Тот, кто живет для потустороннего мира, опасен в этом.
Ингерсолл Роберт Грин

Уголок науки / Клонирование и генетика

Изучение ДНК помогло восстановить картину возникновения скотоводства в Африке

Как сообщает журнал National Geographic, посредством изучения ДНК домашнего скота в 23 странах мира международной группе ученых удалось восстановить картину возникновения скотоводства в Африке. Ученые предполагали, что овцы и козы, впервые прирученные на Ближнем Востоке, попали в Африку из-за колонизации и торговли. Долгое время считалось, что и крупный рогатый скот впервые был приручен на Ближнем Востоке, а скотоводство тоже было завезено в Африку оттуда же. Однако новые данные, опубликованные 12 апреля 2002 года в журнале Science, свидетельствуют о том, что африканцы самостоятельно приручили крупный рогатый скот. Бельгийский генетик Оливье Анот (Olivier Hanotte), возглавлявший это исследование, заявил, что его результаты "примиряют два научных взгляда" на то, как проходило одомашнивание скота в Африке. По его словам, на африканских скотоводов, безусловно, повлиял ближневосточный опыт, но уже после самостоятельного приручения. С тех пор и появились смешанные афро-азиатские породы. Как правило, приручение скота и других животных следовало за становлением земледелия. Однако, археологические раскопки показали, что в Африке одомашнивание скота проходило иначе, чем где-либо в мире. Во многих частях Африки люди разводили скот задолго до появления земледелия, которое пришло туда с Ближнего Востока и юга Азии. Некоторые африканские народы, которые в течение многих веков разводили скот, так и не перешли к земледелию либо стали заниматься им недавно. К примеру, народ масаи из восточной Африки, вообще, редко забивает скот, а питается смесью из молока и крови животных.

Заинтересовавшись необычным становлением скотоводства в Африке, Анот в 1995 году отправился в Кению, чтобы попытаться найти причины такого хода событий. Совместно с другими исследователями в Европе он начал разбираться в наслоениях генетической информации в ДНК домашнего скота, чтобы ответить на главные вопросы истории скотоводства в Африке. Их находки составили целую виртуальную книгу, в которой описывается как скот, жизненно необходимый для многих африканцев, стал столь генетически разнообразным. Учеными были проанализированы более дюжины сегментов генома крупного рогатого скота. В этих сегментах хранится информация о генетических искажениях и поворотах в различных родах животных, то есть записана вся история эволюции скота на языке ДНК. Этот материал сравнивался с образцами, взятыми у множества животных, принадлежащих 50 различным хозяйствам 23 африканских народов.

При изучении скота из Западной, Центральной и Южной Африки стало ясно, что характер генетических изменений у животных чрезвычайно многообразен. Наибольшим генетическим разнообразием отличались животные из Центральной Африки. На основании этих данных Анот и его коллеги пришли к выводу, что именно в Центральной Африке одомашнивание скота осуществлялось самостоятельно, и что новая технология, либо сами скотоводы, постепенно мигрировали на запад и юг, распространяя скотоводство по всему континенту.

News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 16.04.2002