Кто начинает с того, что каждому верит, кончает тем, что каждого считает плутом.
Геббель Кристиан Фридрих

Уголок науки / Планета Земля

Ранняя Земля - "водный мир"

Ученые из института Карнеги в Вашингтоне изучают малопригодные для обработки драгоценные камни, предоставленные крупными добывающими компаниями. Минеральные соединения внутри некоторых алмазов делают их ненужными с точки зрения ювелирного бизнеса, но для геологов они представляют определенную ценность и служат в качестве исторических часов.

Специалисты объединили материалы последних исследований с результатами анализа более 4000 алмазов за последние двадцать лет и сопоставили их с новой сейсмической картой регионов добычи.

Мы имеем относительно мало сведений о ранних этапах развития Земли. Континенты, которые существуют сейчас, когда-то были объединены в суперконтинент. Единый континент, в свою очеред, образовался из более мелких древних континентов. Такова наиболее распространенная среди ученых теория. Но сохранилось слишком мало свидетельств о том, что происходило в те времена, поскольку поверхность Земли претерпевала постоянные изменения из-за движения тектонических слоев и извержений вулканов.

Бриллианты, как известно, вечны. Они стойко переносят хаос эволюции планеты и могут сохраняться даже в лаве. Внутри алмазов могут встречаться вкрапления радиоактивных веществ. Со временем они распадаются и превращаются в побочные продукты. Путем сравнения доли радиоактивных минералов и продуктов их распада ученые оценивают возраст алмазов и условия, в которых они образовались. Хотя большинство алмазов было извлечено на поверхность лишь недавно, они сформировались миллиарды лет назад.

Каждый камень, содержащий зерна минералов, несет информацию об исходной территории, на которой он кристаллизовался. Таким образом, алмазы используются как образцы геологической породы, которая находится в мантии планеты на глубине более 100 км, где берут свое начало континенты.

Анализ алмазов, собранных в Южной Африке, позволяет судить о том, как выглядела Земля 3,3 млрд. лет назад. Вероятно, было время, когда на планете вообще не было континентов, а основа для них только начала формироваться. Большая часть Земли тогда была покрыта водой, на дне океана происходили постоянные извержения вулканов. Ученые пока затрудняются сказать, могла ли уже на планете в то время существовать жизнь.

Другие алмазы относятся к более позднему периоду, примерно 2,9 млрд. лет назад. В это время могли происходить столкновения континентальных фрагментов и образование полузакрытых океанических бассейнов.

Алмазы встречаются в очень ограниченных количествах. Добывающие компании сначала изучают химический состав региона на возможность формирования драгоценных камней. Затем они проводят более крупные исследования путем просеивания нескольких тонн породы, чтобы найти несколько алмазов, после чего принимается решение о начале разработки.

Учение не могут позволить себе вести поиск алмазов собственными силами. Поэтому они получают малопригодные для промышленных целей камни от крупных добывающих компаний. Для научных целей камни полностью разрушают и исследуют их состав.

Полный отчет о проведенных исследованиях опубликован в журнале Science.

По материалам Space.com.