Не существует доказательств, что человек был изначально одарен облагораживающей верой в существование всемогущего бога.
Дарвин Чарльз

Уголок науки / Происхождение жизни

Генетики перетрясли ветви птичьего древа эволюции

Всё, что можно было открыть, уже открыли до нас, утверждал Филипп Жолли, учитель Макса Планка. Как потом убедилось всё человечество, в физике ещё есть белые пятна. Но не только эта наука может похвастаться новыми грандиозными открытиями. Биология преподнесла сюрприз всему научному сообществу там, где, как казалось ранее, всё было уже давным-давно известно.

Пять лет интернациональная команда генетиков и прочих специалистов под руководством постдока Сушмы Редди (Sushma Reddy) из чикагского музея Филда (The Field Museum) исследовала ДНК 169 видов птиц.

Теперь, вполне вероятно, придётся переписывать учебники, предполагают учёные в пресс-релизе университета Луизианы.

Открытия (а их сделано как минимум с десяток) перевернули представления биологов об эволюции многих видов пернатых.

В ходе масштабного проекта Assembling the Tree-of-Life: Early Bird учёные мужи, так или иначе имеющие отношение к орнитологии, изучают эволюцию всех основных ныне существующих групп птиц. На данный момент проанализировано 32 тысячи пар нуклеотидов 19 частей геномов, полученных почти от двух сотен видов.

Зоологи и генетики решили, что этого пока достаточно, и рассказали о полученных результатах миру. И тут началось самое интересное.

"По мере получения самых разнообразных данных мы выяснили, что внешность многих пташек обманчива, а большая часть классификации птиц неверна", — говорит Редди.

Стало известно, что многие виды, которые выглядят или ведут себя похожим образом, подчас являются очень дальними родственниками.

Пожалуй, теперь по результатам исследования, опубликованным в журнале Science, придётся переименовать десятки видов птиц, переучивать специалистов и менять брошюры для любителей наблюдать за пернатыми.

Приводим небольшой список умозаключений зоологов, представленный сайтом LiveScience:

* колибри, красочные дневные птицы, эволюционировали от невзрачных ночных птиц козодоев;

* отряд воробьинообразные (один из самых многочисленных, в него входят иволги, вороны и вóроны, сойки, ласточки, корольки, синицы и собственно воробьи) оказался родственным попугаям и соколам;

* в то же время соколы не имеют близкородственных связей с ястребами и орлами;

* дятлы, ястребы, совы и птицы-носороги выглядят совершенно по-разному, но при этом они близкие родственники воробьинообразных;

* грифы ранее считались "братьями" аистов, но теперь учёные отнесли их к группе наземных птиц;

* фаэтоны, ныне классифицируемые как семейство отряда пеликанообразных, – не родственники пеликанам и прочим водоплавающим птицам;

* береговые виды птиц не являются самыми примитивными, и, соответственно, их нельзя считать прародителями всех современных видов птиц;

* совы, попугаи и голуби почти не имеют родственных связей с другими современными видами птиц, из-за чего их родословную восстановить практически невозможно.

Теперь учёные считают, что лучшее деление, которое возможно на сегодняшний день, — это разделение пернатых на три группы: живущих на суше (таких как попугаи и голуби), водоплавающих (пингвины) и береговых птиц (чайки). Хотя и при этом делении остаётся множество вопросов.

Вот, к примеру, ещё одно любопытное открытие: птицы несколько раз приспосабливались к разным средам обитания. Так, фламинго и поганки (имеются в виду не грибы, конечно) эволюционировали не от водоплавающих птиц. В то же время кукушки берут своё начало от пернатых, не обитающих на суше.

"На данный момент у нас есть точно подтверждённое древо эволюции класса "птицы", от которого мы и будем отталкиваться, изучая интересные черты различных видов пернатых в будущем", — заключает Редди.

Добавим, что биологическое разнообразие птиц одно из самых обширных (учёные даже называют резкое увеличение количества видов между 100 и 65 миллионами лет назад "взрывом"). Соответственно, тщательное изучение ветвей этой родословной может привести к пониманию диверсификации всех живых существ на планете.

Остаётся дождаться результатов анализа ДНК других видов (и, возможно, даже полной расшифровки геномов птиц, хотя это пока кажется невозможным). Тут, наверное, лучше не торопиться, чтобы ещё через пять лет не переписывать всё заново.

Источник: Мембрана