29.02.2000
Выступление Тажуризиной З.А.
Здесь совершенно справедливо говорили о таких возможных последствиях введения теологии в учебных заведениях, как межэтнические и межконфессиональные конфликты в РФ. В дополнение к ним, по моим наблюдениям, будет назревать (и уже назревает) еще один конфликт в российском обществе - я бы его назвала межмировоззренческим. Дело в том, что после нескольких лет затишья в атеистической сфере, вызванного яростными атаками на атеистов и вообще неверующих, а также проникновением религии во все области жизни — от просвещения и образования до армии, МВД и т.д. - атеизм, кажется, начинает возрождаться. И я имею в виду не только Русское гуманистическое общество, вот уже несколько лет издающее журнал свободомыслящих “Здравый смысл”, но и появившуюся примерно год назад группу молодежи, которая в Интернете заявила о своем стремлении создать российское общество атеистов. Я не сторонница учения Л.Н.Гумилева, но его понятие “закваски” здесь вполне подходит. Итак, появилась “закваска”, которая , видимо, будет содействовать активизации и расширению атеистического движения. Это, главным образом, студенты московских и некоторых российских вузов. Насколько можно судить по нескольким еще не опубликованным статьям молодых атеистов, перед нами -талантливые, бесстрашные люди, готовые сопротивляться любым видам идеологического принуждения, и прежде всего, религиозного. Они не стесняются резких выражений в адрес религии и церкви. Атеистическая молодежь подготовила документ, призывающий к консолидации тех, кто стремится преодолеть диктат церкви. Он начинается так: “Сограждане! За окном нашего дома сгущаются сумерки - сумерки нового средневековья. Клерикалы всех мастей воспряли духом и жаждут реванша за свои прошлые поражения.. .разворачивается новая “охота на ведьм”... Мы не можем мириться с попранием законности, с нарушением Конституции. ...Не допустить триумфа мракобесия...” и т.д. Резкость тона, надо думать, не отпугнет, а, напротив, привлечет неверующую молодежь, до сих пор находившуюся в пассивном состоянии.но смутно ощущающую недовольство надвигающимся религиозным диктатом. “Новые” атеисты сокрушают мировоззренческие барьеры, воздвигнутые в последние десятилетия околоцерковной интеллигенцией для укрепления религиозных позиций. Так, они не только не испытывают пиетета перед русской религиозной философией к. 19-нач.20 вв., с восторгом воспринятой частью интеллигенции в 60-80 годы, но и радикально пересматривают ее роль в так наз. возрождении духовности в стране. В интереснейшей статье, посвященной этой проблеме, доказывается тезис о “полной пустоте”, бесплодности этой философии. Иронично настроенный по отношению к современным поклонникам этой философии автор приходит к выводу о том, что религиозные философы “добровольно отказались от права свободно мыслить, подчинив себя диктату религии”, - и таким образом “король оказался голым”.
Весьма показательно, что нынешние образовательные реформы, связанные с внедрением религии в государственные учебные заведения, серьезно осмысливаются атеистической молодежью. Как раз обсуждаемой нами проблеме посвящена статья студента 3 курса Педуниверситета “Православие и образование - кто кого?”, надо сказать, достаточно зрелая и убедительная. Правда, автор не чурается острых формулировок вроде: “У российских
церковников появился реальный шанс вернуться назад, ко временам господства самого дикого мракобесия при потворстве и поощрении этого процесса со стороны чиновников самых высших рангов”. Нынешнюю государственную политику в области образования он оценивает как слегка модернизированную форму политики Победоносцева, который предписал вместо школ земских строить школы церковно-приходские. Проанализировав вузовский учебник по новейшей истории Отечества, где утверждается о том, что победа в Отечественной войне была одержана “благодаря русской психологии, сформированной православной верой”, а летчик Покрышкин, “будучи русским, боролся за русскую землю и веру”, автор статьи делает вывод: это воскрешение традиции промывки мозгов, и опять с помощью религии. “Прямой обман, нарушения закона, исторические фальсификации - все имеющиеся средства уже пущены в ход”. Будущий учитель с тревогой размышляет о судьбах детей, которые могут превратиться в запуганных человечков, неспособных самостоятельно мыслить. Если переворот в области образования удастся, пишет он, “то всем нам придется забыть о нравственном и культурном возрождении России на многие годы”. И, наверное, не случайна и другая статья этого студента-историка - “Инквизиция в России” - в назидание современному обществу, которое “до сих пор вовлекается церковью в рабское положение”.
Ярко и страстно заявленная позиция “новых атеистов”, несомненно, встретит сочувствие немалой части российского общества, тем более, что почва для этого уже подготовлена появляющимися время от времени антиклерикальными статьями представителей интеллигенции либерального толка (например, в “Известиях”). Антиклерикальное движение в стране по мере усиления идеологического давления церкви (особенно при содействии государства), видимо, будет шириться. Движение молодых атеистов для многих предстанет явлением свежим.необычным и привлекательным, и та молодежь, которая испытывает душевный дискомфорт в связи с возможным установлением господства религии во всех сферах общественной жизни, проявит пылкий интерес к тем, кто отважно сражается за право свободно мыслить, не подчиняясь духовному диктату церкви. Тот факт, что движение атеистов возглавили не атеисты старшего поколения, а молодые люди, достаточно интеллектуальные и зрелые в гражданском плане, свидетельствует о том, что свободомыслие (и прежде всего, атеизм) в нашей стране имеет шансы для возрождения и укрепления. Насильственное навязывание религии, в том числе теологии в качестве обязательного, чуть ли не первостепенного элемента образовательной системы, добавит к конфронтации между нациями и религиями конфронтацию между двумя группами молодежи - церковной и атеистической. А это вряд ли будет способствовать единству общества.

"Научный Атеизм" 2000