Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Менкен Генри Луис

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное

http://chel.redpart.ru/ все что нужно для китайской спецтехники в Челябинске

Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Уголок науки / Наука и религия

Оставить отзыв. (0)

Христос из Кумрана…?

Христос из Кумрана…?
24 декабря 00:25
О чем говорится в свитках, найденных в Иудейской пустыне на берегу Мертвого моря, как повлияли Кумранские находки на соотношение христианства и иудаизма, кем был «учитель праведности» из Кумранской общины рассказывают историк и философ Игорь Тантлевский и филолог Леонид Кацис.



Материалы к программе:

В 1946 в Иудейской (Иорданской) пустыне бедуины нашли в пещерах свитки, которые они использовали, начиная с того, что делали из них обувь, и кончая тем, что продавали их коллекционерам.
О чем говорилось в свитках, найденных в 1940-х годах в Иудейской пустыне? Был ли «учитель праведности», предводитель Кумранской общины ессеев, тем, кто последние две тысячи лет известен как Иисус Христос?
Как повлияли Кумранские находки на вопрос о соотношение христианства и иудаизма?
В тот момент, когда стало ясно, что это такое, были снаряжены экспедиции, которые нашли целые хранилища этих свитков в сосудах. Поиски продолжались до 1955 года. Постепенно вызревала идея о том, что из содержания этих свитков можно сделать вывод о существовании апокалиптической еврейской секты ессеев, причем упоминалось имя «учителя праведности», и из этого всего делался вывод о том, что этот «учитель праведности» был тот человек, которого на протяжении последних двух тысяч лет знали под именем Иисуса Христа. Именно это было ядром того, что в последствии стало известным как Кумранская проблема.
Проблема соотношения христианства и иудаизма, исторического соотношения, всегда стояла чрезвычайно остро и запутанно как в иудаике, так и в христианской традиции. Кумранская находка вместо анализа и реконструкций предложила огромный корпус (порядка 800) реальных текстов.
Смысл состоял в том, что термин «ессеи» употреблялся в Евангелиях и у Филона Александрийского, но что это за ессеи, никто не знал. Эта была какая-то иудейская секта наряду с фарисеями и саддукеями. Находка ессейских текстов Кумаран свидетельствовала о том, что между иудаизмом и христианством, между Ветхим Заветом и Новым существовала серьезная и медленно перетекающая из одного в другое идеологическая прослойка. Появилась «интертестаметальная» (термин И. Р. Тантлевского) литература. Комплекс текстов последовательно процесса перехода от иудаизма к христианству.
Идеология есессев носила апокалиптический характер. У этой общины был сакральный тайный текст, в котором описывалось то, в каком виде должен существовать новый неоскверненный Иерусалимский храм, взамен того, который, по их мнению, был осквернен.
Был ли основатель Кумранскиой общины и «учитель праведности» – одним лицом? Это одна из проблем кумранистики.
Ищутся соответствия между текстами Кумрана и различными пророческим книгами. Пытаются идентифицировать некие символические описания как некоторые исторические события, что у скептически настроенных историков вызывает законное сомнение как научный экстремизм, но именно этим славен г-н Тантлевский, книги которого поэтому называют «лихими».
Потом оказалось, что мессий, «учителей праведности», больше, чем один, и тут же началась гонка за тем, кому все эти сокровища будут принадлежать: американцам или только что институциализировавшимся в государство израильтянам.
В течение многих лет шли споры о роли и месте Кумранских свитков, о структуре этой предполагаемой общины и о проблеме самого мессианизма. Открытие свитков, носившее помимо научного сенсационный характер, спровоцировало среди местного населения небывалую волну ожидания мессии. Кумранская проблема сильно заинтересовала советскую науку, поскольку здесь шла речь о чем-то вроде коммунистической секты, о раннем христианском коммунизме.
Сразу же началось «естественнонаучное» исследование проблемы, в котором большую роль играли советские ученые, прежде всего И. Д. Амусин и К. Д. Старков. В 1971 году Амусин издал рукописи текстов Кумрана. Потом отчасти на волне антисемитизма 1973 года исследование Кумранской проблемы в СССР было приостановлено. Второй том Кумранских рукописей был издан на русском языке только в 1996 году.
На Западе же в это время эта наука о Кумране интенсивно развивалась, и начали появляться сомнения, в том, действительно ли то, о чем говорится в свитках, является вообще идеологией некой неизвестной общинной секты ессеев, точно ли это связано с восстанием Бар Кохбы. Не было ли это просто мастерской по изготовлению свитков. Почему говорят о «генизе» – потому что слишком разнородны бывали эти рукописи, слишком многослойны, чтобы говорить безапелляционно о некой единой идеологии.
Начались и другие разговоры - о том, что папский Рим что-то скрывает, что Кумранские находки открывают нечто такое принципиально новое, чего нет в Евангелиях, что принципиально может изменить наше представление о первоначальном христианстве.
Две недели назад появились очередные слухи, что Рим будет выпускать Библию с исправлениями по Кумранским рукописям, но Папа опроверг эти сообщения.
Проблема Кумрана стала достоянием массовой культуры, появилась группа художественных текстов детективного характера о том, как хранят, крадут и скрывают эти рукописи.
Чрезвычайно важный вопрос состоял в том, каково соотношение этих рукописей с христианством и иудаизмом. Суть проблемы заключалась в следующем. На какую религию работала Кумранская находка? Подтверждают ли кумранские рукописи божественность и вообще существование Христа или они скорее свидетельствуют об истинности того, о чем говорит Талмуд, Последнее до сих пор является нерешенной проблемой.
Еще одна проблема. Каково соотношение сведений о наличии апокалиптических сект в Талмуде и в Кумране, что изменилось после нахождения так называемого бронзового «храмового свитка» в нашем понимании позднего иудаизма периода Второго Храма, его обрядовой стороны, религиозных реформ, и что изменилось в нашем понимании поздних «мелких» пророков.
Со временем сенсационная шумиха вокруг Кумрана улеглась. Раньше нахождение каждого свитка вызывало истерические всплески, сейчас к этому относятся спокойно
В истории изучения Кумранских рукописей всегда существовала и большую роль играла проблема переводов (таргумов). Так как очень много текстов написано не на древнееврейском, а на арамейском, то возникали различия в их понимании и толковании. «Музей рукописей Мертвого моря» - там, например, выставлены свитки псалмов и при этом есть тексты, которые отличаются от канона и количественно (то есть имеются такие, которых просто нет в каноне) и качественно.
Одновременно с этим возникает следующий вопрос. В традиции конвертации евреев в христианство часто применялась именно практика использования таргума, то есть подбирались переводы с теми их различиями, которые оказывались промежуточными между иудаизмом и христианством, и они использовались в том духе, что иудаизм значительно ближе к христианству, чем принято считать.


Библиография

Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983.
Амусин И. Д. Находки у Мертвого моря. М., 1965.
Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960.
Старков К. Б. Литературные памятники Кумранской общины: Палестинский сб. 1973. № 24 (87).
Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000.
Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.
Тантлевский И. Р. Книги Еноха. М.; 2000 (Иерусалим, 5760).
Тексты Кумрана/Введен., пер. с древнеевр. и арамейск. и коммент. А. М. Газов-Гинзберг, М. М. Елизарова, К. Б. Старкова. Вып. 2. СПб., 1996.
Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987.
Тексты Кумрана/Пер. Амусина И. Д. Вып. 1. М., 1971.
Yadin Y. The Tample Scroll. Jerusalem, 1977. V. 1-3.


Тема № 50
Эфир 24.12.01
Хронометраж 1:13

Источник: Программа А. Гордона
Оставить отзыв. (0)

111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa