В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением.
Толстой Л.Н.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (3)


Наталия Беришвили
Столичные атеисты митингуют, ходят в церковь и занимаются просвещением


Наталья Коныгина

Пока государство пытается защищать чувства верующих, неверующие объединяются в атеистические сообщества. «МН» поговорили с современными безбожниками и выяснили, зачем они это делают, чего добиваются и во что на самом деле верят. 
Фонд «Здравомыслие»

«Дело даже не в атеизме. Мы выступаем не против христианства, а за то, чтобы государство было светским».

Фонд «Здравомыслие» был создан в 2010 году. Он возник в результате обсуждения в блогах и соцсетях развешанных по Москве билбордов с цитатами из Библии вроде «Я - Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня». Несколько активистов решили объединиться и на свои деньги изготовить и развесить билборды с цитатами из 14 статьи конституции: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Изначально в «Здравомыслие» входило 12 человек, за последний год  количество людей увеличилось до 40 человек, среди них – несколько верующих. Среди присоединившихся много тех, кто недоволен введением в школах с сентября 2012 году новой дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) и возмущен делом «Pussy Riot». «Наш человек – это хипстер. Ему около 30 лет, может, немного больше. У него неплохая зарплата и современный взгляд на вещи», — так описывает участников фонда  его президент Артем Журавский. Журавскому 38 лет и он работает системным администратором.

— Во что вы верите?

— Я не верю ни в бога, ни в высшие силы. Нет судьбы кроме той, которую человек сам себе выбирает, и нет чудес кроме тех, которые делают люди. Я верю в это. И приятно самому иногда почувствовать себя дедом морозом. И если мне нужна помощь, то я обращусь к людям, а не к богу. Хотя не могу исключить возможности, что пойду в церковь, если там, например, хороший батюшка, который может помочь.

Автор фото: Александр Уткин

«Здравомыслие» выступает за «бытовой атеизм» — то есть за возможность «жить, не ставя во главу угла какую-то идеологию».

33-летняя Елена, секретарь «Здравомыслия» (фамилию она попросила не указывать), говорит, что «в первую очередь позиционирует cебя все-таки как трансгуманиста». «Трасгуманизм – это мировоззрение, имеющее научные основы, признающее необходимость и желательность совершенствования человека только с помощью достижений науки и технического прогресса, — объясняет она. — Скорее я атеист в том смысле, что я ничего не готова принимать на веру. Я предпочитаю все-таки знание». 
Елена рассказывает, что одно время находилась в поиске, изучала разные религии, «но настал момент, когда я поняла, что определенные правила, которые навязываются религией, мне просто не подходят. Более того, они не подходят для жизни, не позволяют развиваться. Если мне нужны ответы, я должна получать их с помощью науки и научного мировоззрения».

— А бог есть?

— Атеизм не рассуждает о том, существует бог или нет. Он допускает возможность, что существует все. Отрицания существования бога в атеизме никогда не предполагалось. Это один из вариантов трактовки, который близок именно мне.

— Во что вы верите?

— Наверное, в бесконечное развитие человечества. 

В конце ноября 2012 инициативная группа при поддержке «Здравомыслия» собирается провести в Москве международную конференцию, посвященную вопросам межконфессиональных отношений в светском государстве и «разбору коллизий, сложившихся на фоне событий 2012 года в России».

Атеистическое общество Москвы «АТОМ»

«Мы хотим создать антиклерикальную ассоциацию, объединить все атеистические общества. Пора уже заявлять о себе».

Общество «АТОМ» возникло в 2000 году. Первоначально, по словам его председателя, 48-летнего писателя Александра Никонова, это был клуб по интересам, вроде общества филателистов или другой «ерундистики». В «АТОМе» стабильно состояло порядка 70 человек, за последний год эта цифра выросла до 100. «К нам идут и старые и малые, портрет совершенно разнокалиберный, — говорит Никонов. — Но это люди с высшим образованием, потому что думающий человек обладает меньшей терпимостью к навязыванию религии».  

— Наша задача — противостоять клерикализации общества и просвещать оное общество, показывая людям, что старые глупые сказки про Огромного колдуна, который с помощью своей волшебной силы сотворил вселенную, устарели, — говорит Никонов.

Общество издает журнал под названием «Новый безбожник». Очевидную перекличку с советским журналом, который назывался просто «Безбожник», Никонов объясняет так: «Поначалу журнал назывался "Безбожник", как в начале века. Но поскольку того журнала уже нет, а новые времена есть, я предложил название "Новый безбожник". Мне оно показалось более прикольным». В журнале объясняется, что такое «АТОМ» (помимо того, что это аббревиатура от полного названия общества): «Атом – это знак глубокой связи научного и технического прогресса с развитием атеистического, антирелигиозного мировоззрения».

В «Новом безбожнике», например, есть рубрики «Портрет атеиста», «Религия в законе», «Наука и религия», на последней обложке печатают антирелигиозные стихи классиков, а в статьях в глаза бросаются крупно набранные антирелигиозные цитаты из поэтов, писателей, философов. Например «Я не могу верить в бога, который на меня сердится за то, что я в него не верю» Сомерсета Моэма или «Религия – болезнь души» Свифта.

Автор фото: Александр Уткин

Никонов является одним из учредителей политической партии «Россия без мракобесия». Эта партия и «АТОМ» в октябре провели на Пушкинской площади антиклерикальный митинг. По мнению Никонова, дело «Pussy Riot» обозначило глубокую трещину между прошлым и будущим России. «Вместо того чтобы проигнорировать эту глупую выходку в Храме Христа Спасителя, власть решила, черт возьми, мы сейчас накажем, пускай и не по закону. И этим несправедливым наказанием власть добилась обратного – возмущенная несправедливостью молодежь стала осквернять храмы, начались эти крестоповалы. В ответ на это правительство обсуждает принятие идиотского закона о защите прав верующих, приближаясь к средневековью», — говорит Никонов.

Для самих участников «АТОМа» крестоповалы и граффити на стенах храмов — это вандализм. Воинствующими атеистами они себя не считают. Их арсенал — митинги, книги Никонова и интернет-пропаганда.

— Во что вы верите?

— Я атеист в чистом виде. Я не верю в бога, не верю в бабу ягу. В церковь я ходил разве что на экскурсию. Теоретически могу обратиться к богу, но обращаться ни к кому, это все равно, что обращаться к деду морозу. Единственное, во что я верю — это наука.

Со взглядами председателя некоторые члены общества не согласны. «Я чисто политический атеист, я за то, чтобы церковь не вмешивалась в дела государства. Но по культуре я православный. Много лет назад я работал в церкви чтецом», — говорит Лев Левинсон, один из старейших членов общества «АТОМ». Он рассказал, что на пасху и рождество ходит в церковь со своей семьей. «Верю ли я в Бога? Для меня этого вопроса не существует, я сам себе на него не могу ответить», — сказал Левинсон.

«Безбожники» в СССР

В 1924 году из читателей газеты «Безбожник», издававшейся с 1922 года, было создано общество ее «друзей». В апреле 1925 года на его основе было создано единое всесоюзное антирелигиозное общество. Сначала оно называлось "Союз безбожников", в 1929 году на II Съезде было переименовано в Союз воинствующих безбожников. На этом съезде с речами выступили Бухарин, Луначарский, Максим Горький, Демьян Бедный, Владимир Маяковский. Общество работало под девизом «Борьба с религией — борьба за социализм». Помимо газеты, общество издавало журнал «Безбожник» (некоторое время назывался «Безбожник у станка»). В 1941 году с началом войны атеистическая пропаганда стала ослабевать. Вышел последний номер газеты «Безбожник». В 1947 функции пропаганды научно-атеистических знаний были переданы вновь созданному Всесоюзному обществу «Знание». В 1964 года в СССР начал работу Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС. Институт просуществовал до 1991 года. 

Журнал «Скепсис»

«Отделять атеистические вопросы от социальных нельзя. Наша задача сейчас – просвещение, как во времена Вольтера»

«Скепсис» был создан в 2002 году атеистами, в том числе и теми, кто когда-то участвовал в создании «АТОМа». «Наши дороги с «АТОМом» разошлись, в частности, потому что мы принципиально считаем, что отрывать атеистические, антиклерикальные вопросы от социальных и политических нельзя», — говорит Соловьев. «Свобода начинается с сомнения» — гласит девиз журнала. «Скепсис» регулярно выходит в электронной версии. Разделы сайта — от политики и религии до социологии и естественных наук. Печатная версия появляется раз в год как альманах.

Над журналом работают 15 человек. В разделе «Кто мы такие?» на сайте говорится: «Мы - пока еще молодые люди: преподаватели и ученые, студенты и аспиранты, просто скептики; рационалисты; атеисты и антиклерикалы; готовы к дискуссии с любыми оппонентами». Главный редактор журнала – 33-летний Сергей Соловьев, кандидат философских наук, преподаватель отечественной истории, социологии и социальной философии в Московском городском психолого-педагогическом университете. Аудиторию журнала Соловьев характеризует как молодых интеллектуалов, «начиная со старшеклассников».

Коллектив журнала придерживается социалистических взглядов. «Речь не о ностальгии по СССР. С нашей точки зрения, социализма в СССР не было, мы коммунисты, социалисты, и при этом антисталинисты. Но это не означает, что в журнале не появляются статьи авторов, придерживающихся совершенно других политических взглядов», — объясняет Соловьев.

Автор фото: Александр Уткин

По мнению Соловьева, сейчас в обществе постепенно происходит изменение настроений: «Церковь растрачивает кредит доверия, полученный 20 лет назад, потому что РПЦ выбрала позицию обслуживания интересов власти и финансовой олигархии. В СССР существовала идеология КПСС, имевшая такое же отношение к Марксу и Ленину, как Христос к испанской инквизиции. Теперь эта идеологическая роль принадлежит РПЦ», — говорит Соловьев.

Приговор, вынесенный «Pussy Riot», по словам Соловьева, —безобразие, но поведение Pussy Riot только дискредитирует атеизм, играет на руку фундаменталистам в РПЦ. Ещё большим безобразием является подготовка закона о защите чувств верующих, который попросту отменяет 14 статью Конституции РФ. Тем не менее, эти события вовсе не свидетельствуют о том, что взаимосвязь между церковью и государством окрепла лишь в последнее время. «Процесс сращивания церкви и государства по образцу Российской империи начался еще с конца 80-х годов, и активно шел при Ельцине», — говорит Соловьев.

— Во что вы верите?

— Я атеист, вырос в семье атеистов, — говорит Соловьев. — В детстве я прочел библию с интересом, наравне с былинами и мифами Древней Греции. Я не верю ни в бога, ни в инопланетян, ни в «третий глаз» или другую муру. Не могу сказать, что я верю в науку, «верю» — это неправильное слово. Наука рациональна, она опирается на доказательства, а не на веру.

Оставить отзыв. (3)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa