Warrax

Православно-обозренческий взгляд на воссоздание атеистического движения.

Знай, что пока тебя хвалят, ты еще не на
своей дороге, а на дороге, угодной другим. 
(с) Ф.Ницше

Не допустим победы сил добра над силами
разума!                                                            

Вот сижу и думаю, с чего бы начать статью... Дело в том, что изначально, найдя произведение неизвестного автора "Воссоздание атеистического движения" на сайте православного обозрения "Радонеж", я пожал плечами и пошел далее по ссылкам Яндекса на тему атеизма. Собака лает - ветер носит, и суть не меняется, даже если собак целая свора. Не гавкать же в ответ, в самом деле.

Гордиться тем, что "ага, нас [атеистическое движение] наконец-то заметили!" - тоже как-то не логично. Можно подумать, все организовывалось только для того, чтобы позлить христиан. Но несколько позже до меня дошло другое - упомянутая статья обозначает вовсе не просто то, что нас соизволили заметить.

Она обозначает, что православные боятся даже самых первых ростков атеизма в стране, которую уже начали считать своей. Вопрос, почему они так опасаются атеизма, ясен и однозначен, это сформулировано еще Шопенгауэром - "Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота". И если церковники кое-как еще допускают существование атеистической науки (а куда им деваться?), то распространение атеистических взглядов в других областях грозит им значительными неприятностями.

Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно. (с) П.Гольбах. 

Хотя всякий раз, когда наука делает шаг вперед, бог отступает на шаг назад, это совершенно не очевидно рядовому обывателю, тем более, что религионеры организовывают "научные" институты креационизма, "жизни после смерти" и т.д. Да что там институты или запрет на преподавание эволюционизма - в Америке даже проходят демонстрации за отмену второго закона термодинамики, и то все в порядке вещей. Действительно, не нравятся нам физические законы - отменим их в судебном порядке, и никаких проблем. В России до такого пока не дошли, но и здесь РПЦ настырно лезет с предложениями преподавания теологии в школах и высших учебных заведениях, что встречает поддержку министерства образования, несмотря на вполне предсказуемые последствия, легко прогнозируемые, поскольку подобный противоестественный альянс наблюдался в истории ранее. Согласно "Основам православия" (1987 г.), "познание бога - вот задача и цель человеческой жизни". Вряд ли можно всерьез относиться к такой концепции образовательной деятельности, но, тем не менее, многие люди, привыкшие жить по инерции, просто никогда над этим не задумываются: "Раз правительство разрешает - то все правильно". Большинство людей нуждается в предмете веры по элементарной причине - неспособности взять ответственность за свои поступки на себя. Когда рухнула коммунистическая идеология, подняло голову православие. Открылось второе дыхание, если можно так выразиться, поскольку первую попытку стать национальной идеологией оно успешно провалило. Характерно, что в настоящее время бывшие непримиримые враги - коммунисты и православие - стали лучшими друзьями.

И вот, когда РПЦ™ уже начала праздновать победу, обнаружилось, что она кое-что не предусмотрела. А именно: некоторые представители Homo Sapiens еще оправдывают свое название и не разучились думать самостоятельно.

Вообще говоря, атеизм - это не философская система, а лишь отказ от введения в мировоззрение  каких-либо богов (включая всех единых) или, в более широком смысле, всего сверхъестественного. Соответственно, редко кому из атеистов придет в голову афишировать свое мнение, не говоря уж о публичной агитации. Я лично, к примеру, не ем помидоры - но об этом знают лишь те, кто пытался ими угостить, а не все, с кем я общался, а мысль о создании сайта на эту тему мне и в голову не приходила. Но ситуация с православием в России дошла до того предела, когда приходится думать о других, иначе они позаботятся о нас. Теми темпами, которыми идет внедрение православия, недолго и до православной инквизиции. Думаете, я преувеличиваю? Вот вам цитата:

"...Пока не пришло время милости Божией, национальная диктатура должна взять на себя нелегкий труд спасения нации, готовя почву для Святой Руси. Благо нации - в незыблемом сохранении Святого православия, которое должно стать государственной религией, воссоединив утраченное единство церкви и государства. [...] Жесткая власть, национальная диктатура, православный тоталитаризм воссоздадут святую Русь [...] В будущей Руси нет места людям в штатском. Крестоносцы, а ими должны стать все русские, будут или в униформе, или в подрясниках, до полной победы Света над тьмой." - В.Демин, "Дух, почва, кровь" (опубликовано в волгоградской газете "Колоколъ" от 26 февраля 99г.)

Православное смирение: кто не православный - усмирить! (c) С.Тиунов

Итак, что же пишут православные обозреватели про воссоздание атеистического движения? Это посольство царства небесного на Земле поступило согласно апробированному рецепту всех таблоидов желтой прессы: подбросить человеку муху в суп, сделать из нее слона, а потом обвинить его во всеуслышание в браконьерстве.    

Начинается все с честного признания радонежцев: "само существование Православной Церкви в нашей стране многих не устраивает". А чего тут удивляться? Ничто так не засоряет атмосферу, как дым кадила - это было подмечено еще давным-давно.

Если что спасет человечество, так это отсутствие веры. (с) Д.Савил, маркиз Галифакс

Беспокойство церковников обусловлено тем, что "Недавно, однако, ряды борцов с Церковью пополнились теми, о ком мы понемногу начали забывать, - в России воссоздаются хорошо памятные нам по прежним временам общества атеистов". Я не отвечаю за то, что хорошо помнит анонимный обозреватель, но лично я за свои тридцать с хвостиком лет никаких обществ атеистов не припомню. По историческим сведениям, возникновение и бурная деятельность атеистических обществ относится где-то к двадцатым годам, что позволяет прийти к выводу о почтенном возрасте автора и вполне простительном склерозе. В шестидесятых имел место массовый выпуск атеистической литературы, которым заведовало одно-единственное Общество Атеистов, являвшееся государственной структурой, но вот "обществ атеистов" во множественном числе как-то не наблюдалось. Кроме того, мне интересно, кто такие современные "борцы с Церковью", составляющие вышеупомянутые ряды? По моим наблюдениям, с "Церковью" в последнее время боролись только другие "Церкви" (каждая церковь - единственно истинна, и поэтому пишет себя с большой буквы). Для того, чтобы наблюдать забавное зрелище гладиаторских боев на духовном фронте, достаточно свести вместе двух христиан различных конфессий, вооружить их Библией и занять местечко поудобнее. В крайнем случае можно обойтись и одним верующим, поставив перед ним зеркало.

Впрочем, чего это я про разные конфессии пишу, нас же обозрели именно православные? Тут тоже забавная история: дело в том, что православная церковь не выдержала конкуренции с большевиками и раскололась на два лагеря: РПЦ и Зарубежную РПЦ. Здесь бои не особо афишируются прессой, поскольку обе организации русские, православные и т.д. - вот только управленческий аппарат разный (не по конфигурации, а по личностному составу чиновников от религии). Наша "исконно русская" РПЦ обвиняет своих Зарубежных коллег в том, что они-де бросили Россию на произвол судьбы и эмигрировали, не став бороться за души населения - это такой эвфемизм для обозначения сотрудничества с властями. Во все времена и во всех государствах церковь либо играла роль спецслужб, либо жила с ними душа в душу. Уж больно похожи: структурой, принципом круговой поруки, закрытостью, фанатизмом, неподконтрольностью, таинственностью. И цели этих структур идентичны: сохранение власти. Своей. Недаром Иван Грозный пытался облечь опричников в монашеские одеяния, а Петр Первый, учредив Священный Синод, то есть официально закрепив брак церкви и государства, отменил тайну исповеди, обязав священников доносить. И доносили, что характерно.

Но самое смешное в том, что РПЦ™ не имеет официального церковного права на существование. Об этом священнослужители очень не любят говорить, однако их знаменитая "преемственность от апостолов" была нарушена. Патриарх Тихон, понимавший, что большевистские массовики-затейники способны на многое, в своем завещании назначил своими преемниками троих митрополитов: Кирилла, Агафангела и Петра. В своем Указе № 262 он, помимо этого тройного дублирования системы, указал, что в случае, если коммунисты поведут борьбу с церковью настолько тщательно, что любое управление из центра станет невозможным, епископы должны все решать на местах самостоятельно (что и сделала Зарубежная РПЦ в частности). Не буду вдаваться в церковную историю, но вкратце дело было так: Кирилла и Агафангела посадили сразу, а Петра сослали в отдаленные места, откуда руководить церковью было весьма затруднительно. Но даже туда доходили слухи о том, что творит его заместитель митрополит Сергий. Петр писал в Москву отчаянные письма, требуя от своего зама прекратить широко развернувшееся сотрудничество с КГБ, неканонические перемещения епископов (в том числе и на Соловки при помощи той же организации) и прочие художества. Как нетрудно догадаться, Сергий эти письма просто игнорировал. Не помогла даже личная встреча с освобожденным митрополитом - сотрудничество с Советами налаживалось, и неуместная принципиальность могла испортить бизнес. Вскоре после своего освобождения митрополит Петр скончался, естественно, не передав полномочий двурушнику Сергию. На этом и оборвалась "преемственность" официальной российской церкви.

Выборы Сергия в патриархи прошли под руководством единой с народом партии по стандартной схеме: единогласно при широком выборе из одного кандидата. 

Преемником этого Сергия и является наш любимый Алексий номер два, который продолжает традиции не апостолов, а своего духовно-аппаратного предшественника.

Ладно, это я отвлекся, хотя надеюсь, что вам скучно не было. Вернемся к статье. Далее автор обозрения отмечает, что организационные собрания обществ атеистов произошли уже в Москве, Подмосковье и Петербурге, резонно опасаясь, что тенденция распространится и на другие города.

После чего делает эдакое ненавязчивое передергивание тезиса, что новый российский атеизм основан на принципах, отличающихся от советского тоталитарного атеизма:  "Наибольшее сожаление вызывает у "новых атеистов" тот факт, что атеизм в сталинское время "потерял свою организационную независимость" - милее их сердцу, видимо, атеизм революционных времен, когда не он зависел от советской власти, но, напротив, ее действия в значительной мере были продиктованы ненавистью ко всему, что напоминало о Боге, Церкви и России"

Я давно привык, что стандартным приемом некорректной полемики является приписывание оппоненту мыслей, которые он не произносил, но это уже ни в какие рамки не лезет. Что, кроме этих двух вариантов, альтернативы нет? Узко мыслите. Впрочем, верующим так и положено. Кстати, что за ненавязчивое смешение церкви и России? Это, знаете ли, вовсе не одно и тоже.

Далее начинается ерничанье в попытке подать атеистические взгляды в виде якобы нелогичных стремлений изменить то, что, по мнению церковников, менять ни в коем случае не надо: "Пока что, однако, их претензии достаточно скромны - "оградить" детей от церковного влияния, запретить религиозное образование, отменить Закон о свободе совести и тому подобное".

И правда, чего это мы? Вот стоят же кавычки в слове "оградить" - значит, это в переносном смысле, а мы не собираемся ограждать. А что именно собираемся - известно только автору статьи, но он не признался, что же мы на самом деле хотим. А нам это было бы небезынтересно, знаете ли.

Как я понимаю, все же этим сказано, что церковное влияние на детей очень правильно и полезно. В самом деле, ведь человек без религии похож на рыбу без велосипеда. Как пишет один из моих любимых христианских авторов дьякон Кураев (другие широко известные юмористы, которые мне нравятся, не православные) в статье "Детская вера": "Не допуская ребенка к беседам о душе и о Боге, о Евангелии и чудесах, родители отнюдь не оставляют чистым религиозное сознание малыша, они пишут в его душе вполне определенные знаки религиозного содержания, ибо атеизм есть род религии..." Ну, если атеизм - религия, тогда лысый - это такой цвет волос. Цитата оттуда же: "Нормально - дыхание чудес, ненормальна жизнь лишь по физическим законам..."

А как вам нравится такое православное воспитание детей (из "Детской исповеди"): "Не был ли гордым, если Бог наделил тебя отличными способностями и ты был выше других в учении? Между тем, ведь главное не это, а благонравие, - заслуживают похвалы не одни способности и успехи, но также хождение в церковь и скромное стояние там, любовь к чтению или слушанию житий святых, сострадание к ближнему."

Или такое вот, саундтрек видеокассеты протоиерея А. Владимирова, тоже православного юмориста, хотя и не столь известного (цикл "В гостях у батюшки"): "... А еще в Амазонке водится огромная змея исполинских размеров, многометровая анаконда. Двигается она против течения реки со скоростью катера, ракеты. Анаконда эта, между прочим, доказывает, что в невидимом мире существует Диавол, которого писание называет драконом. Этот Диавол только и ползает, кого бы пожрать из невнимательных, тех, кто богу не молится, в воскресенье в храм не ходит, не кается, не исправляется..."

"От родителей зависит показать детям (не на словах, а на деле), как можно радоваться жизни, будучи православным. Надо, чтобы младший школьник уже мог что-то интересное противопоставить развлечениям своих сверстников, не завидуя тем, кто пересмотрел все "мультики". Хорошо, если, разговаривая с товарищами о вчерашнем воскресном дне, он сможет сказать: "А мы зато вчера ездили туда-то и видели то-то". Это может быть, например, монастырь..." - так советует воспитывать детей священник А.Дубинин в своей статье "Ребенок в мире ТВ и компьютеров" (Даниловский благовестник)

Если вы все еще согласны с тем, что детей не надо ограждать от церковного влияния, то поздравляю: вы - настоящий православный.

Что же касается "запрета религиозного образования" - никто не призывает запретить его вообще. Просто оно не должно касаться учебных заведений, отличных от религиозных. Я бы понял, если бы возмущение вызвал призыв закрыть все семинарии, но крики протеста слышны по поводу высказывания недовольства о введении в учебные программы богословских курсов. Это, видите ли, факультативно. А может кто-либо привести мне пример факультативного курса научного атеизма либо сравнительного религиоведения в школе в настоящее время? Между тем, государство радостно идет навстречу церковным пожеланиям. К примеру, в информационном письме Министерства Образования РФ от 04.06.99 (№ 14-53-281 ин/14-04) сказано буквально следующее: "...под обучением религии в данных рекомендациях подразумевается духовно-нравственное воспитание и преподавание основ вероучения... обеспечение соблюдения положений статьи 14 Конституции Российской Федерации, провозглашающей светский (в данных рекомендациях термин "светский" интерпретируется как "нецерковный", "гражданский" и не рассматривается как: синоним слов "атеистический", "антирелигиозный") характер государства..." Итак, этот важнейший законодательный документ без проблем отменяет не только Конституцию, но и саму семантику термина "светский", поскольку среди людей, владеющих русским языком, словосочетание "светское преподавание основ вероучения" вызывает, мягко говоря, недоумение.

Что же касается "Закона о свободе совести" (полный текст можно прочесть на сайте "Научный Атеизм", там же можно ознакомиться с комментариями), то его называют "законом о бессовестности" даже некоторые православные, еще не потерявшие эту самую совесть. Упоминаемая в нем "особая роль православия в России" явно противоречит Конституции РФ (согласно ч.2 ст.14 "Религиозные объединения... равны перед законом"), в Законе о свободе совести по сути закрепляется привилегированное положение отдельных религий. Также в Законе о свободе совести (п.З ст.З) говорится, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Однако ряд других положений закона устанавливает нормы, ведущие к дискриминации отдельных конфессий на практике. Противоречит как Европейской конвенции, так и прецедентам органов Совета Европы проводимое в Законе (ст. ст.6 и 7) разграничение между религиозными объединениями и религиозными группами. Ну и так далее...

Правда, следующая фраза раскритикована вполне справедливо: "Особенно умилительно наблюдать новых безбожников в прежде им несвойственной роли защитников духовности: "Беспрецедентный кризис конца ХХ века привел к невиданной в истории нашей Родины катастрофе материальной и духовной культуры" ("Атеистический листок" №1, 2000)." Дело в том, что многие люди употребляют слова привычно, не задумываясь об их содержании либо происхождении. Вот и рождаются ляпы наподобие "Слава богу, что я атеист" или вышеприведенная цитата. Однако, придирка относится лишь к формулировке тезиса, а отнюдь не к его содержанию. При этом, если учесть, что термин "духовный" часто (хотя и некорректно) используется как синоним "культурный", ошибка не столь значительна.

Далее радонежцы пишут, что атеистов немало удивляет укрепление церкви в обществе. Нисколько не удивляет, позвольте заметить. Этот феномен можно заносить в учебники психологии, но таких учебников в варианте для начальных классов вспомогательных школ не выпускают, а любому психологу уровнем выше данное явление понятно и без учебника: есть люди, которые, чтобы твердо стоять на ногах, опираются на колени. И приведенные примеры не обозначают удивления атеистов, а являются всего лишь перечислением наглядных примеров регресса общества в мировоззренческом плане.

Вынужденное иронизирование (поскольку конструктивно ответить невозможно, да и обвиняемый не обязан давать показания против самого себя) продолжается и дальше: "Картина, как видим, нарисована впечатляющая - особенно интересно православным узнать, что, оказывается, именно они контролируют, помимо силовых структур и всего прочего, еще и образование, а главное - прессу."

Я понимаю, когда искажают цитаты, которые трудно проверить - но когда абзацем ниже цитаты идет искажение, это уже наглость. Впрочем, я понимаю, что верующие привыкли к двоемыслию, т.е. способности верить в несколько взаимоисключающих вещей. В оригинале у атеистов было: "...они [церковники] с охотной подачи власть предержащих подчиняют своему диктату...", что никак не эквивалентно контролю. Учитель в классе тоже много чего диктует, но не контролирует поведение учеников в плане полного подчинения.

Обратимся к смыслу возражения, а не к форме. Такое явление в психологии широко известно: часто случается, что человек вполне искренне не замечает того, что по каким-либо внутренним мотивам для него неприемлемо. Что касается силовых структур, то в свое время про Ридигера, он же агент Дроздов, написано столько, что я просто не буду повторяться. Более интересным фактом является, к примеру, то, что "Курск" был единственной подводной лодкой, освященной церковниками. Или еще более забавное, если бы было придумано, а не взято из реальной жизни, сообщение РИА "Новости" от 30.07.99: "... В храме преподобного Илии Муромца Печерского настоятелем отцом Михаилом были освящены иконы Варвары Великомученицы, небесной покровительницы стратегических ракетчиков, и Илии Муромца Печерского... Вскоре иконы будут отправлены на космодром Байконур, а оттуда с ближайшим кораблем-носителем - на околоземную орбиту. Побывав в космосе, лики святых возвратятся на землю и к сорокалетнему юбилею РВСH, который будет отмечаться 17 декабря этого года, займут свое место в храме главного военного городка ракетчиков." Вот так: у ракетных войск есть святая покровительница - и, естественно, ее полномочные представители из церковного аппарата. Кроме того, задумайтесь над тем, сколько стоит посылка на орбиту вместо полезного груза пары кило дров с возвращением их обратно, а также над тем, заплатила РПЦ за это или нет.

Образование я уже затрагивал, а вот касательно прессы аналогичная тема для размышления: сколько заплатила РПЦ за показ прямой трансляции всего иудейского праздника пейсах в православной творческой переработке сразу по нескольким центральным каналам телевидения, если учесть цену рекламы, которой, к слову, кроме упомянутой церковной, в тот день вообще не было?

 Дополнительно рекомендую сравнить количество христианской информации и атеистической где угодно: на книжных лотках, в магазинах, газетах, телевидении, радио, интернете... Более того, хотя официальной церковной цензуры не существует, эту функцию редакторы многих СМИ и издательств выполняют добровольно. Приведу слова известного писателя-фантаста Святослава Логинова (эхоконференция RU.SF.NEWS, Feb 05 2000 09:04) про существование церковной цензуры: 

"Официально  -- нет, de facto -- да. Моя повесть "Во имя твое", если не считать пиратского пятитысячника в 1990 году, до сих пор не опубликована. Издательство "Азбука" отказалось печатать ее (и рассказ "Равен богу") по идеологическим причинам. В "Колодезе" той же "Азбукой" был вымаран кусочек из предисловия и внесены изменения в текст. Журнал "Если" по идеологическим причинам отказался публиковать рассказ Пеpумова "Русский меч" и мои рассказы "Живые души" и "На острие". Кстати, Пеpумов, с легкостью издающий все, "Русский меч" сумел опубликовать лишь в газете.
      Мне довольно часто приходится давать интервью различным газетам, журналам и телевидению. При этом я обязательно подчеркиваю, что я атеист и своей основной задачей считаю борьбу с религиозным мракобесием. Повторяю: я это говорю обязательно в любом интервью. В массе своей упоминания обо мне в печати просто не появляются, а в тех редких случаях, когда это все же происходит, самый принципиальный для меня момент бывает вымаран."

Даже продажа официальной литературы "духовного содержания" вызывает недовольство РПЦ (а как же - нарушение монополии!); из газеты "Тихоокеанская звезда", Хабаровск, сентябрь 99г.: "продавцы городского магазина "Книжный мир" были некоторое время назад озадачены визитом необычной делегации. Облаченные в черные рясы представители Хабаровской епархии доставили директору магазина строгое послание от епископа Хабаровского и Приамурского Марка. В своем письме Владыка настоятельно попросил дирекцию магазина прекратить продажу литературы духовного содержания. [...] Свою позицию Владыка аргументировал тем, что деньги, вырученные от продажи книг в церкви, идут на "восстановление храмов", и поэтому духовная литература должна продаваться только в специальных магазинах при церкви.

Если вы хотите сделать священнику больно - ударьте его по карману. (с) Д.Свифт

Возвращаясь к "контролю властных структур": интересным явлением является слияние РПЦ и экстремистских организаций профашистского толка. Из Инструктивного письма № 21/05 РНЕ:

"В настоящее время в большинстве регионов, где активно действуют отделения и ячейки Русского Hационального Единства, наблюдался устойчивый рост авторитета РHЕ в православной среде как среди простых верующих, так и среди священнослужителей от монахов до высокопоставленных иерархов православной церкви. Эти люди справедливо считают наше Движение силой, способной вывести Россию не только из политического и экономического кризиса, но и возродить ее духовно [...] Аналогичные процессы происходят в среде священнослужителей, включая высших иерархов православной церкви - архиепископов и митрополитов. Открыто демонстрируя свои симпатии к РHЕ, они освящают знамена, штандарты и другие атрибуты с символикой РHЕ, благословляют само Движение на свершения во имя торжества справедливости и Духа. [...] Из действующих в настоящее время на территории России православных церквей (РПЦ, Старообрядческая, Зарубежная, ИПЦ) наиболее перспективным для нашего Движения представляется взаимодействие и сотрудничество с Русской православной церковью, как имеющей наиболее разветвленную жесткую структуру и, соответственно, наибольшее количество прихожан."

Все религии подают руку помощи деспотизму. Но я не знаю иной, которая бы так ему благоприятствовала, как христианство. (с) Жан-Поль Марат 

Цитирую "Радонеж" далее: "Атеисты же, видимо, не прочь воспитать и еще несколько поколений в чудесной атмосфере советского общественного прогресса (!) и безразличия к религии."

И опять ссылки на "советский атеизм" весьма напоминают высказывание тех же времен: "А у вас в Америке негров линчуют!" Советский атеизм тем и был плох, что относился к религиям очень даже снисходительно: церковь Советской власти ничем не угрожала, а в стране существовала официальная вневероисповедческая религия - коммунизм, и нападать на религии в целом было чревато, принципы-то одни и те же. Современный атеизм должен быть научным. Это не "вера в то, что бога нет", а методичное и последовательное исследование мира, в котором бог никак себя не проявляет, несмотря на декларируемую вездесущность.

Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе [Бога] (с) Лаплас

Наше незнание - бог, наше знание - наука. (с) Роберт Г. Ингерсолл

Далее затрагивается вопрос инквизиции со стандартной отговоркой, что таковая "является достижением отнюдь не православных". Да, православные не успели отличиться на этой стезе подобно католикам, но исключительно из-за того, что в России светская власть всегда была сильнее церковной. Но, тем не менее, с ходу вспоминается  так называемая "ересь жидовствующих" - попытка Реформации в России. Это конец 15 века, царствование Ивана III - деда Ивана Грозного. Суть учения к теме не относится, отмечу лишь, что к евреям ("жидам" по-тогдашнему) они отношения не имели. Спрашивали про инквизицию? С еретиками Геннадий Гонозов (архиепископ Новгородский) поступал так: 

"...которые покаялись да свои действия писали на себе своими руками, и аз тех покаяние принял да и епитимию есми держати указал. А которые не покаялись, и хваля жидовску веру, и аз тех послал к Якову, да к Юрью к Захарьичем, а велел их градскою казнью казнити." - Послание к Зосиме в октябре 1490 г, Памятники древнерусского канонического права, с. 776

Иосиф Волоцкий писал о Геннадии, что тот "Яко лев пущен был на злодейственныа еретики, ногты своими растерзаа тех скверныя утробы... Зубы же своими сокрушаа и растерзаа и о камень разбиваа" - Санин И., Просветитель, или обличение ереси жидовствующих, 3 изд. Казань 1904 с 323,324

Там же, с 559: "...а священные правила говорят, что те, кто узнает об еретиках и не предает их князьям, и те воеводы и начальники, которые не предадут еретиков, подлежат конечной муке.."

А 27 декабря 1504 года, на третий день рождества, Москва увидела самые натуральные инквизиционные костры. В деревянной клетке были сожжены Иван Курицин, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов и другие еретики. Великий князь Иван Васильевич с сыном Василием и митрополитом Симоном, с епископами и всем церковным собором приговорили их к сожжению. Той же зимой в Новгороде были сожжены Иван Рукавов, архимандрит Юрьевского монастыря Кассиан с братом Иваном Самочерным, Гридя Квашня, Дмитрий Пустоселов, и другие, менее известные еретики. Об этом, дорогие православные христиане, вы можете прочесть в любой книге по истории вашей "святой апостольской церкви". И не только об этом...

Вот еще две цитаты. Из "Детской Библии", глава "Святой князь Владимир и крещение Руси" (кстати, это к вопросу об образовании - сравните оба отрывка):

"Горько плакала царевна Анна, идя к русским: она боялась Владимира, потому что раньше он был сердитым человеком. Но, чтобы сделать доброе дело - обратить целый народ к вере в Истинного Бога, решилась Анна стать женой Владимира. Когда Анна приехала к Владимиру, он лежал больной. У него болели глаза, так что он ничего не мог видеть. Анна сказала ему: "Крестись, князь, скорее, и ты будешь здоров". Князь согласился, и греческие священники окрестили его. В тот же день он стал видеть и совсем скоро поправился. Тогда Владимир сказал: "Теперь я узнал Истинного Бога!" [...]  Множество людей пришло к реке Днепру. Все вошли в воду. Маленькие дети сидели на руках у своих родителей. И греческие священники крестили всех. И все радовались, что узнали Единого Бога. Когда Владимир крестился, стал он добрым князем; никого больше не обижал, строил церкви и раздавал милостыню бедным."

А вот это про те же события, но из "Жития блаженнаго Володимира", цитата по "Очеркам по истории Русской Церкви" А.В.Карташева ("ять" замененено на "#"):

"Повел# рубити церкви и поставляти по м#стом, ид#же стояху кумиры. И постави церковь св. Василiя на холм#, ид#же стояще кумир Перун и прочiи, ид#же творяху потребе князь и людье. Инача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по вс#м градам и селом»
     "… и всю землю русскую исторже их уст дiаволъ и к Богу приведе и к свету истинному."
     " … и всю землю русскую крести от коньца и до коньца. Храмы идольские и требища всюду раскопа и пос#че и идолы съкруши… и честными иконами церкви украси."

Так что вот - "от конца и до конца". Добровольно так... а идолов заменить на другие - иконы, то есть. Или возьмем известный отрывок из Иоакимовской летописи: "И пришли многие, а не хотящих креститься воины протаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечом, а Добрыня огнем."

Так, что там у нас дальше... А дальше православные выражают "искреннее" недоумение по поводу следующего: "Возмущает новоявленных атеистов и то, что "церковным организациям переданы из государственных фондов тысячи зданий, помещений, музейных ценностей" (откуда взялись в "государственных фондах" эти здания, помещения и ценности им, похоже, неизвестно)"

Это, поясняю, тонкий такой намек, что нехорошие большевики отобрали у хороших попов их любимые цацки, честно ими заработанные торговлей царствием небесным (без сертификата качества, естественно), и теперь надо вернуть их обратно. Но, даже если не заострять внимание на вопросе, какой именно из православных церквей это возвращать (и почему при этом не возвращать экспроприированное имущество капиталистам, помещикам, кулакам и прочим угнетателям люмпен-пролетариата и крестьян-незаможников), остановимся на вопросе в целом.

История возвращения церкви культурных ценностей в свободной России начинается с распоряжения Бориса Ельцина "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества", подписанного в 1992 году. Согласно этому распоряжению передавались культовые здания. Кстати, в России более тысячи культовых зданий, находящихся в аварийном состоянии, однако их церковь не берет, поскольку ее интересует то, что не нуждается в реставрации. Обычно это происходит так: музей или иная организация, занимавшая здание, когда-то принадлежавшее церкви, выставляется на улицу, а в освободившееся помещение вселяются служители божии. Так случилось в Донском монастыре (бывший Музей архитектуры), Останкинском музее (выкинуты реставрационные мастерские), Новоспасском монастыре (также реставрационные мастерские), Юрьевом монастыре в Новгороде (музей), здании Союзмультфильма и т.д.

В Троице-Сергиевской лавре апробируется новая схема - церкви достанется не только помещение музея, но и его коллекция. Ситуация заслуживает отдельного разбора, но, чтобы не отвлекаться от темы, отмечу лишь то, что по закону об охране памятников коллекция не может быть отчуждена из федеральной собственности. Это положение подтверждено постановлениями Верховного совета РФ от 25.12.90 и 27.12.91, распоряжением президента РФ от 18.03.92 и постановлением правительства от 8.05.92. Любой акт передачи музейной коллекции в церковную собственность юридически несостоятелен. Тем не менее, вот хроника событий:

Прошу прощения за кучу дат, имен и названий, но мне не хочется быть таким же голословным в своих тезисах, как автор православного обозрения.

Далее опять идут пассажи на тему сравнения с воинствующим атеизмом 20-х годов и придирки к форме изложения тезисов, не будем останавливаться. Тем более, что есть более интересная сентенция: "движение новых безбожников, судя по их изданиям и материалам в Интернете, - по сути дела, достаточно противоестественный союз незначительного количества социально неудовлетворенных интеллектуалов правозащитного толка, левацкой молодежи и идейных наследников советского атеизма, да еще с примыканием фанатов рок-музыки антихристианской направленности".

Начнем по порядку разбор обвинений. Во-первых, я лично не пойму, почему союз "противоестественный", а аргументации не приведено (ну не привыкли попы к аргументированному изложению тезисов).

Во-вторых, касательно "незначительного количества" - церковникам очень выгодно создать этой фразой впечатление, что так оно и будет. Между тем, количество атеистических организаций увеличивается, что можно проверить благодаря тому же интернету, при этом атеисты не придерживаются мнения, что каждый атеист всенепременно должен вступать в какую-либо организацию.

В-третьих, "социально неудовлетворенных": весьма удобное обвинение, являющееся универсальным рецептом любого опытного демагога - выдвинуть облыжное заявление, а потом отследить ответную реакцию со следующими заготовками: 1)Начал оправдываться? Ага, правда глаза колет!; 2) Молчит? Ага, и сказать-то нечего! Поэтому я не буду делать ни того, ни другого, а просто приведу цитату из книги П.Вацлавика, чешского психолога: "...При подобной интерпретации каждый хирург предстает перед нами как тайный садист, каждый гинеколог - как человек с половыми извращениями и каждый психиатр как претендент на то, чтобы играть роль самого господа бога.

В-четвертых, по поводу "интеллектуалов" у меня возражений нет. Полностью согласен. Мы же не христиане какие, чтобы разум верой заменять... При этом обратите внимание, что это выдвинуто как обвинение

Разум есть величайший враг веры; он не является помощником в дулах духовных и часто борется против божественного Слова, встречая все, исходящее от Господа, с презрением - М.Лютер

В-пятых, "правозащитного толка". Я вот не понял, извините, это следует понимать как то, что права защищать не надо или что у населения не должно быть каких-либо прав? Вы бы уточнили.

В-шестых, "левацкой молодежи" - есть некоторое количество. Но Чайковского мы любим за музыку, а атеистов левых политических взглядов тоже отнюдь не за таковые.

В-седьмых, "идейных наследников советского атеизма". Это подробно разбиралось выше, отмечу лишь, что таковые отделены от "левацкой молодежи", и мне было бы крайне любопытно ознакомиться с критериями, по которым "Радонеж" так четко разделил эти две категории.

В-восьмых, про рок-музыку и отношение к ней христиан, а равно и про их познания в данной области культуры можно почитать у меня на сайте. Приведу лишь одну цитату, показывающую квалификацию христиан в этом вопросе: когда-то по "Радио Радонеж" один священник выступал с проповедью как раз по этой теме и сказал, что "надо всемерно бороться с сатанинской рок-музыкой, например, с такой группой, как "Ласковый май"".

В-девятых, ... ой, неужели предложение кончилось?! Это надо же было столько инсинуаций в одном месте собрать!

Впрочем, тема "по себе людей судим" продолжается и далее: "Без внешней поддержки этот конгломерат вряд ли способен долго продержаться."

Кстати, весьма показательное с психологической точки зрения заявление. По нему совершенно очевидно, что для христианского менталитета противоестественна (помните это слово в предыдущей цитате?) мысль о том, что можно иметь совершенно противоположные мнения по второстепенным вопросам и при этом дружно взаимодействовать в главном. Это только у верующих любого толка каждый подчиненный должен иметь свое собственное мнение, полностью совпадающее с мнением начальства.

После этого "обоснованного" заявления идет выпад в сторону "ренегатов времен хрущевских гонений": А.А.Осипова (см. его книгу у меня на сайте) и Е.К.Дулумана (см. его раздел на А-сайте). Они, как пишет обозреватель, на что-то все же "сгодились".

Очень даже сгодились. К примеру, когда против "жалкого ренегата" Дулумана православный "Ересиарх" сотоварищи объявил "Крестовый джихад" на тему знания Библии (см. статью Димьяна  и мою собственную), то бодрый пенсионер в одиночку разделал под орех кучку доморощенных богословов, страдающих манией величия. Подробности можно прочесть на Атеистическом сайте.

После радонежец упоминает и "извлеченные из неизвестно какого пыльного шкафа книги Лео Таксиля и им подобные". Так и слышится: "Ну положите же их обратно!!!" Не положим. Очень даже приличные книги, невзирая на некоторую пыль, скопившуюся на обложке (как-никак, издавались в 62-63гг.). Кстати, если этот наезд направлен не против книг Таксиля как таковых (можно прочесть у меня на сайте в библиотечном разделе), а их датировки, то напомню, что некоторые пользуются куда более древними книгами (эдак веков на девятнадцать), и ничего, даже считают это за достоинство.

Ну и кончается этот опус таким постскриптумом: "Среди членов исполкома московского движения атеистов, избранных 18 мая на собрании в музее им. Сахарова - Л.Левинсон, несомненно тот самый борец с клерикализмом, который в 1997 году, на памятном процессе против А.Л.Дворкина, объявил себя членом всех тоталитарных сект сразу: кришнаитом, саентологом, богородичником, мормоном etc. Поздравляем атеистов с удачным приобретением!"

Я лично считаю, что приобретение действительно удачное - не в каждой организации найдется такой разносторонне развитый человек. А православные еще раз показали отсутствие чувства юмора, согласно своей инструкции: "О смехе сказал я: "глупость!", а о веселье: "что оно делает?"" - Экклезиаст 2:2

Вообще, человек - странное существо. Скажи ему, что бог есть и он поверит без доказательств. Скажи ему, что скамейка окрашена, он обязательно проверит пальцем, чтобы убедиться...

Одно радует: никто не волен становиться христианином, никого нельзя "обратить" в христианство - сначала надо сделаться достаточно больным для этого, что подметил еще в 18-м веке Н.Шамфор:

М* говорил мне, что, как ни старается госпожа К* стать богомолкой, у нее все равно ничего не выйдет: для спасения души мало одной глупости, то есть искренней веры, тут еще нужен такой запас повседневного тупоумия, какого ей никогда не приобрести. "А именно это тупоумие и зовется благодатью", - добавил он.

Впрочем, здоровым человеком, к сожалению, называется не действительно здоровый, а всего лишь тот, кто соответствует текущему среднему уровню. И вот этот самый средний уровень и пытается РПЦ сделать православным, используя для этого любые средства. Однако, при этом ей жизненно необходим такой фактор, как отсутствие самостоятельного мышления среди населения, и, соответственно, любая информация, альтернативная христианской, просто недопустима. Сами подумайте: чем конкретно было вызвано обсуждаемое обозрение? Тем, что несколько человек создали атеистическое общество, отнюдь не отличающееся массовостью. А теперь мысленно прикинули количество православных священников и прихожан. Смотрим в интернете на количество христианских сайтов и атеистических, сравниваем. Книги сравнить не получится, поскольку я уже давно атеистическую литературу видел лишь в букинистическом отделе. Но даже такие незначительные в процентном отношении проявления атеизма пугают церковников, так как они прекрасно понимают, что задавить массой, цензурой и репрессиями куда проще, чем обосновать свою позицию, что в их случае невозможно принципиально. А тенденция к последовательному продвижения атеизма как современного мировоззрения все усиливается. Но я лично не испытываю угрызений совести по поводу того, что теперь церковники плохо спят...

Такова сила истины: вы пытаетесь ее опровергнуть, но сами ваши нападки возвышают ее и придают ей большую ценность. - Г.Галилей

Вместо послесловия

Ну хорошо, положим, Вы не верите в бога.
Но над кем-то ведь надо стебаться!           

Может возникнуть вопрос: а почему статья написана не совсем серьезным, не академическим языком? Да по той же причине, по какой создано в Америке общество FLAT: если возражать строго на формальном уровне, то создается впечатление серьезности обвинений, выдвинутых "Радонежем".

А если к христианству относиться действительно серьезно, то, как писал С.Тиунов, надо брать грузовик динамита и искать дорогу к храму...

© Warrax, 19-20 October XXXV A.S.             
Black Fire Pandemonium: http://warrax.croco.net
e-mail: warrax@croco.net; ICQ # 666709         
FIDO: 2:5020/1633.1666                                  


Приложение

Этот документ приводится как иллюстрация того, что хотелось бы православным в России.

[Обращение к] Депутатам Верховного Совета РСФСР [по поводу продолжающейся дискриминации православных верующих в СССР. 1990, май, Москва]

Уважаемые депутаты!

Союз "Христианское возрождение" обращает Ваше внимание на факты продолжающейся дискриминации православных верующих в СССР. Номенклатурные чиновники на местах по-прежнему оказывают упорное сопротивление открытию православных храмов. Верующие по-прежнему являются гражданами второго сорта. Они и по сей день не могут занимать руководящих и ответственных постов. У Русской Православной Церкви нет не только своего канала на Гостелерадио, но даже четкого обозначенного времени для теле- и радиовещания. Библия и другая богословская литература издаются мизерными тиражами. Миллионы верующих не могут удовлетворить свои потребности в христианской литературе. В стране до сих пор имеет силу закона чудовищное сталинское законодательство о культах 1929 года.

Мы просим Вас, уважаемые депутаты, немедленно освободить от оков нашу Церковь. Необходимо в первую очередь:

Источник: "Земщина" - Всероссийская газета Союза
"Христианское возрождение". 1990 г., № 1, май.       

Как видите, пожелания постепенно исполняются... И не думайте, что подобные призывы звучали лишь десять лет назад, вот вам свежие (журнал "Москва", №1 2000г, С.Фомин "О русской национальной идее"), в которых имеются в наличии требования еще более наглого характера:

"...Русская национальная идея, в нашей трактовке, должна состоять из двух начал: Православия и народности. Два эти начала отнюдь не равноправны. Православие здесь основа, а понятие "народность" является подчиненной, производной функцией. [...] Особенно негативным является отсутствие русской национальной школы, где дети могли бы изучать Закон Божий, где они воспитывались бы в православных национальных традициях. [...] Православие как традиционный духовный стержень государствообразующего русского народа должно пользоваться всесторонней поддержкой государства (что отнюдь не означает его слияния с государством, но лишь закрепляет практику, сложившуюся во многих странах мира). Такая поддержка должна выражаться в целом ряде мер, среди которых можно предложить следующие:

  1. Финансовая помощь государства в ремонте и строительстве храмов и монастырей, введение церковного налога в пользу Церкви
  2. Создание и развитие русской национальной школы с обязательным преподаванием Закона Божьего и основ Православия для русских детей, причем труд преподавателей-священников должен оплачиваться государством. Такая школа будет открытой и для детей других национальностей и вероисповеданий, для которых данные дисциплины могут быть факультативами.
  3. Введение института православных священников в Вооруженных силах России, православное воспитание воинства в соответствии с традициями русской армии. Естественно, это предполагает учет религиозных потребностей и воинов, являющихся последователями других традиционных религий России.
  4. Передача в собственность государства и под общенародный контроль всех без исключения теле- и радиоканалов, без чего никакое духовное, религиозное и национально-культурное возрождение народов России невозможно.
  5. Создание самых благоприятных условий для выступлений на телевидении и радио представителей Православной Церкви."

С моей точки зрения, требования православных пропагандистов очевидны: стребовать с государства и населения в пользу РПЦ все, что можно, обязать государство осуществлять поддержку оболванивания народа, предоставить РПЦ самые широкие полномочия в СМИ и в образовательно-культурной сфере с этой же целью, а также захватить ведущие позиции агитпропаганды в армии, что не может не радовать.

Единственное, что меня поражает во всем этом: позиция многих неверующих, которые равнодушно удивляются тому, что отдельные здравомыслящие атеисты предпринимают попытки сдержать рост раковой опухоли религии на теле государства.


Warrax Black Fire Pandemonium™   http.//warrax.croco.net  e-mail. warrax@croco.net






"Научный Атеизм" 2000