражданскую сторону вопроса, строго отделяя ее от внутренней, канонической;

желательно отказываться от терминов "религиозные программы", "религиозные материалы". Необходимо использовать термин "программы о религии", "материалы о религии", подчеркивая светский характер издания.

учитывая потребность государства в усилении патриотического воспитания, не забывать о приоритете освещения верований, отдельной строкой выделенных в преамбуле Закона о свободе совести и религиозных объединениях: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Ну как? Крайне не рекомендуется заниматься сравнительным религиоведением, критиковать религии вообще, трансляция пасхи по всем каналам ТВ (и даже без рекламных вставок) - это не религиозная программа, а "материал о религии", ну а о том, что все религии по закону равны, но есть и более равные - говорилось уже неоднократно, но здесь это выражено настолько нагло, что и сказать-то нечего.

Ладно, с налогами вроде разобрались. Но неужели государство помогает отделенной от себя РПЦ только пассивно? Что вы :-)

к оглавлению






Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Кому на Руси жить хорошо? - исходный материал с сайта Warrax Black Fire Pandemonium
Архив статьи в формате MS Word 2000

Оставить отзыв. (10)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa