Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.
Дарвин Чарльз

Уголок науки / Происхождение жизни

Американские ученые обнаружили генетические данные, которые объясняют, как из одного биологического вида может получиться другой

Cо времени опубликования в 1859 году Чарльзом Дарвином "Происхождения видов" не утихают споры между приверженцами теории эволюции и сторонниками "Божьего промысла". На днях появилось сообщение, которое может серьезно изменить аргументацию эволюционистов и креационистов. Биологи Калифорнийского университета в Сан-Диего смогли обнаружить первые генетические данные, объясняющие, как изменяется организм в ходе эволюции. Это открытие опровергает один из главных аргументов креационистов - отсутствие генетического механизма, позволяющего живым существам радикально изменять общий вид тела. В статье, опубликованной в журнале Nature, исследователи объясняют, как 400 миллионов лет назад мутации регуляторных генов, отвечающих за эмбриональное развитие ракообразных и дрозофил, позволили ракообразным членистоногим превратиться в наземных насекомых. По словам руководителя проекта Уильяма Мак Джинниса, "долгое время главной проблемой в изучении макроэволюции было объяснение возможности радикальных изменений в формах тела живого существа с сохранением его жизнеспособности. Креационисты утверждали, что любой крупный скачок в развитии должен был привести к смерти животного и, тем самым, к невозможности продолжения рода. До сих пор никто не мог доказать существования такого механизма на генетическом уровне". Ученые экспериментально доказали, что генные изменения могут быть достигнуты посредством относительно простых мутаций одного из видов регуляторных генов (Hox), которые действуют как переключатели других генов во время эмбрионального развития. Используя дрозофил и креветок, ученые показали, как изменение одного из генов этой группы позволило членистоногим потерять часть своих конечностей и развиться в шестиногих насекомых. Другой участник этой работы, Мэттью Ронсхоген, говорит, что "такие гены включают и отключают множество других генов, создавая довольно сложные структуры. Изменяя один из этих генов, мы изменили механизм включения и отключения других генов. Это достигается изменением функции белка, производимого первым геном". Группа генов Hox контролирует в дрозофиле месторасположение головы, грудной и брюшной части. Эта группа содержится в геноме всех животных, включая человека. Мак Джиннис подчеркивает, что "до появления первых насекомых белок, производимый геном группы Hox, не отключал гены, отвечающие за образование конечностей. На ранних этапах эволюции насекомых этот ген и его белок изменились таким образом, что стали отключать определенные гены, необходимые для развития конечностей. Тем самым, исчезли конечности в той части тела, которая должна была стать брюшной частью насекомых". Все эти годы креационисты настаивали на том, что эволюция возможна только в пределах одного вида. А образование новых видов живых существ невозможно из уже существующих. Они подчеркивали, что у животных два набора хромосом, и необходимо получить мутацию одних и тех же генов в обоих наборах, чтобы добиться серьезных изменений. Ясно, что вероятность этого крайне мала. Однако обнаруженная калифорнийцами разновидность мутации относится к так называемым доминирующим мутациям. Она предполагает мутацию лишь одной хромосомы для достижения существенной трансформации всего тела. Ронсхоген указывает, что "при сравнении изучаемого нами гена со многими подобными, можно заметить наличие одинаковых участков. Можно предположить, что их функции регулируются так же, как функции исследуемого гена. Это поможет установить механизм действия подобных генов в других организмах. Многие из этих генов участвуют в развитии раковых образований и таких генетических отклонений, как многопалость. Изучая их, можно понять условия, вызывающие эти заболевания".
Источник: Ссылка