В делах религии энтузиазм всегда начинает постройку, но ловкость всегда завершает ее.
Вольтер

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (12)


Хэнзел Ч.
Парапсихология (начало)


Чтобы точнее определить процессы, которые интересуют парапсихологов, необходимо описать методику исследования этих процессов в лаборатории. Однако мы вовсе не утверждаем, будто эксперименты проводились в точности так, как описано в данной главе.

Восприятие внешних событий

Сведения об объектах окружающей среды мы получаем благодаря стимулам, воздействующим на наши органы чувств, в которых в свою очередь должны произойти некие физические изменения. Поэтому энергия в какой-либо из ее форм должна перейти от объекта к соответствующему органу. Если же речь идет об органах вкуса или обоняния, то с ними должны соприкоснуться частицы воспринимаемого вещества. Воздействие на органы чувств составляет первый шаг в цепи процессов, приводящих в конечном итоге к знанию о внешнем объекте. Однако такое восприятие становится возможным только после того, как индивидуум научится реагировать на весь комплекс стимулов, определяющий этот объект. Когда мы говорим, что видели собаку, это означает, что определенное сочетание света и тени осознается нами как свидетельство присутствия собаки, этот объект мы уже видели раньше и научились идентифицировать по его названию.

Передача сообщения

Сообщение, информация в определенной ее форме, обычно посылается одним лицом — отправителем — с помощью голоса, жестов или каких-либо других действий, в которых участвуют его мышцы. Эти действия создают стимулы, которые могут быть восприняты другим человеком—получателем—посредством одного или нескольких органов чувств. Тем самым получатель может узнать о том, что отправитель делает, или о том, что он желает сообщить. Как правило, при передаче сообщения используется язык, то есть определенные сочетания звуков, необходимые для кодированного обозначения предметов или действий. Может употребляться, конечно, и любой другой код, лишь бы отправитель и получатель применяли одну и ту же систему кодирования.

Число методов передачи сообщений ограничено числом способов, которыми отправитель может посредством своих мышц производить действия, поддающиеся обнаружению получателем.

Можно использовать прибор — мегафон или подзорную трубу, — чтобы увеличить расстояние, на которое передается сообщение. Отправитель может использовать также аппарат, создающий такие возмущения, которые нельзя обнаружить невооруженными органами чувств, но которые можно обнаружить при помощи подходящего аппарата, например телевизора или телефона. И все же в любом из этих случаев отправитель должен производить некие мышечные действия, а получатель должен в конечном итоге воспринимать стимулы посредством своих органов чувств.

Телепатия

При телепатии получатель, или перципиент, должен, не прибегая к своим органам чувств, узнавать о том, что думает отправитель, или индуктор. При этом обычно подразумевается, что никаких специальных действий индуктор не производит. Иначе говоря, его мысли, желает он того или нет, становятся известными получателю без всяких усилий, направленных на передачу сообщения.

Более того, при телепатической передаче информация переходит от одного лица к другому без использования какого-либо специального аппарата. При ней не образуется возмущений, создаваемых, скажем, голосом или движениями, и не требуется участия известных нам органов чувств. В основе телепатии лежат поэтому способности человека, не известные до сих пор психологии и физиологии, и свойства материи, не известные физике.

Для чтения чьих-либо мыслей вовсе не требуется телепатия. Любой нормальный человек иногда может получить представление о мыслях другого человека, наблюдая, как меняются выражение его лица, цвет кожи и поза. При этом словесного выражения мыслей он не слышит, но может составить некое представление об эмоциях другого человека, а отсюда уже сделать вывод о характере его мыслей.

В экспериментах, проводимых для доказательства телепатии, перципиент старается угадать, о каком символе думает индуктор. Если бы перципиент был способен угадывать все время правильно или хотя бы знал, когда именно он это делает, не было бы трудностей с доказательством телепатии. Однако и сами экспериментаторы признают, что их испытуемые не способны ни на то, ни на другое.

Задача перципиента облегчается, если сократить число предметов, о которых может думать индуктор. Так, если у индуктора полная свобода выбора, то задание перципиента оказывается самым трудным; если же перципиент знает, что индуктор получил указание думать об одной из цифр от 0 до 9, то его задача сильно упрощается. Однако даже в простейших условиях, а именно когда индуктору предлагали думать об одном из двух символов, ни один из перципиентов никогда не угадывал правильно все время. Экспериментаторы утверждают лишь, что есть люди, которые, хотя и делают ошибки, дают тем не менее больше правильных ответов, чем это может возникнуть по случайным при- чинам.

Большинство исследователей телепатии предпочитают использовать 5 символов, причем перпппиента предупреждают, что индуктор будет думать об одном из этих символов. Эксперимент состоит из некоторого числа испытаний или проб. Отдельное испытание состоит в том, что индуктор смотрит на карту с одним из пяти символов, а перципиент старается угадать, какой именно символ видит индуктор. Испытуемого можно подвергнуть проверке путем 200 проб, разбитых на 8 прогонов по 25 проб в каждом. Если символы предъявляются индуктору в случайном порядке, то следует ожидать, что человек без телепатических способностей будет правильно угадывать в среднем в 1/5 случаев из общего числа проб. Если было сделано 200 проб, то следует ожидать, что перципиент добьется приблизительно 40 успехов.

Утверждается, что при подобных условиях испытуемые получают иногда числа очков, возникновение которых по случайным причинам крайне маловероятно. Если, например, испытуемый добивается 60 успехов при 200 испытаниях, а затем продолжает получать аналогичные числа очков при дальнейших прогонах, то скоро становится ясным, что его очки определяет не случайность, а какая-то другая причина.

