Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота.
Шопенгауэр Артур

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Атеистический листок / №2 (2) 2000г., декабрь /

КПРФ и религия

18 ноября в помещении Института физики Земли состоялась научно-практическая конференция РУСО, посвященная отношению коммунистов к религии, а фактически – к обсуждению статьи члена Президиума ЦК КПРФ В.И.Зоркальцева “КПРФ и религия”, опубликованной в нескольких номерах “Правды”.

С основным докладом выступил член ЦК КПРФ, один из сопредседателей РУСО В.А. Сапрыкин, который аргументировано и беспощадно подверг критике программную статью В.И.Зоркальцева, а также всю политику КПРФ по отношению к религии. (Доклад будет опубликован в газете “Голос коммуниста””).

Выступление Сапрыкина присутствующими было воспринято одобрительно, последующие докладчики или прямо присоединялись к её направленности, или делали это фактически, добавляя свои аргументы. М.П.Мчедлов, рассматривая "Социальную концепцию РПЦ", дал исторический анализ прежних социальных концепций РПЦ и других христианских церквей и отметил, что это первая официальная социальная концепция РПЦ в её истории, так как до революции (кроме Гапона) в РПЦ никаких попыток самостоятельной социальной политики не велось. Концепция содержит ряд популистских положений, но основная её направленность- подчинение всей жизни в стране власти РПЦ. На основе социологических исследований он опроверг тезис о высокой религиозности населения - реально к такой категории относится менее 5% населения.

З.А.Тажуризина в своём докладе затронула два момента - внедрение теологии в систему высшего образования и использование религиозной тематики в революционной пропаганде. Она напомнила, что в царской России теология в обычных вузах широко не преподавалась, а религиозное образование (семинарии и академии) было отделено от светского. Сейчас церковь, преимущественно РПЦ, рвётся и в школы, и в университеты. РПЦ не только добивается того, чтобы курсы религиоведения вели только священники, но и вообще стремится к тому, чтобы все преподаватели были только крещёными. Тажуризина отметила, что ещё декабристы отказались от попыток использования в пропаганде среди солдат религиозных мотивов. Неудачны были такие попытки и у народников, ещё Лавров выступал против попыток использования христианства в социалистической пропаганде. Аналогичные попытки у социал-демократов ("богостроительство и богоискательство") также были отвергнуты партией.

Рудинский рассмотрел юридические проблемы "свободы совести", религии и атеизма и показал, что нынешние попытки протащить фактическое огосударствление РПЦ являются нарушениями не только демократических прав и свобод граждан, но и некоторых законов и нынешней конституции.

В.И.Зоркальцеву выпала неблагодарная роль защитника религиозной политики КПРФ среди членов РУСО, его речь не раз прерывалась и выкриками и просто смехом, так что председателю конференции И.П.Осадчему не раз приходилось утихомиривать публику. Зоркальцев продолжил свою прежнюю линию на защиту РПЦ как "единственной скрепы и России, и СНГ", нападки на сектантов (подчеркивая их иностранное происхождение), на членов РУСО (именно так восприняли в зале его слова, что "у нас нет сил для борьбы с сайентологами" - выкрики из зала - "А вы к нам обращались?"), на членов КПРФ (они, в отличие от верующих, которые из-за бедности скидываются втроём на одну свечку, не скидываются втроём на одну партийную газету) и вообще на советский народ, который в 1989 году отказал коммунистам в доверии (имея в виду результаты выборов в Верховный Совет РСФСР, в котором абсолютное большинство депутатов, между прочим, прошли как члены КПСС, но большая часть депутатов тут же её предала). Зоркальцев связал японский послевоенный экономический бум с изгнанием из страны американских проповедников, и выразил сожаление, что "наше государство слабо борется с сектами" (выкрики из зала "НАШЕ государство". Он покритиковал секретарей обкомов КПРФ, которые слабо ведут работу с верующими и церквями и привёл в пример секретаря Брянского обкома КПРФ Шульгу, у которого среди доверенных лиц - настоятель одной из церквей. (Кстати, знает ли Зоркальцев, что при “красном” (КПРФ) губернаторе и прочих областных, городских и районных властях в Брянске недавно построен роскошный храм … баптистами?). Из вопросов Зоркальцеву можно отметить следующие: "Вы утверждаете, что секты ведут к развалу страны, однако в США, где действует десятки тысяч сект, никакого развала не замечено" (смех в зале) - "Россия - страна православная, а США - другая...". Утверждение Зоркальцева, что его статья в "Правде" – материалистическая, вызвало также дружный смех в зале, зато одобрение получило предложение из зала переименовать КПРФ в христианско-социалистическую партию..

А.В.Харламенко, сравнивая историю РПЦ и "церкви освобождения" в Латинской Америке, показал, что в истории РПЦ не было случаев, когда бы она выступала против иноземных захватчиков, если они не покушались на её права и доходы. Церковь около полутора сотен лет ни словом не выступила против татаро-монгольского ига и даже легендарные герои Куликовской битвы монахи Пересвет и Ослябя не находят подтверждений своего существования по другим источникам. Никогда РПЦ не выступала и против угнетения и закрепощения крестьян, в то время, как например, на западнорусских землях, находившихся тогда под властью Речи Посполитой, против закрепощения крестьян выступали иезуиты (Скарга). Религиозность русского населения, в первую очередь крестьянства, сильно преувеличивалась церковниками, на самом деле церковь никак за многие века не сломила языческие пережитки. Харламенко отметил, что ранне-социалистические революции победили в странах, где традиционные религии были слабыми (напомнив, в частности, что на Кубе католицизм среди негритянского населения авторитета не имел, что католический клир на Кубе был преимущественно испанским и обитал в городах, так что даже родившийся в сельской местности сын помещика Фидель Кастро был крещён только в возрасте пяти лет - поблизости не было священников). Исходя из этого докладчик сделал вывод, что церковь не может быть союзником коммунистов.

К.А.Николаев (зам. Председателя КПС) зачитал доклад, направленный против заигрывания КПРФ с церковью.

В.Я.Гросул напомнил об истории поворота Сталина к РПЦ и о её связях с НКВД. Он отметил, что в последнее десятилетие Россия фактически оторвана от научных достижений в мире, так как ни пресса, ни телевидение информации на эту тему не несут. Тем более - по проблемам религии. А в христианстве назревает большой скандал - найденные 50 лет назад раннехристианские кумранские рукописи расшифрованы, однако часть текстов до сих пор не опубликована, так как она рушит все канонические евангелия, написанные гораздо позже, почти через 400 лет после жизни Исуса. А.Басалай остановился преимущественно на особенностях расширения деятельности исламистов в России, Т.И.Гудима - на вопросах наступлении религии и РПЦ на культуру. Е.Беляков и В.Сачков дали краткую информацию о деятельности атеистических обществ в Москве, Подмосковье и в других регионах.


Оглавление номера

КПРФ и религия

Бизнес-империя Русской православной ортодоксальной церкви - идеальная прачечная для грязных денег

О дипломах, библии, коране и прочих святых книгах

Атеисты организуются

111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa