Ни один человек с чувством юмора не был основателем религии.
Ингерсолл Роберт Грин

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (12)


Хэнзел Ч.
Парапсихология (начало)


Исследования в Англии

Вскоре после образования Общества психических исследований был создан Комитет по чтению мыслей во главе с Уильямом Бэрреттом, в то время профессором физики в Королевском колледже наук в Ирландии. В Комитет вошли также Эдмунд Гэрни (1847—1888), отдавший все свои силы психоисследованию, и Фредерик Майерс (1843—1901), инспектор школ. Оба они были ранее членами совета в Кембриджском Тринити-кол-ледже. Позднее в том же году в Комитет вошел Фрэнк Подмор (1855—1910)—должностное лицо Министерства почт. Генри Сиджуик в своем обращении к Обществу в качестве его президента в июле 1882 года предварил первый доклад этого Комитета следующими словами: “Мы должны поставить наших оппонентов в такое положение, чтобы они были вынуждены либо признать эти явления необъяснимыми, во всяком случае не поддающимися их собственным объяснениям, либо же прямо обвинить исследователей во лжи, обмане, слепоте или забывчивости, несовместимыми ни с каким интеллектуальным состоянием, кроме абсолютной идиотии.

Я рад сообщить, что, по моему мнению, в представленном исследовании чтения мыслей в достаточной мере достигнута именно эта цель. Профессор Бэрретт выступит сейчас перед вами с отчетом, который, как я надеюсь, будет первым в длинной серии подобных отчетов, и остается лишь пожелать от дальнейших такой же убедительности” [I]. Впоследствии Сиджуику пришлось взять свои слова Назад, ибо в этом докладе говорилось о пяти девочках — Мэри, Элис, Мод, Кэтрин и Эмили, дочерях преподобного А. М. Крири, священника англиканской церкви. Сеанс за сеансом эти девочки и юная служанка Джейн убеждали исследователей в своих телепатических способностях. Затем, шесть лет спустя, в 1888 году, их поймали на использовании кода, и они признались исследователям в обмане.

В первом отчете Комитета упоминался также некий Г. А. Смит и указывалось, что он обладает чрезвычайно высоко развитыми телепатическими способностями [2]. Второй и третий отчеты Комитета содержат подробности испытаний, которым подвергался Смит. На протяжении почти 20 лет утверждалось, что эта испытания дают надежный образец телепатии.

Эксперименты Смита — Блэкберна

Эта история началась 26 августа 1882 года, когда в спиритическом журнале “Лайт” было опубликовано письмо Дугласа Блэкберна, редактора газеты “Брайтониан”. В этом письме, в частности, говорилось: “Мистер Смит проделывает свой эксперимент следующим образом. Он приводит себя en rapport (В контакт (франц.)) со мной, взяв меня за руки. Сильным напряжением воли и умственного видения я даю ему возможность читать мои мысли с точностью, близкой к чуду. Он не только способен почти не колеблясь прочитывать числа, слова и даже целые предложения, которые перед тем видел я один, но симпатия между нами развилась до такой степени, что он лишь в редких случаях не ощущает вкуса жидкости или вещества, которые я рисую в своем воображении. Он называл, описывал или отыскивал небольшие предметы, которых не видел ранее и которые я прятал в самых неожиданных местах, верно описал подробности двух сценок, одну из которых я вообразил, а другую видел на самом деле”. Это письмо привлекло внимание Майерса и Гэрни, которые тотчас поспешили в Брайтон и провели опыты со Смитом и Блэкберном.

Они установили, что Смит с завязанными глазами мог называть слова, показанные Блэкберну, даже если между ним и Блэкберном не было никакого прямого контакта. Смит мог также воспроизводить рисунки простых фигур, показанных Блэкберну, но при условии, что он к нему прикасался. После этого оба испытуемых отправились в Лондон, и Комитет по чтению мыслей поставил с ними длинную серию опытов. Впоследствии один из этих опытов был ярко описан Блэкберном: “Условия были таковы. Смит сидел в кресле у большого стола. К глазам ему приложили шерстяные подушечки и, кажется, пару сложенных замшевых перчаток и завязали поверх плотной темной материей. Уши ему заткнули ватой, а поверх нее — катышками мастики. Все его тело вместе с креслом, в котором он сидел, окутали двумя очень толстыми одеялами. Я помню, что, когда он торжествующе предстал перед нами, он весь взмок от напряжения, а бумага, на которой он верно нарисовал требуемую фигуру, была столь влажной, что порвалась, пока ее осматривали восхищенные наблюдатели. Под кресло и ему под ноги положили толстые, мягкие коврики с целью глушить звуки и воспрепятствовать подаче сигналов пошаркиванием. Когда Смит был надежно огражден от всяких контактов, в дело вступил я.

В дальней части комнаты — весьма просторной столовой — мистер Майерс со всеми предосторожностями показал мне рисунок, который я должен был передать в мозг, погребенный под одеялами. Это было сплетение толстых черных линий, прямых и кривых: такое мог бы нарисовать маленький ребенок, если бы ему дали карандаш или перо. Я абсолютно убежден, что описать эту мешанину словами было просто невозможно, не говоря уже о коде. Я взял рисунок, устремил на него пристальный взгляд и, запечатлевая, как делал уже не раз, эту геометрическую фигуру на сетчатке моих глаз и в мозгу, начал расхаживать по комнате, не приближаясь к Смиту. Эта подготовка заняла минут десять или больше, так как мы постановили никогда не спешить. По многу раз совершенно открыто я рисовал и перерисовывал этот рисунок в присутствии и с позволения наблюдателей, чтобы зафиксировать его у себя в мозгу” [З]. Далее Блэкберн описывает, как он молча стоял за креслом Смита, когда тот торжественно предъявил копию оригинального рисунка Майерса, повторившую этот рисунок почти линия в линию.

В конце опытов исследователи пришли к заключению, что им удалось полностью устранить возможность получения Смитом какой бы то ни было чувственной информации. Скептикам, по предложению Сиджуика, оставалось только прийти к выводу, что все эти экспериментаторы были лжецами или идиотами. Впрочем, они все-таки скорее заподозрили бы, что Смит и Блэкберн прибегли к трюкам. И действительно, результаты опытов носили такой характер, что это подозрение было единственной разумной альтернативой телепатии.

Утверждения Комитета по чтению мыслей были приняты отнюдь не всеми. Горацио Доикин (1845— 1927) - врач и известный критик - писал в “Уэстминстер гэзетт” 26 ноября 1907 года, что ему рассказывали о двух случаях, когда посторонних наблюдателей пригласили присутствовать при опытах Смита и Блэкберна. В одном из них меры, принятые против слуховой связи, пресекли и передачу мыслей, в другом аналогичный эффект вызвали меры против зрительной связи. Донкин указывал, что в печатном отчете о присутствии этих наблюдателей не упоминалось, как не упоминалось ни о принятых ими мерах, ни о вызванном этими мерами эффекте.

Один из наблюдателей, Джеймс Крайтон-Браун (1886—1938), невролог, подтвердил это сообщение в “Уэстминстер гэзетт” 29 января 1908 года. Он вместе с британским ученым Френсисом Гальтоном (1882— 1911) присутствовал в качестве наблюдателя на одном сеансе. Освидетельствовав телепатические способности Смита, эти двое ученых увеличили непроницаемость повязки и наушников. При дальнейших опытах “со стороны мистера С. не было ни малейшей реакции на волевые усилия мистера Б. Образы более не вспыхивали в его сознании. Карандаш бездействовал. Передача мыслей почему-то прервалась” [4].

Вопреки этим возражениям Общество психических исследований сочло Смита и Блэкберна подлинными телепатами. Оба они стали членами одной из групп, а Смит затем выступал в роли секретаря Гэрни и вплоть "до самоубийства последнего в 1888 году всячески ему содействовал. Смит представил своему патрону еще нескольких молодых людей из Брайтона, которые убедительно демонстрировали телепатию, когда Смит их гипнотизировал. За услуги, оказываемые науке, эти молодые люди получали финансовое вознаграждение. После 1888 года эксперименты были продолжены миссис Сиджуик, которой помогали другие члены Общества; сообщения об успешных опытах продолжали поступать вплоть до 1892 года, когда Смит оставил свой пост в Обществе. С его отбытием телепатические явления полностью прекратились, если не считать еще одного случая в 1894 году, когда Смит вновь помогал провести эксперимент. К 1898 году Общество оставило всякую надежду найти испытуемых, которые проявляли бы под гипнозом телепатические способности.

Смит вновь попал в прессу 5 декабря 1908 года, когда Блэкберн на страницах популярного журнала “Джон Буль” признался, что во время телепатических опытов 1882 года он и Смит прибегали к трюкам. Подробней детали этого были изложены Блэкберном в газете “Дейли ньюс” от 1 сентября 1911 года, откуда и взята следующая выдержка:

“Вот уже почти тридцать лет, как телепатические эксперименты, проведенные мистером Г. А. Смитом и мной, принимаются и цитируются как основное свидетельство подлинности передачи мыслей.

Ваш корреспондент “Изыскатель”, как и многие до него, ссылался на эти эксперименты как на окончательный ответ современным скептикам. Вес, придаваемый этим экспериментам, определяется тем, что они были опубликованы в первом томе трудов Общества психических исследований с ручательством Ф. В. X. Майерса, Эдмунда Гэрни и Фрэнка Подмора; позднее это ручательство поддержали профессор Генри Сиджуик, профессор Романее и другие не менее уважаемые ученые. Это были первые эксперименты по передаче мыслей, поставленные на научной основе и официально Засвидетельствованные; позднее им подражали и их воспроизводили “сенситивы” по всему миру.

Ныне из этой группы экспериментаторов в живых остался я один, и, поскольку это никому не причинит никакого вреда, а, напротив, быть может, принесет пользу делу истины, я, испытывая сме-шанное чувство сожаления и удовлетворения, торжественно заявляю, что все так называемые эксперименты были и возникли из бескорыстного желания двоих юнцов показать, насколько просто бывает обмануть людей с научным умом и подготовкой, если они ищут фактов в поддержку теории, которую им не терпится доказать” [5].

Далее Блэкберн напоминает об изобилии медиумов в конце девятнадцатого века и рассказывает, как начал кампанию по их разоблачению. Он познакомился в то время со Смитом и вместе они разработали номер с чтением мыслей. Одно из представлений, описанное в журнале “Лайт”, привлекло к ним внимание Общества психических исследований. После этого, сообщает Блэкберн, с ними пожелали встретиться Гэрни и Май-ерс. В них они со Смитом увидели попросту все тех же “свихнувшихся на спиритизме”, которые им повседневно досаждали, только рангом повыше. Их первый приватный показ был принят столь безоговорочно, а исследователи столь явно не позаботились принять разумные предосторожности, что они со Смитом сочли своим долгом показать, до какой степени некомпетентны эти исследователи.

Подводя итоги, Блэкберн писал: “В заключение я предлагаю мыслящим людям задуматься над следующей задачей: если двое юнцов, подготовившись за неделю, сумели обмануть столь опытных и внимательных наблюдателей, как господа Майерс, Гэрни, Подмор, Сиджуик и Романее, принявших все меры предосторожности, какие только подсказала им их изобретательность, то с какими же шансами дальнейшие изыскатели могут рассчитывать на больший успех в разоблачении “сенситивов”, практиковавшихся большее число лет, чем мы со Смитом — недель. Далее я хотел бы подчеркнуть, что сообщения о телепатических контактах почти всегда опираются на утверждения какого-то одного человека, как правило, сильно предрасположенного к вере в оккультное” [б]. Смит все это отрицал, но тогда Блэкберн привел столько подробностей о примененных ими методах, что сомнений в использовании трюков не оставалось. Описав опыт с запутыванием Смита в одеяла, Блэкберн продолжает: “Кроме того, я тайком перерисовал рисунок на папиросной бумаге. К этому времени я уже хорошо набил руку на фокусах и, расхаживая по комнате для установления “контакта”, без всякого труда спрятал папиросную бумагу в латунный наконечник моего карандаша. Затем я подал Смиту условный сигнал, нарочно споткнувшись о край толстого коврика под креслом. Смит тут же воскликнул: “Я вижу!” — Он высунул из-под одеяла правую руку и стал шарить по столу, спрашивая, как это было условлено:

— Где мой карандаш?

Я тотчас положил на стол свой карандаш. Он взял его, и наступила долгая, томительная пауза.

А под одеялом происходило в это время вот что. Смит припрятал в потайном кармане своего жилета пластинку, покрытую светящейся краской. В полной темноте пластинка давала достаточно света, чтобы разглядеть рисунок на положенной на нее почти прозрачной папиросной бумаге. Сдвинув повязку с одного глаза, Смит с необычайной точностью скопировал рисунок.

Это заняло свыше пяти минут. Все это время я сидел, измученный умственным напряжением, в добрых десяти футах от него.

Наконец Смит откинул одеяло и, возбужденно сдвинув повязку на лоб, извлек рисунок, сделанный на куске писчей бумаги и весьма близкий по масштабам к оригиналу. Это была великолепная копия” [7].

Если бы Блэкберн сохранил свою тайну, эта серия экспериментов вполне могла бы войти в историю парапсихологии как одно из окончательных исследований, неоспоримо свидетельствующих в пользу телепатии; ведь такие критики, как Донкин. или Крайтон-Браун, не вызывают шумных сенсаций и быстро забываются. Фактически же исследования сестер Крири (см. стр. 47), а также Блэкберна и Смита попросту демонстрируют тот вновь и вновь подтверждаемый факт, что вполне разумных людей нетрудно обмануть, когда таящиеся в глубине их души верования притупляют их способности к наблюдению.

Характерные черты ранних экспериментов

Публикации первых лет существования Общества психических исследований замечательны той легкостью, с какой в них сообщалось о совершенных испытуемыми невероятных подвигах, которые ни один из исследователей ныне не рассматривал бы как заслуживающие внимания. Испытуемые того времени без труда определяли извлеченные из колоды игральные карты или в условиях, которые неизменно объявлялись исследователями абсолютно герметическими, воспроизводили далеко не простые рисунки, которые в этот мо-мьнт рассматривал кто-то другой; ко времени призна-ьяя Блэкберпа эксперименты подобного типа уже почти не встречались.

Ранние эксперименты в Великобритании походили скорее на салонные игры, чем на серьезные научные исследования. Энергия Общества психических исследований была направлена в основном на изучение спонтанных явлений и феноменов, наблюдавшихся в спиритических гостиных. Однако между 1910 и 1930 годами эксперименты стали более простыми и менее сенсационными. В этот период начали использовать статистический анализ, требующий определенного экспериментального материала и систематичности самой процедуры опытов. При статистическом анализе результаты многих прогонов анализируются и сравниваются с данными, которые возникли бы в силу случайности.

к оглавлению






Ссылки на другие материалы сайта по этой теме
Предисловие к русскому изданию книги "Парапсихология" - предисловие написаное Китайгородским
Оставить отзыв. (12)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa