Нам говорят, что, сотворив мир, Иегова сказал: "Это хорошо". Что бы он сказал теперь?
Шоу Бернард

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Уголок науки / Клонирование и генетика

Оставить отзыв. (0)

За Декларацию о геноме человека

Всеобщая Декларация о геноме человека и человеческих правах была единогласно принята на Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1997 года. Подобный документ есть ни что иное как выражение некоторых надежд и чаяний. Однако, он может повлиять на развитие норм международного права в этой области. Но, как таковая, сама Декларация не является правовым документом.

Декларация 1997 года ясно очертила перспективу - подписание объединенного договора. Она отвела ЮНЕСКО ключевую роль в стимулировании отклика общества на наиболее знаковое достижение науки со времен расщепления атома. Но почему такой договор необходим? Каковы основные проблемы, которые он помог бы решить?

Необходимость может быть проиллюстрирована буквально в нескольких словах. Генная инженерия продвигается вперед, рождая множество проблем. Право - и национальное, и международное - просто не успевает за этим стремительным развитием. Следует иметь в виду, что в нормах права, регламентирующих ценности общества и, следовательно, человеческих особей, не скомпенсированы изменения, вносимые достижениями генетики. И если вовремя не указать легальные границы таких изысканий, это может привести к девальвации таковых норм вообще. А это значит передать право направлять такие исследования в будущем сравнительно небольшому кругу ученых, технологов и инвесторов. В общем, когда речь идет о праве, ничего не делать - это тоже выбор.

Каждый может согласиться с тем, что продолжить дело, начатое Декларацией ЮНЕСКО, мы должны подписанием некоторого объединенного договора. Точно так же, как каждый уверен в том, что должна существовать единая объединенная коалиция против терроризма. Подвох в мелочи. Что есть "терроризм"? Каковы аспекты будущего развития знаний в генетике, которые мы могли бы повсеместно запретить или хотя бы положить в основу всеобщего моратория?

Некоторые государства уже сейчас прибегают к использованию специальных, но ограниченных договоров о запрете репродуктивного клонирования человеческих существ. На первый взгляд это кажется хорошей идеей. Некоторые государства даже приняли и ввели в действие законы в данной отрасли. Такие действия могут быть политически популярными вследствие интуитивного отталкивания от самой идеи клонирования человека, свойственного большинству людей. Более детальный анализ говорит о том, что необходимо действовать более осмотрительно. Общество уже имеет опыт подобного интуитивного отталкивания от более ранних технологий репродукции, таких как, например, искусственного оплодотворения. Более того, частные случаи клонирования определенных клеток имеют большие возможности облегчить страдания многим людям разработать новые методики лечения. Следует подходить к изучению данного вопроса более чем осторожно, особенно при подготовке некоторого договора, чтобы избежать всевозможных просчетов. И в любом случае такой шаг затронет небольшое количество людей. Впрочем, для политиков, юристов и некоторых бюрократов вполне типично концентрировать внимание на таких задачах, нежели на акциях, имеющих действительно широкое влияние на общественность.

Дискриминация и вопрос собственности

По моему мнению, есть два аспекта, которые заслуживают немедленного внимания международной общественности с перспективой рассмотрения в рамках объединенного договора. Первый - это дискриминация. Существует реальная угроза того, что люди подвергнутся несправедливой дискриминации по генетическому признаку. Это стало предметом обсуждения в Декларации ЮНЕСКО 1997 года, в частности, в Статье 6. Международная конвенция, рассматривающая этот принцип, была бы очень уместна и могла бы иметь большое влияние.

Второй аспект - это горячий на сегодня вопрос прав в области интеллектуальной собственности (патентное право). Патентование последовательностей генов достигло сейчас критического и тревожного состояния. Как только патент защищен, он приводит в действие существующие нормы международного права, как, например, соглашение Всемирной торговой организации. Оно обязует членов защищать интеллектуальную собственность и права на нее. Огромное беспокойство было высказано многими странами о том, что патентование приведет к искажению приоритетов использования знаний генной инженерии и заставят развивающиеся страны нести немалые расходы, связанные с предметом исследований живой материи, которую мы отождествляем с человеком - нашим геномом.

Некоторые наблюдатели, как внутри, так и вне ЮНЕСКО, призывают к запрету на выдачу патентов в этой области. Другие утверждают, что существующие законы и соглашения уже обеспечивают достаточную степень защиты, включая и бедные страны. Если международное сообщество действительно видит перспективу в дальнейшем развитии этого направления, то новое международное соглашение о патентовании в данной области имело бы огромное значение.

Реально же, дабы отвлечь внимание от действительно важных аспектов, более мелкие детали могут задержать процесс подготовки такого соглашения. Также необходимо понимать, что его подготовка - это чрезвычайно трудоемкий процесс. Вслед за принятием Всеобщей Декларации прав человека в 1948 году понадобилось более 27 лет, чтобы вступила в силу Конвенция о гражданских и политических правах (1976). Промежуток между принятием Декларации об исключении дискриминации женщин (1967) и соответствующей Конвенции (1981) составил более двадцати лет. Со времени принятия Декларации прав ребенка в 1959 году до принятия соответствующей Конвенции (1989) прошло более 30 лет. И основная наша проблема касательно генома человека - это то, что наука уходит далеко вперед. И через 30 лет у нас будут уже новые, другие и еще более сложные условия.

В новом тысячелетии международные юристы должны быть настолько же продуктивными, как и ученые. И способность человечества дать достойный ответ в соответствующих нормах международного права - задача настолько же сложная, насколько сложна наука, ее поставившая. ЮНЕСКО должна сыграть здесь ключевую и жизненно важную роль. Никогда еще лидерство этой организации не было так важно для человечества.

Ою авторе: Майкл Керби, член Международного комитета по биоэтике ЮНЕСКО, Лауреат Премии ЮНЕСКО по образованию в области прав человека.

Перевел с английского Денис Свечкарев.


Источник: InfoScience
Оставить отзыв. (0)

111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa