К оглавлению

Теперь она называется парапсихологией

В конце XIX, а именно в 1882 году, произошло знаменательное событие. В Англии определенная категория любителей всякого рода чертовщины: разговора с духами умерших, предсказания будущего, психических усилий, заставляющих подыматься в воздух стулья, вертеться столы и падать желаемой гранью кверху игральную кость, верящих в передачу мыслей на расстояние, не сомневающихся в мощном влиянии на судьбу человека черного глаза и т. д. и т. п., — обосновала Британское общество психических исследований. Несколько позже подобная организация возникла и в США. Обе группы “исследователей” действуют и поныне. Они издают журналы, собирают конференции.

Общество создали лица, пожелавшие отгородиться от оккультизма, теософии и метапсихологии. По их мнению, представители этих научных дисциплин хотя и занимались тем же самым, но слишком уж резко порвали с официальной наукой и чересчур гордо несли знамя мистицизма. Это смущало духовных наследников Фрэнсиса Бэкона, и им захотелось произвести смену декораций в излюбленной ими области тайного знания.

Итак, новая терминология.

Вся область, не вмещающаяся в рамки естествознания и психологии, получила теперь название парапсихологии, а явления, противоречащие здравому смыслу, — паранормальных. За “общением с духами” было оставлено старое название — спиритизм. Передача мыслей и образов в условиях, когда зрение, осязание и слух не могут принять участия, получила термин сверхчувственного восприятия (по-английски extra sensory perception, или сокращенно ESP); перемещение предметов усилием воли стало называться психокинезисом.

После такого “серьезного продвижения вперед” можно было приняться и за работу. Но, прежде чем сказать, в чем она состояла, несколько слов о составе общества.

Читатель глубоко заблуждается, если полагает, что общества состоят из психологов или физиологов. По свидетельству профессора психологии Нью-йоркского университета Джона Манна (в общем симпатизирующего этой организации), приведенному в его- новой книге “Горизонты психологии” издания 1963 года, многие психологи считают, что парапсихология не имеет отношения к науке. Есть ученые, пишет Манн, равнодушные к парапсихологии, не верят в нее и в лучшем случае согласны глазом скептика рассмотреть некоторые результаты парапсихологических опытов. Но есть и психологи, которые относятся к парапсихологии серьезно, но пассивно. К этой группе профессор Манн относит, видимо, и себя.

Я обращаю внимание читателя на это обстоятельство, так как все фактические данные, которые будут приводиться для того, чтобы показать, что изменилась лишь декорация, а сущность дела осталась той же бредовой, будут заимствованы из книги этого объективного и доброжелательного ко всяческой телепатии психолога.

Каков же процент психологов, занимающихся парапсихологией? По мнению Манна, 0,1—1 процент психологов поощряет эти исследования, а проводит их совсем ничтожное число.

Кто же составляет тогда общество? Похоже, что оно состоит из лиц, неудачно подвизавшихся в науке (про себя они говорят, что разочаровались в науке), а также из лиц, не имеющих к науке ни малейшего отношения.

В течение первых 30 лет своего существования общество занималось регистрацией частных случаев. В основном это жизненные испытания сакпх членов общества, а также других лиц, пожелавших подробно описать (о, разумеется, с указанием свидетелей) потрясающие, изумительные и замечательные события, с которыми они столкнулись. Чего только нет в пухлых томах, собранных обществом! Здесь прежде всего рассказы о вещих снах; рассказы, не дающие вам возможности сомневаться в том, что они действительно вещие, так как приводятся имена десятков свидетелей, поклявшихся в том, что... виденные ими сны стали явью. Впрочем, обычно из отчета не очень ясно, узнали ли свидетели о сне до или после того, как он стал явью.

Здесь всякого рода рассказы о телепатическом общении членов общества... со своими супругами, находящимися в соседних комнатах. И в этих фактах неприлично сомневаться, так как приведены имена свидетелей, которым супруги рассказывали об удачных результатах своих опытов.

Но, разумеется, это все мелочи по сравнению с рассказами очевидцев о летающих столах и об общении с духами умерших предков или великих людей.

По поводу этого периода деятельности общества профессор Манн говорит, что его скорее можно назвать зародышевым, нежели действенным для науки.

Что же произошло в последующие 30 лет?

Начало современного периода в развитии парапсихологии ассоциируется с ранней работой, пожалуй, наиболее знаменитого в этой области деятеля -- Раина. Позвольте представить этого основоположника парапсихологии полнее.

Американцы Джозеф Раин и его жена Луиза были биологами. Через некоторое время они выяснили, что биология их не удовлетворяет, ибо (по их словам) была слишком ограничена по отношению к их стремлениям и интересам. Какое-то время они решили посвятить себя религии. Но и в этом не нашли полного удовлетворения. Вот тогда-то они и решили заняться исследованиями в области парапсихологии, которая позволяет объединить научный метод с широким взглядом на вещи (sic!) и приводит к религиозным и философским выводам.

Из этих скупых фраз облик человека, мне кажется, достаточно очевиден, и я думаю, что он типичен для всех адептов парапсихологии.

Но возвратимся к истории. Молодая чета была взята под покровительство профессором психологии Мак-Дугаллом. Американские психологи несерьезно относились к этому профессору, поскольку он проповедовал витализм, стоял на крайних позициях идеалиста, верующего в жизненную силу. Подвергнутый почти что остракизму, Мак-Дугалл любил делать все наперекор своим коллегам. Это была одна из .причин, почему он организовал лабораторию по парапсихологии, презрев единодушный протест всех остальных исследователей его кафедры.

Итак, супруги Раин занялись телепатией. Методика “научного исследования” была донельзя проста. Два человека сидят напротив друг друга. У одного из них специальная колода карт. На картах пять типов изображений — крест, квадрат, круг, звезда и волнистая линия. Один вытаскивает из колоды карту и рассматривает ее, другой угадывает карту. В 1934 году Раин опу-бликовал первые результаты своих опытов. Он утверждал, что каждый отгадчик дает чуть-чуть чаще правильные •ответы, чем неверные. Однако главным “открытием” Раина явилось то, что встречаются телепатические звезды, способные давать до 30 процентов правильных ответов, п то время как по закону случая правильных ответов должно быть 20 процентов — одна пятая.

Раина резко раскритиковали в печати, указав значительное число возможных ошибок опыта. Профессор Манн честко перечисляет все возможные источники ошибок. В весьма деликатной форме он говорит и о том, что два фокусника, договорившись между собой, могут без труда провести “телепатические эксперименты” с полной удачей, прибегая к самым разнообразным приемам. Заслуживает внимания возможность бессознательной подсказки, превосходно известная психологам.

Однако наиболее трогательным является следующее примечание Манна. “Надо признать, что все парапсихологи верят в существование явления, которое они изучают. Отрицательное отношение к деятельности в области парапсихологии со стороны ученых настолько велико, что совершенно невероятно, чтобы кто-либо, кроме людей вполне преданных идее, стал бы проводить эти исследования длительное время, поскольку все его труды встретят лишь подозрение и ругань, а наградой будет лишь слепое признание со стороны и без того верующих. Поэтому естественно, что всякого рода ошибки и небрежности эксперимента, говорящие в пользу сверхчувственного восприятия, исследователем не замечаются. И чем больше вера ученого (Манн не берет это слово в кавычки), тем это вероятнее”.

Я бы пошел дальше профессора Манна в его деликатном объяснении ошибок в работе супругов Раин и других парапсихологов. Я готов согласиться с тем, что лица, доказывающие существование телепатических явлений, искренне верят, что такие явления существуют. Но эта вера толкает их, по моим наблюдениям, не только на 10, чтобы не замечать ошибок своего эксперимента, но и на то, чтобы сознательно маскировать неудачи этого эксперимента, когда он проводится на глазах у скептика. Парапсихолог, вероятно, оправдывает свою нечестность следующим образом: “Ведь я же знаю, что такое явление имеет место. Сейчас мне надо убедить этого неверующего, что оно есть. Как назло, ничего не получается. Ну, подумаешь, я его один раз обману. Грех не велик, ведь на самом деле опыт мог бы удаться!”

Можно думать, что исследователи, понимающие, что основное требование научного экспериментального метода — это стойкая воспроизводимость опыта при заданных условиях и возможность его объективной проверки, — пытались обнаружить парапсихологические явления и достаточно быстро бросали это дело как безнадежное. Что же касается упорствующих, то ими, без сомнения, руководит не желание исследовать, а стремление доказать справедливость своей веры. На этом же пути в науку не придешь.

Но пойдем дальше и познакомимся с некоторыми западными “звездами” от парапсихологии. Наиболее выдающимся открытием Раина был студент Губерт Пирс. Этот отгадчик превосходил в своих ответах в два-три раза уровень, предопределяемый теорией вероятностей. Но самым значительным свойством Пирса было то, что он угадывал карту вне зависимости от того, смотрел на нее или нет человек, играющий роль передатчика. Такая способность видеть то, что невозможно увидеть, называется на языке парапсихологов ясновидением. (Пожалуйста,, не путайте с телепатией. Это совсем другой номер.)

Расстояние от угадываемой карты для Пирса особой роли не играло. Также не смущали его стены: опыты превосходно удавались, когда он находился в другой комнате.

Результаты американцев захотели повторить псевдоученые в Англии. Некто Дональд Вест экспериментировал в течение двенадцати лет (!), проявляя исключительную преданность такому темному делу. Двенадцать лет его результаты были нулевыми. Видимо, утомившись от своей объективности, он по прошествии этого времени также открыл “звезду”, о чем радостно оповестил научную общественность.

Не меньшую преданность идее в сочетании со строгой объективностью проявил Самюэль Сол, сменивший трезвую профессию математика на романтический поиск телепатических чудес. Сто шестьдесят медиумов были им испытаны с отрицательными результатами.

Однако отчаяние доктора Сола длилось не так уж долго. Результаты его экспериментов были тщательно записаны. Он приступил к повторному их анализу, поставив перед собой вопрос: быть может, какой-либо из медиумов угадывает не ту карту, которую ему показывают, а угадывает следующую, которую ему еще не показали. И что же, результат анализа ранее проделанных экспериментов оказался потрясающим в отношении одного из субъектов. Выяснилось, что некто мистер Шекльтон угадывает следующую карту, которую еще не вытянули из колоды, с вероятностью, превосходящей совпадение по случаю в десять миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов раз. (Я прошу прощения у читателя — так написано у профёссора Манна, который для большей внушительности предпочел такую запись более краткой.)

Большую известность в мире телепатов приобрела миссис Стюарт. Доктор Сол показал, что ее способности отгадывать на расстоянии не препятствуют не только сотни метров, но и сотни километров. Воспользовавшись тем, что миссис Стюарт отправилась провести праздники в Бельгию, доктор Сол провел телепатический сеанс на расстоянии. Сигнал времени, передаваемый по радио Би-Би-Си, был использован для координации действий миссис Стюарт и экспериментатора. Все получилось великолепно. Но сей результат не произвел на научную общественность особого впечатления, ибо о его справедливости приходилось судить лишь по словам самого Сола и каких-то сомнительных случайных свидетелей. Не было сделано попытки повторить опыт в присутствии авторитетной комиссии.

Следует подчеркнуть, что все известные парапсихоло-ги не удовлетворяются демонстрацией явления телепатии. Видимо, это для них слишком скучно и малосенсационно. Почти всех своих звезд они заставляют предсказывать будущее. При этом речь идет о предсказании таких случайных событий, как бросок игральной кости или вытягивание карты из колоды.

Объективность профессора Манна, книга которого является основным источником всех этих сведений, совершенно беспрецедентна. Излагая всю эту чепуху, цена которой лишь одна — это мистификация и надувательство, — он в самой деликатной форме сожалеет, что трудно проверить эти данные объективно, и делает окончательный вывод, что это явления, которые — увы — не могут считаться доказанными. В то же время он сознает, что предсказание случайных событий означает крушение статистической физики, а вместе с ней и огромной области естествознания, являющейся . краеугольным камнем нашего существования.

Нам трудно понять психологию психолога, не смущающегося возможностью существования столь откровенно сверхъестественных явлений, как предсказание будущих случайных событий. Если уж серьезно обсуждать возможность предсказания будущего, то, разумеется, нет основания относиться с излишним предубеждением к примерно двумстам опубликованным исследованиям психокинезиса (так называется, как уже писалось, способность усилием воли сдвигать предметы с места).

Маги, кудесники и спириты давно уже упражняются в таких операциях. Но лишь с 1942 года психокинезис поставлен на “научные рельсы” все в той же лаборатории Раина.

В подавляющем большинстве случаев опыты по пси-хокинезису производились с игральной костью. Допустим, субъект желал, чтобы как можно чаще выпадала шестерка. Кость бросалась много раз, а затем подсчитывалось число выпавших шестерок. В опубликованных “исследованиях” это число зачастую резко превосходило уровень, предсказываемый теорией вероятностей.

Несколько добросовестных исследователей были настолько наивными, что решили проверять опыты Раина и иже с ним. Не приходится и говорить, что результаты оказались отрицательными.

Я не стану описывать многочисленные “исследования”, ход и результаты которых излагает в своей книге профессор Манн. Чего только не пробовали экспериментаторы! Имеются сведения об опытах, когда кость бросалась самим медиумом, в другом случае это делалось посторонним лицом, бросала и специально сконструированная машина. В некоторых опытах механическое приспособление катапультировало предмет, а внушающий определял место, где этот предмет должен был упасть. Описывая каждый такой опыт, Манн — надо отдать ему справедливость — не забывает добавить, что в методическом отношении опыт не был совершенным и что при желании ему можно найти реалистическое объяснение.

И все же даже эта объективность непонятна. Как можно такому вздору придавать хоть сколько-нибудь серьезное значение? Как можно не понять, что если допустить влияние человеческой воли на движение тел, то тем самым зачеркивается все естествознание? И в самом деле, если волей можно повернуть игральную кость или сдвинуть с места носовой платок, то уж совершенно пустяковой является задача сдвинуть с места электрон, который в миллион миллионов миллионов миллионов миллионов раз легче платка. А если это так легко сделать, то как это удалось Милликену измерить заряд электрона, изучая перемещение заряженной пылинки в поле конденсатора?

Предсказание будущих случайных событий, влияние на случайные события силы воли, ясновидение, то есть видение в условиях невозможности видеть, являются сверхъестественными событиями в чистом виде. Ни о каком мире и сосуществовании с естествознанием здесь не может быть и речи.

Я не хотел бы, чтобы у читателей создалось мнение, будто все упомянутые нами книги выходили лишь в давно прошедшее время и только за рубежом. То есть я хотел бы, чтобы это было именно так. Но, к сожалению, дело обстоит иначе. После долгого перерыва и у нас стали было появляться такие книги, а газеты и журналы охотно предоставлять место статьям на подобные темы.

Первой ласточкой была книга Л. Васильева “Таинственные явления человеческой психики”. Мне попалось в руки третье издание, вышедшее в свет в 1964 году тиражом 130 тысяч экземпляров. Первое издание состоялось, кажется, в 1962 году. Никогда еще на моей памяти ни одно наше издательство не выпускало столь откровенной пропаганды сверхъестественного. Читая это сочинение, я не верил своим глазам. Как это получилось, что лицо, верящее в современную магию — парапсихологию, — получило для пропаганды своей веры такую возможность?

Познакомимся кратко с содержанием этой книги. Первые пять глав посвящены сну, гипнозу, непроизвольным движениям.

В последней главе автор пытается объяснить читателю (очень, правда, неубедительно), что загробной жизни нет. Это не случайно. Парапсихологу трудно бороться с религиозными представлениями, ибо образ мышления здесь очень сходен. А то, что Л. Васильев причислял себя к парапсихологам, об этом мы можем судить по трем другим главам книги, посвященным доказательству существования телепатии, ясновидения и телекинеза.

Методы доказательства не отличаются новизной. Мы находим здесь и рассказы очевидцев, и цитаты из литературных произведений, и описания опытов, произведенных некими профессорами и докторами. В этом у нашей книги нет отличия от тысяч книг и статей, посвящавшихся той же теме телепатами и спиритами всех мастей.

Правда, автор категорически отделяет себя от “некоторых” буржуазных парапсихологов, проповедующих идеализм. Он, видите ли, последовательный материалист. Но прежде всего заметим, что слово “некоторые” является здесь существенным преувеличением. Правильнее было бы сказать, что почти все зарубежные па-рапсихологи, как мы видели, — оголтелые идеалисты и мистики и, разумеется, нисколько не обеспокоены своим разладом с естествознанием.

Книга Л. Васильева не единственное произведение, вышедшее у нас в последнее время и рекламирующее телепатию как последнее достижение науки. В 1963 году появилась на свет (вторым изданием, тиражом 100 тысяч экземпляров) книга Б. Кажинского “Биологическая радиосвязь”. Какие только материалы не привлечены здесь, чтобы убедить читателя в естественности сверхъестественного! Бесчисленные свидетельства очевидцев, опыты Дурова над животными, радиотехнические фантазии автора, наивные мистификации вроде телепатических передач за две тысячи километров субъекту, находящемуся в подводной лодке “Наутилус”. Все это находится в таком вопиющем противоречии с данными современного естествознания, что просто оторопь берет.

И конечно, неудивительным оказалось то, что выход в свет этих книг означал некоторый расцвет деятельности наших любителей парапсихологии.

Небольшая (видимо, несколько десятков все же есть), но очень активная группа лиц организовала нечто вроде научной секции, получившей весьма модно звучащее название “Секции биоинформации”. Секция занялась организацией публичных демонстраций телепатических способностей своей звезды — артиста МХАТа Карла Николаева — и усиленным проталкиванием результатов своих исследований в печать.

Очень многие газеты (кроме центральных) напечатали в 1966 году сообщения об опытах передачи мыслей из Новосибирска в Москву и использовании волшебной палочки для поисков руды, воды и т. д. и т. п.

Должен сказать, что я никак не могу привыкнуть к появлению в нашей печати такого рода сообщений. То, что все это чистый бред, лежит на поверхности. Ну посудите сами, зачем доказывать явление телепатии через тысячи километров? Докажите его на сцене, организуйте передачу через стену. Ведь совсем не трудно провести опыт в строго контролируемых условиях. Но без передержек эти опыты еще никогда ни у кого не получались. Поэтому нужен фейерверк, а не научное исследование. Раз так, то Николаев и едет в Новосибирск, и проводится некое представление вместо научного опыта, после чего следует оглушающая печатная реклама. Подумайте, если бы эти люди были бы исследователями, разве они поступали бы таким образом? Поведение парапсихологов в корне противоречит нормам научного общества.

Причина, по которой мы сочли нужным все же поговорить об этой чепухе, заключается в следующем. Если относительно нетрудно убедить разумного, материалистически мыслящего человека во вздорности перечисленных “явлений” даже и при их подаче под новым “эмпирическим” соусом, то несколько иначе обстоит дело с телепатией — передачей мыслей или образов на расстояние. Нашему разумному читателю может все же представиться возможным допустить, не приходя в противоречие с естествознанием, существование “мозгового радио”. Пусть, мол, принципы его действия пока что непонятны. Это неважно. Придет время, и человечество в этих принципах разберется.

Прежде чем перейти к обсуждению примирения телепатии с естествознанием, я хотел бы подчеркнуть, что подавляющее большинство парапсихологов не ставят телепатию в особое положение. Таким образом, ее адепты наверняка лишены всякого уважения к естествознанию, и читатель должен все время иметь в виду, что проповедники телепатии мало взволнованы теми противоречиями с естествознанием, о которых мы сейчас поговорим несколько подробней.

К оглавлению