Удивительно, как это жрецы-предсказатели, взглянув друг на друга, могут еще удержаться от смеха.
Цицерон Марк Тулий

Уголок науки / Происхождение жизни

Феномен жизни

Феномен жизни – 2
13 февраля 00:25
Возможно ли самозарождение жизни в результате эволюции простых молекул? Можем ли мы сконструировать искусственную «матрицу жизни»? Конечна ли эволюция и что ждет мир «после конца»? Об этом сегодня после полуночи академик РАН Эрик Галимов и доктор химических наук Сергей Варфоломеев.

Материалы к программе:
В ходе разговора о будущем человечества, о возможностях поиска новых носителей энергии и проч., возникла очень интересная тема – возникновение самого феномена жизни. При этом оказалось, что гости стоят на совершенно разных позициях:
Э.Галимов склонен считать, что жизнь могла возникнуть как результат отчасти случайного расположения молекул с "ситуацию упорядочения". При этом получается, что заложенное изначальное, стремление к упорядочению оказывается лежащим в основе всей эволюции жизни и в дальнейшем. Отчасти данная теория оказывается близкой дарвиновской теории естественного отбора, но полностью тождественными их назвать нельзя. И вообще – все гораздо сложнее. Наблюдаемая биологическая эволюция, т.е. наблюдаемое изменение форм и функций разных организмов определяется не только упорядочением. Одновременно действует и тенденция к разупорядочению, деградации (в которой более устойчивые компоненты обнаруживают селективное преимущество). Именно с этой стороной эволюции связана область применимости и справедливости дарвиновской концепции конкурентной адаптации, отбора и происхождения видов. Стационарные системы обладают высокой устойчивостью и гибкостью, пока выполнены обязательные условия стационарности: приток энергии и обмен веществом. Нарушение этих условий закрывает путь синтеза низкоэнтропийных структур, и система гибнет. И здесь возникает очень важный вопрос: почему вообще нам важно знать о происхождении жизни? По той причине, что поняв ответ на этот вопрос, мы сможем ответить и на другой – что ждет наш мир? Иными словами – конечна ли эволюция?
По мнению Э.Галимова, химическое равновесие – смерть живой системы. Жизнь представляет непрерывную борьбу с переходом в равновесное состояние. Нелинейность в условиях итеративности биологических процессов ведет к накоплению итеративных ошибок, что ведет к завершению эволюции упорядочения на разных уровнях: молекулярных структур, организмов, видов и в конечном итоге – биосферы в целом.
Концепция происхождения жизни С.Варфоломеева – принципиально отлична. Он полагает, что жизнь была запрограммирована неким существом, который он называет "компьютером", находящимся во вполне реальном, но достаточно удаленном пространстве. Случайная комбинация молекул, считает он, не могла бы привести к возникновению феномена жизни. Естественно, при таком подходе возникает вопрос о цели этой программы? Т.е. зачем этот виртуальный мозг создал у нас жизнь? Возможно, ему самому грозила гибель и он это знал, поэтому он стремился создать в другом пространстве такие условия, которые могли бы помочь сохранить накопленную им информацию. А обретение этой, реальной и уже существующей информации, это и есть то, что принято называть "эволюцией". Т.е., как школьник, который постепенно осваивает и усваивает разные навыки, которые его учителю хорошо знакомы, человек открывает для себя именно то, что он должен открыть и изобрести, причем – именно в той последовательности, которая и была запрограммирована.
Но конечен ли этот процесс? Естественно – да. Но если Галимов видит гибель мира как результат накопления хаоса, его собеседник понимает процесс завершения эволюции как полное обретение информации и, может быть, переход в какие-то новые формы существования.
И тут возникает вопрос – если, по его мнению, жизнь была создана неким виртуальным мозгом, который запрограммировал процесс эволюции, не могла ли в эту «программу» быть заложена и идея самовоспроизведения, т.е. – эволюция завершится не абсолютным концом, но аналогичным самовоспроизведением, но уже в каких-то иных биологических и физических условиях?

Библиография Варфоломеев С.Д., Калюжный С.В. Кинетика микробиологических процессов. М., 1991.
Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1994.
Вольтерра В. Математическая теория борьбы за существование. М., 1976
Галимов Э.М. Природа биологического функционирования изотопов. М., 1981.
Галимов Э.М. Способность к предвиденью – свойство, выделившее человека в биосфере//Вестник РАН. 2001. № 7.
Галимов Э.М. Феномен жизни. Между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М., 2001.
Кинетика микробиологических процессов. М., 1991.
Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М., 1974.
Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении. СПб., 1908. (London, 1798.)
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.
Сетлоу Р., Поллард Э. Молекулярная биофизика. М., 1964.
Скулачев В.П. Аккумуляция энергии в клетке. М., 1969.
Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. Л., 1938.
Энгельгард В.А. Познание явлений жизни. М., 1984.
Lotka A. Elements of physical biology. Baltimore, 1925.

Тема № 72