Одним и тем же мозгом мыслить и верить?
Лец Станислав

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (41)


Разное
Контрольная по православию


Конституционно закрепленный светский характер российского государства федеральные чиновники упоминают сегодня едва ли не с извинениями.

Религия все активнее проникает в российские школы. Как заявили вчера представители Московской патриархии, в начинающемся учебном году предмет под названием "Основы православной культуры" станет обязательным в школах четырех областей Центральной России. В Белгородской области, например, по решению областной думы основы станут обязательным предметом во всех одиннадцати классах. Еще в одиннадцати регионах основы будут преподаваться факультативно.

Вопрос о том, должна ли в российской государственной школе преподаваться религия, назрел. Движение началось не вчера, оно пользуется явной поддержкой местных властей во многих регионах. В Курской области основы преподают в школах с 2003 года, на Смоленщине – уже пять лет, в Московской области такой факультатив есть уже шесть лет.

Российское общественное мнение скорее приветствует движение в этом направлении: в середине прошлого года, по данным фонда "Общественное мнение", православными назвали себя 59% россиян, а 59-61 % граждан (в зависимости от формулировки) высказались за преподавание в школе истории религии или основ православной культуры. Отрицательно относятся к этой идее не более 15% опрошенных.

Ссылаясь на рост религиозности россиян, представители церкви требуют введения преподавания религии в школах все настойчивее. Соответствующие же федеральные ведомства на этом фоне оказались в пассивно-оборонительной позиции: конституционно закрепленный светский характер государства чиновники упоминают едва ли не с извинениями. Этим, собственно, и вызвано появление предмета под расплывчатым названием "Основы православной культуры". Предполагается, что таким образом найден компромисс, позволяющий обойти проблему разделения церкви и государства.

В обоснование такого компромисса иерархи РПЦ ссылаются на западноевропейский опыт. Действительно, единственная европейская страна, где сегодня в школе не преподается религиоведение, – это Франция. Во всех остальных государствах ЕС оно присутствует в виде или факультативного, или обязательного предмета. В Финляндии религиозное образование – обязательный предмет. Преподавание построено по конфессиональному признаку: если в классе есть трое и более представителей официально признанной в стране конфессии, им обязаны предоставить возможности для изучения их религии. Атеисты изучают основы этики. В Дании христианские знания – обязательный предмет, от которого освобождаются лишь те дети, родители которых официально заявили о принадлежности к иной религии (обычно 2-3% учеников). Преподавание ведут священники. В Великобритании преподавание религиоведения обязательно, на него рекомендуется выделять 5% учебного времени. В Германии религиоведение (в протестантском варианте) – обычный предмет в программе государственных школ, сохранение которого поддерживают от двух третей до 80% граждан. Обсуждается в последнее время введение в отдельных местностях изучения истории ислама.

Все это так. Однако преподавать религиоведение можно по-разному. Один подход предполагает изучение религии изнутри: преподавателями являются верующие люди, обучение организовано по конфессиональному принципу, задача – помочь ученикам уверовать в Бога или закрепить свою веру. Другой подход – изучение религии извне. Библия или Коран изучаются не как священные тексты, а как исторические источники, задача – критический анализ роли церкви в обществе. Преподавание могут вести светские учителя, предмет доступен всем ученикам.

Весь вопрос в том, что за предмет представляют собой компромиссные основы православной культуры.Сейчас их все чаще преподают священники, программы и учебники разрабатываются церковью. Более того, изучение основ православной культуры может становиться и предлогом для изложения определенной концепции истории – например, на Смоленщине основы совмещаются с регионоведением.

Общество в большинстве своем этого не замечает: данные ФОМ показывают, что российские граждане не осознают различий между основами православия, основами православной культуры, историей религии и так далее. В результате России явочным порядком навязывается преподавание религии изнутри, предполагающее индоктринацию школьников. Это, безусловно, не противоречит европейской практике, но противоречит российской Конституции. Возможно, религиоведение и стоит ввести в России, но принципы и ограничения в его преподавании должны быть приняты на уровне федерального парламента, осознанно и после открытого обсуждения.

01 сентября 2006

Кирилл Рогов, Николай Дзись-Войнаровский, Александр Кияткин, Александр Лиманов, Игорь Федюкин

Источник: Коммерсантъ (Москва)

Оставить отзыв. (41)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa