|
|
|
Разное |
Неверующие борются со скукой День светского гуманизма, 21 июня, – праздник для тех, кто верит в разницу между религиозностью и нравственностью. Таких людей в России немало, но о памятной дате они, как правило, не знают. Между тем в западном мире отсутствие у приверженцев светской этики собственных ритуалов воспринимается как проблема. День светского гуманизма мог бы заменить религиозные праздники для тех, кто не отождествляет атеизм с сухостью. Характерная черта атеистических собраний, которая делает их такими, каковы они суть сейчас, – скудость их ритуальной стороны. В Дании празднующие День гуманизма собираются по вечерам и разводят костры. В Бельгии раздают цветы в больницах и домах престарелых. В Словакии праздник приобрел черты правозащитного мероприятия. Итог: неверующие считают нужным объединяться, но испытывают проблемы с тем, чтобы весело провести время. По сообщению сайта Международного этического и гуманистического союза (IHEU), гуманисты Швейцарии отметили праздник встречей с писателем Филиппом Меллером, автором книги «Яркая сторона гуманизма». Достаточно ли этого, чтобы день оставил после себя яркие воспоминания? Журналист Guardian Сьюзан Мур признает, что проблема существует, и описывает ее в таких выражениях: «Я люблю ритуал, он необходим, через него мы укрепляем социальные связи, создаем их заново. Но мой атеизм доставил мне проблемы после рождения ребенка. Встал вопрос: получит ли он благословение? Если да, то от кого? Как сделать его рождение значимым для наших знакомых?» По мнению Мур, Ричард Докинз и его приверженцы совершенно зря отказываются от ритуалистического потенциала неверия. «Мне совершенно не по душе сдержанность гуманистических собраний, на которых мне доводилось побывать. Я чувствую, что чувственный мир на них отвергается. Более того, ультраортодоксальный атеизм сам начинает напоминать патриархальную религиозность». Попытки сформировать ритуальную сторону атеизма продолжаются на протяжении нескольких десятилетий. Интересный факт, отражающий глубину разногласий: существует более 120 вариантов общего для всех атеистов логотипа. Разделить графику можно на конфронтационную и нет. Первая предсказуема: это нападки на христианские символы рыбы и распятия, перечеркнутые круги с изображением Бога и ангелов. Вторая представляет больший интерес: электрическая лампочка с буквой «а», знак вопроса, спиралевидная галактика, цифра минус один. «Минус один» означает: Бога нет. В последние годы за разработку общего для всех атеистов символа активно взялась организация «Атеистическая республика». То, что получилось у этих активистов, состоит из трех элементов: круг, лев и конь. «Окружность в середине – это старейший символ атеизма, он означает миролюбие, симметрию, гармонию и отсылает к бритве Оккама. Лев символизирует силу мышления, а конь означает свободу, в частности свободу самовыражения», – говорится на сайте объединения. Светские гуманисты из Соединенных Штатов предлагают сделать символом атеизма фигуру Чарлза Дарвина. Празднование дня рождения великого ученого теперь сопровождается «трапезой биологических типов»: задача заключается в том, чтобы приготовить еду из наибольшего возможного количества различных животных и растений. Кстати сказать, этот ритуал уже получил распространение, правда, предназначен он для тех, кто финансово обеспечен. Между тем в IHEU признают, что испытывают недостаток идей по поводу проведения своего праздника. На сайте объединения после перечисления таких вариантов, как организация круглого стола или пикника, светские гуманисты предлагают своим единомышленникам сосредоточиться и придумать что-нибудь новое самим. НГ http://www.ng.ru/problems/2014-07-02/2_atheists.html |
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|