Люди попавшие под власть суеверия, способны только переходить от одного заблуждения к другому.
Кондильяк Э.

Уголок науки / Вселенная

Вселенная похожая на отчаявшегося влюбленного

Раскаяние Эйнштейна. Подробно

• Сергей ЛЕСКОВ

Американский космический зонд "Уилкинсон", запущенный летом 2001 года, получил детальное изображение самого раннего, реликтового излучения Вселенной в нежном младенчестве, когда ее возраст не превышал 380 тыс. лет. Это открытие позволяет с предельной точностью определить возраст Вселенной - 13,7 млрд лет. Датировка возраста Вселенной чрезвычайно важна для проверки космологических теорий. Для справки: возраст нашего Солнца и Земли - около 5 млрд лет.

Аппарат "Уилкинсон" анализировал карты флуктуаций реликтового излучения, - говорит заведующий отделом релятивистской астрофизики Государственного астрономического института имени Штернберга Николай Шакура. - Измерения велись в диапазоне микроволн, которые поглощаются земной атмосферой. Средняя температура реликтового излучения близка к абсолютному нулю - всего 2,7 градуса Кельвина. Точность измерения флуктуаций превосходит все прежние астрофизические исследования и достигает микроградуса. Получены очень важные для астрофизики результаты. Кроме возраста Вселенной в 13,7 млрд лет установлено, что звезды сформировались и начали сиять раньше, чем предполагалось ранее, - всего через 200 млн лет после Большого взрыва.

Зонд "Уилкинсон", названный по имени одного из инженеров НАСА, был запущен 30 июня 2001 года. И уже первые измерения принесли важнейший результат. Возраст Вселенной оценивается по скорости разбегания самых далеких от нас галактик. Это означает, что зонд "Уилкинсон" смог увидеть те галактики, которые находятся чуть не на самом краю Вселенной. Зная возраст Вселенной, можно вычислить ее масштабы. А также подойти к одной из самых сложных и волнующих загадок Природы: почему видимой материи, из которой состоим мы и звезды, во Вселенной всего 4%. Еще 23% приходятся на так называемую невидимую холодную материю. И 70% - на невидимую темную материю. Почему возникли такие перекосы - сплошная, темная тайна.

По мнению профессора Николая Шакуры, определение возраста Вселенной приблизит к пониманию еще одной загадки, по поводу которой высказано множество (почти столько же, сколько звезд на небе) гипотез. Почему во Вселенной единственным объектом, который постоянно расширяется, является сама Вселенная? По поводу периодического сжатия Вселенной существуют только догадки. И никаких следов. Хотя модель о попеременном расширении и сжатии Вселенной некоторые остряки находят очень эротичной.

Одним из самых стойких заблуждений человечества является представление о Вселенной (впервые эту идею в сочинении "О небе" высказал Аристотель) как о стационарном объекте. Идея статического мира была столь привлекательной, что великий Эйнштейн посвятил много сил математическому доказательству этого факта, хотя все его теории вели к обратному выводу. Эйнштейн даже вошел в физический грех - придумал некую универсальную силу отталкивания. После Октябрьской революции, хотя и не благодаря ей, советский физик Фридман доказал, что стационарность для Вселенной невозможна. Эйнштейн сначала эту работу не признал, а потом письменно покаялся в своем заблуждении и впоследствии неоднократно подчеркивал значение работ Фридмана в становлении космологии. Так была теоретически открыта неизбежность глобальной эволюции Вселенной. После этого последовали экспериментальные доказательства того, что Вселенная расширяется.

Куда расширяется Вселенная? Любой астрофизик усмехнется: Вселенная - это все, что существует. Вне Вселенной нет ничего. Вне Вселенной нет ни пространства, ни времени. И тем не менее мы живем именно в расширяющейся Вселенной, каждая часть которой улетает от прочих с кошмарной скоростью порядка 25 км в секунду. Идея, как говорил канадский юморист Стивен Ликок, величественная, но создает ощущение неудобства. Вроде отчаявшегося влюбленного, который вскочил на коня и поскакал, как безумный, сразу во всех направлениях.

Источник: www.izvestia.ru