Оптинское старчество. Самым крупным центром старчества, которое можно рассматривать как идейный и организационный стержень православного монашества, стала Оптина пустынь, которая почти целый век (с 1829 г.) оказывала влияние на монашество и население, стремилась поставить под свой духовный контроль религиозно настроенных представителей интеллигенции. Именно с культивированием старчества был связан расцвет экономического благосостояния и церковного влияния этого прежде захудалого заштатного монастыря.
По распоряжению епископа Калужского Филарета в 1820 г. возле Оптиной пустыни был основан скит. Сюда в 1825 г. были приглашены “спасавшиеся” в лесу Антонин, Иларий и Савватий. Рославльские подвижники выходили из леса, чтобы взять на себя роль духовных руководителей монастыря. Союз лесных отшельников с церковной иерархией призван был, как и на заре монашеского движения, укрепить церковные институты, сделать их влияние на прихожан более эффективным.
Наиболее значительную роль в насаждении старчества в Оптиной пустыни сыграл старец Леонид (Наголкин, 1788—1841), в схиме Лев. Этот бывший торговец, до того как он в 1829 г. окончательно обосновался в Оптиной пустыни и обрел в ней статус старца, прошел выучку у последователей Паисия Величковского - старца Василия (Кишкина), игумена Белобережской обители, и старца Феодора, вместе с которым некоторое время спасался в лесах. Наследовавшие у Леонида роль оптинских старцев иеромонахи Макарий (Иванов, ум. 1860), из дворян, и Амвросии (Гренков, 1812—1894), из духовного сословия, завершили превращение оптинского старчества в важный пропагандистский орган православной церкви.
Не без влияния произведений Ф. М. Достоевского у некоторых наших современников сложилось впечатление о старцах как о подвижниках “не от мира сего”, ведущих сурово-аскетический образ жизни, живших чуть ли не в шалашах и ставших олицетворением любви, кротости и милосердия, начисто лишенных мирских страстей. Это впечатление рассеивается, как только ознакомишься с документами, имеющими отношение к жизни старцев.
Вероятно, были среди монахов и отшельники, и “подвижники”, и те, кто искренне сочувствовал беднякам и разделял с ними тяготы их жизни, труд и страдания. Что же касается старцев знаменитой Оптиной пустыни, то они жили безбедно, устроены были весьма комфортабельно, получали немало подарков, имели келейников и письмоводителей. Восторги некоторых исследователей “нестяжанием” обители, высокими духовными запросами монахов лишены оснований. К неимущим оптинских старцев отнести никак нельзя. Старец Леонид, у которого хранились деньги монахов, пел хвалу “презренному металлу”: “А деньги-то, — как их не любить. С ними и святым нашего времени хорошо... Вот и богатых как не любить? Ведь и они люди, да еще какие из них бывают!” Неудивительно, что бывший торговец Наголкин не смог освободиться от рецидивов профессиональной терминологии, даже став старцем: “Ребята, за что купил, за то и продавай”, — говаривал он своим ученикам.
Сильно преувеличены и рассказы об аскетических подвигах старцев. “Посмотри-ка, какой я пузан”, -— удовлетворенно говорил старец Леонид иеромонаху Антонию. “Для отца Леонида, - свидетельствует современник, — построен был особый деревянный корпус проживавшим в пустыни помещиком Александром Ивановичем Желябужским”. Амвросий имел тоже неплохое жилище в несколько комнат; в приемной зальце на стене висели портреты императора, митрополитов Филарета и Иннокентия, епископов; в келье — портрет известного реакционера Иоанна Кронштадтского. Секретарь Амвросия писал письма, келейник читал молитвы и акафисты. С 1888 г. Амвросий стал ежегодно выезжать в Шамординскую женскую обитель, созданную под его непосредственным руководством. Комнату для батюшки, как сообщает его биограф протоиерей Четвериков, “устлали всю коврами, сделали небольшой иконостасец, вставили в окно жалюзи”. Старцу настолько понравилась жизнь в женской обители, что с 1890 г. в Оптииу он уже не возвращался.
Старцы и “власти предержащие”. При чтении отдельных современных статей, посвященных Оптиной пустыни, может сложиться впечатление, что старцы составляли какую-то оппозицию православной церкви и даже были гонимы. Н. А. Павлович, к примеру, писала, что. старца Леонида “стали преследовать, грозили Соловками. А он отвечал: “Пою богу моему, дондеже есмь. И в Соловках буду тот же Леонид”. Бескорыстный правдолюбец, не угодный церкви? Обратимся к биографу Леонида. По его словам, “из-за волнений недовольных монахов” старец Леонид был вызван к епархиальному преосвященному Никапору. Выяснив, что старец перед церковью невинен, Пиканор ввел его в свой кабинет и спросил, какую пищу ему подать. Дальше предоставим слово самому Леониду: “Отвечаю: ваше преосвященство, я человек ядца и винопийца”. “О, это значит, наш брат, — ответил Никанор и приказал келейнику: “Подавай все!”
Тот же биограф живописует нравы в обители. Однажды архимандрит А. застал Леонида с крестьянками. Старец держал в одной руке штоф, в другой — рюмку и, наливая в нее из штофа, подавал одной из крестьянок. .“При виде этого, — пишет биограф, — архимандрит остолбенел”. Правда, старец сумел оправдаться: он-де лечит больную крестьянку особым, созданным в монастыре лекарством—“горькой водой”. Все это характеризует не только подверженность старцев “соблазнам мирским”, кстати, и не скрываемую ими, но и вполне дружелюбные их отношения с церковными чиновниками.
О прочном союзе оптинского старчества с православной иерархией свидетельствуют многочисленные награды, пожалованные старцам, их тесные отношения и переписка с церковными сановниками. Старцы были в почете у высшего церковного начальства. Так, когда еще в Валаамском монастыре случились недоразумения между игуменом и старцами, митрополит Московский и Коломенский Фнларет и епископ Пензенский Иннокентий выступили в их защиту. “Старцам же передано было, чтобы они были уверены в защите высшего начальства”. Старец Макарий в 1853 г. писал, что члены синода и “высокопреосвященные митрополиты” знают Леонида “весьма с хорошей стороны”. Сам Макарий. был награжден синодом золотым наперсным крестом, что расценивалось как “знак внимания высшего духов- ного начальства к общелюбимому и почитаемому старцу”. В 1857 г. Макарий получил крест в память Крымской войны за “патриотизм”: по словам биографа, Макарий интересовался ходом войны, скорбел при неудаче т. и радовался при радостной вести. Однако же письма, Макария покажут нам, что войну “патриот” Макарий, воспринимал как наказание, богом русского народа за грехи: “О делах Европы и войне нынешнего времени рассуждать я не могу, кроме того, что война; есть перст божий и бич, наказующий нас”.
Не был обойден вниманием начальства и старец Амвросий. Митрополит Филарет в знак благоволения прислал ему “образок нерукотворного Спаса”. В 1887 г. “Амвросия посетил великий князь Константин Константинович, который потом относился-к нему с любовью”. Личную переписку с Амвросием вели многие, деятели официальной православной церкви. Взаимрсращение оптинского старчества с высшим церковным начальством подтверждается и таким фактом. Присоединившийся под руководством старца Макария к православию, сын московского реформатского священника К. К. Зедергольм, получивший степень магистра в Московском университете, был с 1858 по 1862 г. чиновником особых поручении при обер-прокуроре синода, а в 1862 г, принял монашество в Оптиной пустыни, где благодаря знанию древних языков содействовал изданию аскетической литературы и вел переписку. Старцы пользовались благосклонностью самых реакционных сил. Иоанн Кронштадтский, например, с большой теплотой отзывался о старце Амвросии.
Церковь выражала признательность старцам не только при их жизни, но и после смерти. Это было обусловлено главным образом потребностью в пропаганде охранительных идей. Издавались письма и другие сочинения старцев, воспоминания о них, жизнеописания с нагромождением фактов их “прозорливости”, способности “исцелять” и т. д.
В свою очередь, и старцы добросовестно исполняли возложенные на них функции социального характера, верно служили церковным властям и самодержавию. Старцы раболепно ловили даже мелкие знаки внимания со стороны начальства. С какой гордостью пишет в 1850 г. Макарий о приеме у киевского митрополита, который, по воспоминаниям старца, “принял ласково и благосклонно, дозволил пробыть, сколько хотим”. Вместе с игуменом Макарий удостоился получить приглашение и “от Московского Владыки митрополита” “для поклонения московским чудотворцам”. Теплый прием у владыки — предмет радостных переживаний Макария, который подробно описывает пребывание в Троице-Сергиевой лавре, благосклонность Филарета, а также “отца-наместника”, снабдившего его “образами, книгами, чаем, сахаром, самоваром, деньгами, рясою и камилавкою с клобуком”.
Вместе со всей православной церковью старцы оплакивали царей усопших и выражали готовность молиться за новых. “На сих днях прочитал манифест нового Государя Александра II... — пишет Макарий в 1855 г. — Будем молить господа помочь нашему новому императору и христолюбивому воинству”. Более того, старцы не просто обнаруживали верноподданнические чувства, но и рекомендовали самые крайние меры, когда речь заходила о расправе с людьми, выступавшими против царской власти. Гневные проклятья обрушил Амвросий на народовольцев, казнивших царя: “Господь попустил Александру II умереть мученическою кончиною, но силен он подать помощь свыше Александру III, переловить злодеев, зараженных духом антихристовым”. “Переловить злодеев!” — так оставлялись смирение и кротость, когда затрагивались классовые интересы. “Предтечи антихриста, — продолжает старец, — восстают против предержащей власти и церковной власти, чтобы устранить и уничтожить оную на земли... Не есть ли крайнее безумие трудиться изо всех сил, не щадя своей жизни, для того, чтобы на земле повесили, а в будущей жизни попасть на дно ада в тартар на вечное мучение?”
Эти слова защитника самодержавия и средневекового мракобесия должны были бы недвусмысленно указать на всю кощунственность причисления оптинских старцев к силам, способствующим духовному развитию русского общества. Через полмесяца, варьируя ту же Тему, старец опять проклянет тех, кто “всячески усиливаются произвести общее возмущение восстанием своим против предержащей власти, тогда как в слове божием , сказано: “нет власти не от бога”.
Очевидно, что старец при осуждении народовольцев исходил не столько из религиозных, сколько из социальных соображений: христианские понятия “антихриста”, “ада”, “будущей жизни” составляют лишь антураж патетической защиты самодержавия и негодования против тех, кто осмелился посягнуть на него.
Любопытно и то, что в романе Достоевского “Братья Карамазовы” старец Зосима, образ которого, как полагиют некоторые, писан со старца Амвросия, не высказывается против существующего строя. Русский народ, говорит Зосима, и не мстителен, и не завистлив. “Ты знатен, ты богат, ты умен и талантлив — и пусть, благослови тебя бог”. Реальное решение социальных проблем заменяется моральными утопиями. Зосима убежден в том, что “развращенный богач наш кончит тем, что устыдится богатства своего перед бедным” (Достоев с кий Ф. М. Братья Карамазовы, с, 338.). Не случайно в романе к старцу Зосиме обращаются за утешением только с переживаниями узко личного характера. Никто из обступивших старца людей не жалуется па произвол помещиков, притеснения царских властей. Может быть, чутье великого художника подсказывало Достоевскому, что бессмысленно и безнравственно утешать словами голодного, угнетенного человека, не оказывая ему реальной .помощи? И оптинские старцы утешаяи словамя, из Едангелия тех, кто к ним обращался в особо трудные минуты, всех тех, кого буржуазно-помещичье государство лишило права на достойную жизнь.
Старцы благославляют собственников. Подлинной целью старческих поучений было сохранение в неприкосновенности помещичьей, купеческой, церковной и монастырской собственности. Не следует думать, что, про-поведуя смирение и послушание, старцы старались длж других, не заботясь о своих интересах. Перепадало монастырям от имущих немало. Были и мелкие подношения: “Благодарю за усердие ваше, от начатков торговли вашей, для церкви нашей скитской ведерный бочонок церковного вина, за свечи для моей кельи, да примет господь такое ваше усердие в пренебесный свой жертвенники, — писал Макарий. Но широким потоков в монастыри, в том числе в Оптину пустынь, текли и деньги. Амвросий, сосредоточивший в своих руках все скитские денежные средства, хорошо усвоил, что “деньги сами по себе, или вернее, по цели, назначенной от бога, вещь весьма полезная”. Старцы вступали в самый тесный контакт с имущими классами, оказывали им горячую моральную поддержку, которая выражалась, прежде всего, в обосновании законности и вечности общественного неравенства. Ф. М. Достоевский вкладывает в уста своего героя, благонравного старца Зосимы. следующие слова, позволяющие почувствовать поистине иезуитский характер оправдания старцами неравенства: “Без слуг невозможно в миру, но так сделай, чтобы был у тебя твой слуга свободнее духом, чем если бы был не слугой. — Что же нам, говорят, посадить слугу на диван да чай ему подносить? А я тогда им в ответ: “Почему же и не так, хотя бы только иногда”
Принцип “хотя бы только иногда” был взят господствующими классами на вооружение. Подачки должны были умерить ропот трудящихся. В письме Макария от 1857 г. об этом сказано достаточно ясно: “Надеюсь, что ты как верно служил своему господину, — пишет он, по-видимому, управляющему, — так и теперь ему же будешь стараться заслужить за сделанную тебе милость, сохраняя вверенных тебе людей и соблюдая его интересы по заводам и фабрикам, с помощью божией. Дай бог чтобы приезд господина ознаменовался для нас и для трудящихся меньших братьев наших по заводам и фабрикам, милостивым к ним снисхождением и наградой денежною, без которой они доходят до разорения и впадают в ропот”. Одной из социальных функций христианской проповеди, убеждавшей неимущих в особом достоинстве их бедственного положения, было также усмирить “ропот” против несправедливости.
Утешая обездоленных обещанием “небесных наград”, старцы объявляли достояние собственников свидетельством “милости божьей”. “На все ваши заведения, фабрики, заводы и хозяйства испрашиваю божие благословение”; “благодарение господу, что дела ваши идут благополучно, все это его святым благословением и помощью”, — так вдохновлял Макарий некое высокопоставленное лицо. Поддержка старцами богачей носила характер и практического совета. “К Амвросию обращались купцы, прося советов и указаний по своим торговым делам. Помещикам он рекомендовал управляющих имениями... Он указывал, как лучше распорядиться капиталами или недвижимой собственностью, как вести хозяйство в обителях, как (!) направить дело в суде и т. д.”, — сообщает биограф старца. Иногда эти советы принимали курьезный характер. Так, Амвросий рекомендовал молиться святому Спиридону, чтобы “продать имение за настоящую цену”. Благодаря этим молитвам клиенты старца, по его словам, “выходили из затруднительного положения, когда их прижимали и хотели купить за дешевую цену. Являлись неожиданные покупатели и покупали дома или имения за настоящую цепу”.
Предметом особой заботы старцев было сохранение и приумножение монастырской собственности. Куда деваются кротость и смиренность старцев при любом посягательстве на монастырское имущество! “Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой”, — говаривал в рифму старец Амвросий. Настоятельнице монастыря он давал совет, как поступать с крестьянами — порубщиками леса. В письме Амвросия прекрасно передана атмосфера взаимной вражды монастырских собственников и неимущих крестьян. Мужики, пишет старец, “не только рубят лес, но еще и угрожают разными угрозами... приходя во множестве с топорами... У нас два года назад был подобный случай. Солдат караульный... стрелял дробью в ноги. Мужик этот долгонько проболел... И теперь эти мужики побаиваются ездить в этот участок и рубить лес. Я пишу все это для того, так как у ваших караульных есть ружья... Разумеется, на угрозы отвечать угрозами через начальство и тогда хоть немного да смирятся бунтовщики эти”. Итак, проповеди не помогут — помогут ружья, тем более чю карательные действия по отношению к “бунтовщикам этим” нисколько не расходились с убежденностью в том, что “ропщущего не терпит бог”.
Старцы старались влиять на духовные завещания мирян, на характер расходования ими денежных средств. В письме 1876 г. Амвросий убеждает, что пожертвовать на монастырь — “стократно более достойный поступок, чем оказать помощь погорельцам, ибо в последнем случае — скорбь, приносящая пользу людям, для какой причины пожар и попускается от провидения свыше”. О том, как скапливались богатства в монастырях, можно узнать из книги “Историческое описание Козельской Оптиной пустыни” (1902 г.). Усердием старца Амвросия была создана недалеко от Оптиной женская Шамординская обитель. “Поступившие в общину сестры с отречением своей воли и достояния вручали в распоряжение старца все свои достатки... с тем, чтобы после смерти их капитал поступил в пользу общины. “Духовные дочери” предоставляли в распоряжение старца и недвижимые имения. Надо ли удивляться, что Амвросий прилагал столько усилий к тому, чтобы склонить к пострижению в монахини более или менее состоятельных женщин. Многое Амвросий расходовал в кредит, обеспечивая израсходованное недвижимым имуществом, полученным от новых “духовных дочерей”. В 1889 г. такие кредитные расходы составили 120 тыс. рублей. Амвросий приобрел для Шамординской обители заливные луга в Калужской губернии, усадьбу в 240 десятин в Тульской губернии, усадьбу в тысячу десятин чернозема в Курской. В тульское имение он назначил управляющим, как сказано в “Историческом описании...”, своего внука. Неприкосновенный денежный капитал шамординских монахинь, с радостью принявших на жительство Амвросия в последние годы его жизни, составлял к 1895 г. 150540 рублей. Вряд ли можно что-либо добавить к этим фактам — они говорят сами за себя.