Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота.
Шопенгауэр Артур

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (77)


Михаил Поздняев
Изыди, окаянный!


Отцы-чудотворцы

Пожалуй, самый известный из них – архимандрит Герман (Чесноков) из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он проводит коллективные отчитки почти каждый день. "Почему выбрали именно меня, не знаю, – говорит отец Герман. – Служба как служба. Любой священник, получивший благословение, имеет право этим заниматься. Не всем, кто имеет тяжелые недуги, надо обязательно идти на изгнание бесов. В тех случаях, когда человеку требуется, скажем, операция, я даю телефоны врачей".

К отцу Герману стекаются сотни людей. Массовость этих "сеансов", по словам тех, кто верит в их действенность, представляет такую же опасность, как скопление народа во время эпидемий: в придачу к своим бесам легко можно подхватить соседских.

Еще один священник, о котором ходит слава экзорциста, – игумен Дионисий (Колесников), служащий в селе Константиновка Амурской области. В православной среде чрезвычайно популярен видеофильм "Бесы" о протоиерее Василии Лихване, настоятеле храма Святого Иоанна Воина в Новокузнецке. "Когда я стал настоятелем, – говорит отец Василий, – ко мне за помощью стали приходить много людей: и со всего Кузбасса, и со всей Сибири, а теперь уже и из-за границы. Я сказал, что люди приходят ко мне, но это неверно, люди приходят в храм, а значит, к Господу. Я же никто, я лишь инструмент в руках Божьих". Известны также иеромонах Пантелеймон (Ледин) из Пскова, автор книг "Невидимая битва" и "Козни бесовские", и архимандрит Мирон (Пепеляев) из Псково-Печерского монастыря. Все они имеют благословение на отчитку своих правящих архиереев, а отец Герман – самого Патриарха, при том, что Святейший несколько лет назад осудил участившуюся практику отчиток. Его поддержали большинство иерархов. Ведь благодаря такой практике батюшки приобретают репутацию старцев, а с нею и независимость от начальства. Однако число экзорцистов растет: спрос рождает предложения.

"Вот, уже подействовало!"

В маленьком Надвратном храме в честь рождества св. Иоанна Предтечи, где побывал корреспондент "НИ", яблоку негде было упасть. За полтора часа до начала отчитки сюда пришли около ста человек. У каждого своя болячка, и каждый надеялся на силу молитвы отца Германа. Действительно одержимых было двое: парень лет двадцати, которого привели родители, и женщина в сопровождении племянницы. Остальные жаловались на головные боли, ломоту в спине и ногах, ухудшившееся зрение, семейные конфликты.

Вход на отчитку свободен и бесплатен. Добровольное пожертвование, "сколько не жалко", и свечка за здравие – не в счет. Появление у алтаря отца Германа заметно взволновало некоторых, и по толпе пронесся радостный шепот: "Вот, уже подействовало!"

Перед отчиткой была произнесена полуторачасовая проповедь о греховности современного образа жизни. Особенно досталось телевидению, колдунам и неким "темным силам во власти". Запретил отец Герман выходить замуж за разведенных и наказал всем венчаться в храме, "чтобы дети не болели". Сам чин состоял из множества молитв, сопровождаемых помазанием маслом из Иерусалима, обильным окроплением святой водой, каждением, отчего сразу резко запахло ладаном, и наложением креста на головы.

По окончании обряда все получали напутственные слова. Родителям, жалующимся на болезнь своего малыша, к примеру, монах велел обвенчаться. Двум женщинам, просившим за болеющего сына и брата, порекомендовал передать занемогшему, чтобы он отложил все свои дела и всерьез взялся за лечение. "Бесы – это болезни, – таков лейтмотив отчитки. – И их изгнание – это лечение".

Отец Герман рекомендует проходить отчитку три раза. В качестве обязательного требования – исповедь перед ней, а после трех отчиток – соборование и причащение. По словам старожилов, чин исцеляет от всего на свете при условии, что покаяние приносится от чистого сердца.

Полный автобус нечисти

Можно сказать, отчитка стала в современной России своеобразной православной модой. И, как всякая массовая мода, поверхностна. "Изгнание бесов сегодня – в самом деле достаточно частое явление, – рассказала "НИ" психотерапевт Татьяна Муха. – Человек ощущает свою нецелостность, и, если священник производит над ним ритуал, у него на время может создаться иллюзия исцеления. Но зачастую отчитка только ухудшает психическое состояние. Ведь священник прибегает при этом к сильнодействующим методам, и люди начинают вести себя, как безумные. Скорее всего, батюшка, который берется проводить такие ритуалы, сам ощущает свою нецелостность, деля все на черное и белое. Мнение больного о себе как о бесноватом может быть сильно выраженной формой невроза. Чтобы помочь такому человеку, необходимо в первую очередь его выслушать, а потом спокойно объяснить, как это может повлиять на отношения с окружающими. В подобных случаях все-таки полезнее обратиться к медикам".

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) возмущается: в последнее время практикуются поездки для отчитки целыми автобусами, организованные паломническими центрами РПЦ. "Нужно это человеку или не нужно – даже не спрашивается. Нормальные люди собираются на отчитку невесть зачем. И я знаю такие примеры, когда здоровые, отправляясь на отчитку, и в самом деле становились бесноватыми".

Резко осуждает современную практику отчиток и профессор Московской духовной академии Алексей Осипов: "Во-первых, откуда известно, что человеку будет полезно, если из него будет изгнан бес? Во-вторых, после отчитки некоторым становится еще хуже. Господь запрещал говорить бесноватым, а сейчас снимают беснование на видеопленку, и эти записи ходят по России: смотрите, что говорит бес! В-третьих, священник, который занимается этим, не имея духовных дарований, вредит и себе, и тем, кто к нему приходит".

Младшие братья инопланетян

А вред этот, кстати, может быть не только психическим, но и физическим. На днях в Румынии на семь лет тюрьмы был осужден православный священник Даниил Короджяну – за убийство монахини во время ритуала изгнания нечистой силы. 23-летняя женщина провела несколько дней без воды и еды, привязанной цепями к кресту. В 2000 году суд Мексики выписал ордер на арест католического священника, обвиненного в нанесении травм участнице ритуала изгнания дьявола. Выписаны были также ордера на арест двух других экзорци стов, которые подожгли уголь в закрытом помещении, чтобы изгнать бесов из собравшихся там верующих. В результате отравления угарным газом погибли семь человек, и двое попали в госпиталь.

В православной среде бесноватость считается не душевной, а духовной болезнью. С этим не согласны медики. "С людьми, убежденными, что в них вселились бесы, я сталкиваюсь почти каждый день, – сообщил "НИ" врач-психиатр Владимир Файнзильберг. – Это один из видов психического расстройства. А каковы причины? В психиатрии все зависит от тенденций в обществе. Раньше темой подобных расстройств был космос, а сегодня популярно все, что связано с церковью. Обществу не хватает по-настоящему сильной идеологии, поэтому людям легко запудрить мозги. "Беснование" поддается медикаментозному лечению. Правда, срок его бывает разным – все зависит от диагноза".

Психиатры утверждают, что, помимо расстройства психики, феномен беснования может быть вызван участием в оккультных практиках, чтением магической литературы, обращением к "знахарям", "целителям" и "экстрасенсам". При этом на волне моды появились и лжебесноватые. Четыре года назад по приходам и монастырям Сумской епархии было распространено письмо епископа Иова (Смакоуза), цель которого – ограничить беснование и лжебеснование. Поводом для этого послужили беспорядки в храмах, в которых служат священники, занимающиеся отчитками.

Эпидемия чертовщины

"Вера в бесов – не что иное, как обратный результат усиления влияния религии на массовое сознание, – заявил "НИ" сопредседатель совета российского Института свободы совести Сергей Мозговой. – Бес – это безадресное проецирование неудовлетворенности, размытое, неосознанное представление о зле, которое резко возрастает в периоды социальной неустроенности. Это сопровождается усилением эсхатологических настроений. Препятствовать распространению подобных суеверий должна в первую очередь сама Церковь. Невежество – это и ее враг".

Христианство никогда не перестанет верить в существование бесов. Однако вера – одно, а мода на экзорцизм – совсем другое. К счастью, и среди священников есть люди здравомыслящие, относящиеся к разговорам о тотальном "бешенстве" скептически. Покойный митрополит Сурожский Антоний (Блум) вспоминал, как к нему в бытность его в Париже обратились родственники иконописца, который вдруг стал вести себя очень странно. Художника начали отчитывать, соборовать, чаще причащать, но он все равно не поправлялся. Будущий митрополит, выпускник биологического и медицинского факультетов Сорбонны, ответил: "Отдайте его нам в психиатрическую клинику, мы его будем лечить электрошоком. Бесу электрический ток вреда не принесет, а человека может спасти". И больной выздоровел. Свой рассказ владыка завершает словами: "Делайте все, что возможно с человеческой точки зрения, с точки зрения лекарств, лечения, психиатрической помощи. И молитесь".

Оставить отзыв. (77)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa