Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Менкен Генри Луис

Уголок науки / Человек

Благодаря новым технологиям ученые увидели, как в мозгу "укладывается" память

Новые технологии позволили ученым стать свидетелями того, как откладываются в мозгу опыт и воспоминания. Открытие, проливающее свет на то, как формируются знание и память, может привести к разработке новых методов борьбы с нарушениями деятельности мозга и умственной отсталостью, утверждают ученые.

Две группы исследователей независимо друг от друга в течение нескольких дней наблюдали, как в мозгу взрослой мыши вытягиваются и сокращаются по краям нервных клеток (нейронов) микроскопические отростки. Ученые предполагают, что эта активность - реакция на воспоминания и впечатления, рождающиеся у мыши при освоении новой среды.

То же самое почти наверняка происходит в мозгу взрослого человека. Следовательно, мозг отнюдь не является статичным, не развивающимся органом, как ранее полагали, а постоянно приспосабливается к новым впечатлениям, пишет сегодня Independent в статье, перевод которой публикует Inopressa.ru.

Однако исследователи двух групп, о находках которых сообщено сегодня в журнале Nature, расходятся в том, отвечают ли эти отростки за хранение всего объема воспоминаний, сформированного в течение жизни. Одни полагают, что отростки не настолько долговечны, чтобы отвечать напрямую за всю память. Другие, напротив, считают, что возможно.

Хотя крошечные бутоны, "расцветающие" в области, где нервные клетки контактируют друг с другом, известны уже почти столетие, их рост никогда еще не наблюдался у взрослых живых животных. Развитие техники позволило ученым сфотографировать отдельные клетки мозга в процессе их роста внутри черепа мыши, генетически модифицированной с тем, чтобы нейроны "загорались" под микроскопом.

Группа ученых из лаборатории Колд-Спринг-Харбор в Нью-Йорке, возглавляемая Карелом Свободой, обнаружила, что большинство отростков существует в течение дней или недель, а некоторые - месяц и даже дольше. Второй группой, руководит которой Вен-Био Ган из Медицинской школы Нью-йоркского университета, выявлено, что отростки значительно более долговечны и существуют на протяжении всей жизни животного.

"Эти результаты указывают, что отростки, во время формирования очень пластичные, у взрослой особи становятся замечательно стабильными, обеспечивая структурную основу для долгосрочного хранения информации", заявили представители Нью-йоpкского университета.

Пол Адамс, нейробиолог из Госуниверситета штата Нью-Йорк в Стони-Брук, сказал, что эти открытия двух команд ученых - убедительное свидетельство того, что концепции деятельности мозга нуждаются в пересмотре.

Источник: www.newsru.com