Есть слабые люди, для которых религия имеет силу.
Павлов И.П.

Уголок науки / Клонирование и генетика

Ученые выяснили, почему растут волосы

Аккумулятор новостей

---

Американские ученые открыли механизм, который обеспечивает развитие волосяной луковицы из обычной клетки кожи. В будущем это открытие может найти применение не только для помощи желающим избавиться от лысины, но и больным с некоторыми формами рака. Дело в том, что процессы появления волоса тесно связаны с защитой организма от возникновения опухоли.

Как установили исследователи из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке в серии экспериментов на мышах, для развития волоса требуется несколько этапов. Во-первых, клетка-предшественница должна получить сигнал от двух молекул, которые, как считалось ранее, не связаны друг с другом. Вместе они снижают уровень E-кадхерина, играющего роль в создании связи между клетками.

В результате ослабевает связь клетки с окружающей тканью, и создаются условия для осуществления следующего этапа, на котором клетка перемещается глубже. Это позволяет сформироваться волосяной луковице. У процесса есть и обратная сторона. Как отметили ученые, если E-кадхерина становится слишком мало, клетка может дать начало злокачественной опухоли.

"На стадии эмбрионального развития один слой стволовых клеток дает начало волосяным фолликулам и эпидермису кожи, - отметила одни из авторов работы Элейн Фукс (Elaine Fuchs). – Чтобы стать волосяным фолликулом клетки из этого слоя должны потерять контакт с окружающими клетками и врасти внутрь, изменяя форму и взаимодействие, активируя гены, необходимые для создания волоса".

Результаты этого исследования, профинансированного Национальными институтами здравоохранения и Медицинским институтом Говарда Хьюза, появились на страницах свежего номера журнала Nature.

---

Процесс, который управляет формированием волос, был идентифицирован американскими учеными. Это дает новую надежду людям, у которых распределение волосяного покрова носит неправильный характер (где-то много, а где-то мало), а также тем, кто страдает облысением. Кроме того, выяснилось, что данное открытие похоже раскрывает тайну редчайшего явления – появления так называемых “волосатых людей”, у которых не только голова, но и все лицо, и даже тело покрыто обильным волосяным покровом. Таким образом, ранее звучащие утверждения эволюционных биологов о том, что волосатые люди - это якобы явление атавизма, проявляющего черты признаков своих животных предков, оказались блефом.

Доктор Колин Джамора и ее коллеги из Rockefeller University в Нью-Йорке, сообщили 20 марта в выпуске журнала Nature об открытии серии генов, которые регулируют количество 'клея' между клетками кожи.

Волосяные луковицы могут формироваться только однажды за счет клея, известного как E-cadherin, образующегося на клетках эпителия. Это позволяет клеткам трансформироваться в структуру, которая позволит превратиться в стручок волоска. Эпителиальные клетки - единственный слой клеток, расположенный ниже поверхностной кожи, который может развиться в эпидерму (клетки кожи и волосы) или клетки нервов.

Эти клетки стебля волоса скрепляются вместе множеством липких белков, наиболее сильный, из которых называется E-cadherin. Адъюнкт-профессор Дженни Стоу из австралийского Института Молекулярной Биологии в Брисбене сказала, что этот белок известен как 'застежка-молния', которая скрепляет клетки.

Роль белка в росте клетки и ее трансформировании была изучена на примерах развития эмбрионов, заживающих ран на коже и в тканях, и даже на примере некоторых раковых образований.

E-cadherin - мощный подавитель опухоли. Потеря E-cadherin ведет к метастазам и развитию рака груди, рака толстой кишки, простаты и многих других раковых образований.

Метастазы – это движение раковых клеток от одного органа или ткани к другому, которые обычно транспортируются лимфатической системой или кровью. Группа Стоу показала, что для начала метастаз рака, E-cadherin должен быть удален на значительное расстояние от мембраны клетки.

"Мы теперь исследуем E-cadherin-транспортировку в эпителиальных клетках почек, и в грудных раковых образованиях, чтобы идентифицировать другие молекулы, которые участвуют в процессе метастазов", сказала Стоу.

Удивление ученых вызвало именно то, что гены формирования E-cadherin были вовлечены в развитие волосяных луковиц. Эти гены похоже 'выключены' во время формирования меланоцитов, специализированных клеток, ответственных за производство пигмента кожи.

Они обнаружили, что E-cadherin – это 'клеточный клей', который может быть закрыт белком, известным как Lef1. Обычно, когда Lef1 связывается с генами E-cadherin в ядре, это останавливает производство липкого белка у клетки. Это позволяет клеткам двигаться, в процессе чего формируется 'эпителиальный зародыш', который затем развивается в волосяную луковицу.

Принудительное стимулирование выработки Lef1 у лабораторных мышей закончилось не только дополнительным ростом новых волос в естественных зонах, но также и покрытием кожи волосяным покровом в тех местах, которые у мышей обычно остаются лысыми. У других мышей, которым выключили ген Lef1, формирование волос только вредит в том плане, что последние служат очагами развития новообразований.

Подобное открытие похоже раскрывает тайну редчайшего явления – появление волосатых людей, у которых не только голова, но и все лицо, и даже тело покрыто обильным волосяным покровом. Таким образом, ранее звучащие аргументы эволюционных биологов о том, что волосатые люди якобы являют собой черты атавизмов – признаков, характерных для их животных предков, оказались блефом.

Новое исследование доказывает, что причины волосатости могут четко быть обоснованы нарушениями на генном уровне, то есть – обычными мутациями генов Lef1 и/или E-cadherin. Поэтому со всей уверенностью можно заявить об исключении из разновидностей атавизмов волосатых людей.

Не исключено, что в будущем будет поставлены под сомнение и другие атавизмы у человека, такие как многососковость или появление хвоста, которые также могут быть объяснены какими-то нарушениями на генном уровне, а не проявлением признаков, доказывающих животное происхождение человека. Пока аргументы эволюционных биологов сыплются одно за другим.

Источник: Аккумулятор новостей