Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно.
Гольбах П.

Уголок науки / "Чудеса" науки и техники

Открыто целое семейство материалов, существование которых считалось невозможным

Международная команда британских и российских исследователей под руководством манчестерского профессора Андре Гейма открыла целое семейство неизвестных материалов. Это материалы толщиной всего в один атом, обладающие свойствами, прежде считавшимися невероятными.

Они не только сверхтонкие, но, в зависимости от условий, еще и сверхпрочные, могут выступать как в роли отличных изоляторов, так и в качестве великолепных проводников. Такой широкий спектр уникальных характеристик - настоящая находка для инженеров и дизайнеров космической эры.

"Наше открытие предоставляет практически безграничные возможности применения, о которых прежде никто и не мечтал, - говорит профессор Гейм. - Эти материалы легкие, прочные, гибкие, и выбор их просто огромен. Польза от них будет не только в микроэлектронике. Как в свое время полимеры навсегда изменили человеческий быт, так и одноатомные материалы войдут в нашу жизнь множеством разных применений - от одежды до компьютеров".

Полученные материалы создавались путем отделения атомных пластин от обычных кристаллов при помощи технологии микромеханической резки. В зависимости от родительского кристалла, такие одноатомные вещества могут быть металлами, полупроводниками, изоляторами, магнитами и т.д.

Прежде считалось, что столь тонкие материалы не могут существовать в принципе, но исследователи из Великобритании и России не только получили их, но и продемонстрировали простой способ их производства. Выяснилось, в частности, что пластины толщиной в атом не только стабильны, но и отличаются чрезвычайно высокой прочностью кристаллов.

Один из российских исследователей из Черноголовки, Константин Новоселов, отмечает: "Важнее всего, что наше открытие не относится к разработке одного-двух материалов. Это целый класс материалов, тысячи, и у них прорва самых разных свойств. И хоть некоторые виды их применений станут востребованы в будущем, я надеюсь, что сверхбыстрые транзисторы, микромеханические устройства и наносенсоры на основе таких материалов появятся уже через несколько лет".

Источник: Известия Науки