Ясновидение

Ясновидение отличается от телепатии тем, что в этом процессе участвует только одно лицо. Перципиент может узнать о каком-то событии или о свойствах какого-то предмета без участия второго лица, выступающего в роли отправителя.

Если ясновидение возможно, то роль индуктора в телепатическом эксперименте может оказаться гораздо меньшей, ибо если перципиент способен узнать символ на карте с помощью ясновидения, зачем посылать еще и мысленное сообщение об этом символе. В США исследователи получали высокий счет в экспериментах по ясновидению без участия индуктора с той же легкостью, с какой они получали его в экспериментах по телепатии. В Англии было сделано много попыток продемонстрировать ясновидение с помощью испытуемых, которые добились успеха в телепатических экспериментах, однако все они оказались неудачными.

В большинстве экспериментов по ясновидению испытуемый старается угадывать достоинства символов, изображенных на картах. Один из типов такого эксперимента подобен описанным выше опытам по телепатии, только здесь индуктор не смотрит на лицевую сторону карты, а лишь касается ее рубашки, не видя символа, перципиент же пытается угадать символ. Но существует и более смелый тип эксперимента — колоду карт тасуют и кладут на стол перед перципиентом, и тот пытается определить подряд достоинства всех карт в том порядке, в каком они лежат в колоде, к которой больше никто не прикасается.

Проскопия

При одной из разновидностей последнего эксперимента колоду тасуют после того, как испытуемый назвал порядок будущего расположения всех карт в колоде. Если при сравнении символов, названных испытуемым, с картами в колоде после ее тасования наблюдается превышение числа удач над вероятностным уровнем, то говорят, что испытуемый проявил проско-пическое, или прекогнитивное ясновидение.

При тесте другого типа перципиент, участвуя в телепатическом эксперименте, должен угадывать карты, осматриваемые индуктором по одной за каждые 2 секунды. Число попаданий перципиента значимо превосходит вероятностный уровень, если сравнивать называемый им символ не с той картой, которую индуктор видит при данной пробе, а с той, которую он увидит при следующей.

Дело обстоит так, как если бы отгадчик предвосхищал мысль другого лица. В этом случае говорят, что перципиент демонстрирует проскопическую или преког-нитивную телепатию.

Здесь индуктор уже не имеет возможности передать информацию перципиенту. Он не может сделать это никаким способом, ибо лишь через 2 секунды после фиксации символа, названного перципиентом, сам он узнает, какой символ изображен на очередной карте. Даже если индуктор будет свободно разговаривать с перципиентом, он не сможет оказать влияния на результат.

В наиболее известных экспериментах по проскопии неизменно участвовал индуктор, который видел символ на карте после того, как перципиент высказывал свою догадку. Очки, полученные перципиентами, превышали вероятностный уровень в тех случаях, когда индуктор имел указание осматривать символ на карте при каждом испытании; если же индуктор только прикасался к рубашкам карт, то очки оставались на вероятностном уровне. В последнем случае положительный результат был бы приписан проскопическому ясновидению.

То, что в этих экспериментальных условиях называют проскопией, отличается в известной мере от “предчувствия” в обыденном смысле этого слова. Говоря “имел предчувствие”, подразумевают, что данный человек заранее знал то, что с ним произойдет. Если бы проскопия была возможна, то следовало бы ожидать, что перципиент с большей легкостью будет предугадывать собственные мысли, а не чужие. Эксперимент по проверке этого состоял бы в показе перципиенту серии символов с интервалами, скажем, в 6 секунд, причем перципиент должен был бы угадывать очередной символ за 2 секунды до того, как он его увидит.

Психокинез

Психокинез отличается от уже описанных процессов тем, что испытуемый якобы воздействует на физический объект, думая об этом объекте. Таким образом, он сам творит событие во внешнем мире, а не подвергается влиянию события извне. При психокинетических экспериментах испытуемые стараются, например, повлиять на игральную кость так, чтобы выпала определенная грань.

Спонтанные данные

На экстрасенсорное восприятие и на психокинез смотрят обычно как на явления, вполне пригодные для лабораторного исследования. Между тем не все феномены, изучаемые психоисследованием, легко поддаются эксперименту. В прошлом большое внимание уделялось сообщениям о спонтанных случаях, имевших место в обыденной жизни, о случаях, которые, казалось, не поддаются нормальному объяснению, а кроме того, велось усиленное изучение спиритических феноменов.

В начале нашего века феномены, происходящие на спиритических сеансах, интересовали ученых гораздо больше, чем сейчас их интересуют все разновидности экстрасенсорного восприятия. В то время интересовались в основном возможностью общения с умершими, а в наше многие парапсихологи считают, что медиумы — это просто люди с сильно развитой способностью к телепатии и ясновидению. Кое-кто из парапсихологов идет дальше и утверждает, что изучение спонтанных данных и той телепатии, какую демонстрируют медиумы, убедительнее свидетельствует в пользу ЭСВ, чем любые лабораторные эксперименты. Имеет место и другой факт: многие люди утверждают, что они лично сталкивались с парапсихическими явлениями, а для большинства людей личный опыт убедительнее любого количества экспериментальных данных. Однако же, поскольку экспериментальный материал поддается более конкретному разбору, мы обсудим в первую очередь именно его, а спонтанными данными займемся в последних главах.

к оглавлению






Ссылки на другие материалы сайта по этой теме
Предисловие к русскому изданию книги "Парапсихология" - предисловие написаное Китайгородским
Оставить отзыв. (12)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa