Каждый ученый изгоняет бога из той науки, которая составляет предмет его специального изучения.
Лафарг П.

Уголок науки / Клонирование и генетика

Флориген идентифицирован

Исследователи из Ботанического центра Умео (Umeå Plant Science Centre) Шведского университета сельскохозяйственных наук заявили о совершении серьезного прорыва в понимании механизма работы системы, контролирующей периоды цветения растений.

В статье, опубликованной на страницах журнала Science, шведские ученые доказали, что растение может зацвести только после того, как в его листьях выделится крошечная молекула, существование которой было предсказано еще в 30-е годы XX века, а в 1936 году советский ученый М. Х. Чайлахян (1902–1991) предложил для нее термин флориген. Попав по сложной системе транспорта в бутон, эта молекула "включает" механизм цветения, пишет PhysOrg со ссылкой на пресс-релиз Шведского университета.

Шведским исследователям, работающим под руководством профессора Ове Нильссона (Ove Nilsson), удалось идентифицировать молекулу, выполняющую функции флоригена, описанные Чайлахяном и его последователями. Молекула эта производится с помощью гена FT, находящегося в листьях и подчиняющегося расписанию, диктуемому Солнцем. Активация гена приводит к рождению молекулы, сразу же отправляющейся к бутонам цветка или дерева. Как только молекула прибывает к пункту назначения, она отдает команду на начало цветения.

Экспериментальное подтверждение существования этой молекулы было получено группой Нильссона только на любимом генетиками растениях арабидопсис, однако шведы утверждают, что косвенные признаки дают основание предположить, что полученные ими результаты можно прямо приложить и к другим видам растений.

Понимание принципов работы механизма цветения растений поможет в разработке новых средств управления временем цветения, которыми давно уже интересуются и агрономы, и лесники.

Источник: Известия Науки