НА ПОПЕ ШАПКА ГОРИТ
ИЛИ КЕМ И КОГДА ПРИКАЗАНО ВЕРИТЬ.

Александр Щев

Публикация статьи Валерия Кичина в "старых" Известиях" от 15 января с.г. под названием "Приказано веритъ" стала уникальным, хотя, очевидно, случайным явлением в нашей российской прессе, "свободные" журналисты которой давно уже читают смертным грехом писать благожелательно об атеизме. Тем интереснее pеакция на этот материал, проявленная читательской публикой.
Из нескольких десятков откликов на статью, пришедших в редакцию “Известий” лишь несколько носили отрицательный характер. Остальные, целиком поддержали мысли Кичина, что позволяет допустить преобладание среди читателей газеты людей если не атеистического, то светского мировоззрения. В некоторых из их писем - буквально-таки взрыв накопленных эмоций, вздох облегчения: так угнетающе действовало до сих пор на этих людей установившееся в нашем государстве последнее десятилетие "единомыслие" навязываемое клерикалами по религиозным вопросам. Поэтому для множества свободомыслящих читателей статья Кичина стала словно глотком свежего воздуха для просидевшего десять лет в подземелью узника, буквально "лучом света в тёмном царстве". К сожалению, это пока ещё очень слабый, мимолётный лучик, и до настоящего рассвета ещё далеко: так плотно сгустились к сегодняшнему дню над Россией тучи мракобесия. Чтобы разорвать завесу, нужно много времени и усилий, поскольку очень велика жажда удобно устроившихся в этих сумерках тёмных умов, чтобы атмосфера над нашей стране была как можно мрачнее. Это доказывают их негодующие отзывы в "Известиях".
Вот письмо с грифом Московской патриархии, - пишет крупный православный иерарх, митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон. В его строках сквозит страх и ярость. Ярость, конечно, на редакцию, газеты и лично журналиста Кичина, осмелившегося в момент, когда РПЦ готовилась уже праздновать полную и окончательную победу над Россией, казалось, совсем безвольно покорившейся православному диктату, вдруг возвысить свой голос в защиту атеизма. Распалённая фантазия Гедеона приписывает Валерию Кичину то, о чём даже тот сам не подозревал: членство в зюгановской КПРФ (хотя она как раз дружна с патриархией), симпатию к Гитлеру, Сталину и маньяку Чекатило (хотя об отношении к религии последнего ничего толком неизвестно, а двое первых тоже в разные времена дружили с церковью и религией), объявляет автора статьи "страшным комиссаром в кожаной куртке, давно мечтающим погреть руки на "огне мировой революции". По мысли Гедеона, оргвыводы руководства редакции в отношении такого чудовища должны напрашиваться сами собой: уволить тайного маньяка, а то ещё не ровен час подпалит родное издательство "Известия", дабы погреть на его огнем руки, и свалит всё на месть православных монахов!... Но этого мало ,- митрополит Гедеон хочет от редакции ещё и покаяния в том, что позволила выйти столь богомерзкой статье. Но одновременно с этим в его письме проскальзывает подспудный страх: а вдруг эта публикация появилась неспроста, вдруг это скрытый сигнал, что российская власть не намерена больше поддерживать православную церковь?! "Наверное, - пишет Гедеон, -не в одном начальственном кабинете на местах размножают сейчас эту "статью". Тут же неистовое воображение митрополита рисует кошмарные картины кровавых репрессий против православия, которыми, как он уверен, угрожают ему атеисты и лично злокозненный Кичин. Не помня себя Гедеон говорит о каких-то совсем несусветных вещах: что якобы в совете время людей расстреливали за одно только ношение крестика на теле, причем без суда и следствия, - да когда это было?!...Ну и всё это перемежается, конечно, с обычной для клерикала высокомерной риторикой о том, что без православия немыслима Россия, что без молитвы может жить только лишь “обезьяна на или бездушный материалист” и т.д. Хорошо ещё, что не отождествляет их как многие его единоверцы, хотя добавляя, что материалист, конечно же, "бездушный"...А в отношении атеистов в письме Гедеона проскальзывает изумительная оговорка: "Пусть живут..." Только оцените, это проявление христианского великодушия! Митрополит всемилостивейше дозволяет нам, атеистам, жить! Счастье-то какое нам привалило, а мы и не ждали!....
А вот - письмо от некоего православного банкира Савельева. Он в позапрошлом году, как сам признаётся, сильно "окормился" книгами дьякона Кураева чего и нам, "богом обиженным" по его словам, всем желает. Это, конечно, спасибо, г-н Савельев, но мы уже пообедали! По мне, лучше уж быть обиженным богом, чем "окормленным" Андреем Кураевым с его тошнотворной ектиньёй! Плоды её усвоения Савельевым наглядно проявляются в лексике и тоне его письма. Такие выражения, как "атеистическая фигня", "на кой ляд", "на одном гектаре не присели бы", безусловно, выдают носителя сугубо православного менталитета. При всём при этом от автора статьи, Валерия Кичина, пишущего и так в крайне вежливых и дипломатичных выражениях, Савельев требует "проявлять ответственость, вдумчивость и такт"! Это "чья бы корова мычала", как говорит народ. Так о чём же полемизирует Савельев с Кичиным?! 0 преимуществах религиозной морали над атеистической. "Религия учит меня видеть даже в атеисте искру божию и уважать её", - заявляет автор письма – “вот простое и логичное религиозное обоснование взаимного уважения. Сможет ли атеист привести столь, же простое и бесспорное?” - горделиво бросает вызов он. Положим, что ТАКОГО обоснования атеист привести не сможет, просто оттого, что "простым, логичным и бесспорным" оно кажется только самому Савельеву. На самом деле тезис, что любого человека следует уважать потому что в нём -ИСКРА БОЖИЯ, абсолютно бессмысленно, это просто пустая фраза, не означающая НИЧЕГО! Ну что это такое: "искра божия"?! Почему именно "искра", а не "кристалл", не "квант", не "капля'. По логике, на которую уповает г-н Савельев, получается, что его "бог" - раз он разбрасывает вокруг себя искры, - это какой-то сварочный аппарат, или костер вселенский, мировой пожар - уж не революции ли, которую, по убеждению Гедеон разжигает Кичин?! Поклоняться богу огня и пламени - это прямо зороастризм какой-то, а вовсе не христианетво. Выходит, Савельев сам - не православный, а язычник-огнепоклонник, - вот и всё, что получается при объективном разборе "бесспорного и логичного" утверждения!...
Если же серьёзно, то мнение Савельева, о том, что без религии люди, дескать, будут влачить скотское существование, не будут работать, учиться, утратят мораль и совесть, - это мнение настолько глупое и безосновательное, что даже лень его опровергать.. Лучшим опровержением его являются многочисленные примеры судеб откровенных атеистов, и древности, и нового времени, которые были не только, людьми высокоморальными, умными, трудолюбивыми, но и внесли огромный вклад в творчество, в науку, часто, проявляя вершины героизма, альтруизма, самопожертвования во имя других, - хотя должны были бы, по мысли Савельева, просто "оттягиваться по полной программе", дожидаясь, когда из них "вырастет лопух"... В его рассуждениях проглядывает глубокая мизантропия, представление о том, что "человек человеку-волк", и чтобы эти люди-волки не теряли окончательно человеческий облик, не жрали друг друга, - над ними всегда должен стоять надзиратель-дрессировщик с кнутом или автоматом... наизготовку. Этим надзирателем должна быть. либо государственная власть, - в симпатиях которой Савельев также расписывается, - либо ещё более страшный надсмотрщик пусть даже и умозрительный, - то есть "бог". Но нормальным людям, чтобы быть людьми, не нужны ни простые, супер-надзиратели, и им просто противно слушать подобные бредни. Распространяющие их личности либо дефектны, либо просто не доросли до человеческого уровня, и судят об остальном человечестве по себе. Единственное, что хотелось бы -чтобы они в этом случае и говорили бы именно за себя, - да ,мол, мы вот такие скоты, и поэтому нам нужен бог, - а не мазали бы всех своей грязью!...
Так что посочувствовать мог бы скорее атеист верующему, а не наоборот, - как утверждает это автор другого гневного письма, питерец Евгений Бич. Характерная фамилия, - при его клерикальных взглядах стоило бы приставить ней сзади, через чёрточку, псевдоним: Бич-Божий. "Приказано верить" - нехорошая статья" - так начинает он свой опус в редакцию. Его лейтмотив: "Спокойствие только спокойствие!". В том, что церковь в России сейчас заполонила все, срослась с государственной властью, Бич не находит ничего страшаого. "Всё понемногу утрясётся" - заявляет он. "Главное -другое!" И что же, по мнению Бича, для нас главное, другое?! Да всё, оказывается, то же! -"Происходит, -пишет он - великий процесс возвращения веры в Россию! Значение его столь громадно, что все шероховатости предстают чем-то микроскопическим, о чём не стоит и говорить. М-да, мы это уже про ходили: "Лес рубят -щепки летят!"; "Дело построения коммунизма настолько велико и громадно, что судьба отдельных личностей не имеет в сравнении с ним никакого значения". "В целом при правильном курсе на построение социализма тов. Сталин допускал, отдельные перегибы...два-три перегиба...партия их осудила, так что опять-ура! Вперёд!". "И не стоит нагнетать эмоции!" (Это Бич). "Наш народ аж в 17-м году свой выбор сделал!" (Это "было"). "Никто никому не приказывает!" (Это Бич)., "Народ и партия едины!." (.Это-партия). "Но пищу разную едим мы!" (Это-народ) ."И России, - пишет Бич, - никогда не суждено погрузиться в православный фундаментализм!" Не суждено? Если мы, забыв уроки истории, будем так спокойны, как нам советуют различные бичи, если мы поддадимся, купимся, на их сладкоголосые, ублажающие трели и художественные посвисты с отливами и переливами ,то нам, боюсь, грозит и не то ещё! Даже айятолла Хомейни, захватив в своё время власть Иране, не сумел ввергнуть свою страну совсем уж в полное средневековье, но для наших православных ортодоксов тут "нет преград ни в море ни суше!". Они ,если окажутся у власти, точно. загонят бедную "клячу российской истории" никак не ближе, чем в семнадцатый век! 10 марта с.г. в Московском Энергетическом институте проходила конференция "Христианетво, Православие Нравственность", организованная не какими-нибудь черносотенцами Штильмрка, а вполне цивильным ,светским институтом, основателем которого был не покойный академик Моисеев. То, что там говорилось, перехлёстывает за рамки даже привычного обскурантизма а-ля Кураев. Вот выступает ведущий специалист Москвы по уголовному праву по фамилии, кажется, Кирокопов. От него слушатели узнают, что современное право и вся юриспруденция, оказывается, возникли вовсе не из римского права античности, как мы все привыкли думать, а из христианства! Более того, он утверждал, что юридическая и историческая науки отделились друг друга лишь ..“.в XIX веке, а до этого вместе были составной частью богословия!”. Вывод (цитирую дословно): "В XXI веке в христианской, тем более православной стране правовой либерализм должен быть ограничен...Для юристов обходима религиозная и богословская подготовка, - для этого необходимо ввести на всех юрфаках курсы богословия!". Не иначе, на них будут готовить кадры для будущих инквизиторских трибуналов. Это вполне реально, поскольку выступавшая после него представительница института МВД заявила, что по мнению, лучшим сводом законов для нынешней России явилось бы...что бы вы думали? !- "Соборное уложение" 1649- года, каравшее смертной казнью за любе оскорбление церкви, религии и власти! Выступали там ещё представители Военного университета, тоже интенсивно "окармливающегося" православием. Одна монахиня, Ольга Гоптева, "открыла" залу, что-де не только юриспруденцию, но ещё и экологию изобрели христиане, а медицина, литература и прочие науки вышли прямиком из стен монастырей! И весь практически зал, сотни людей не просто слушали весь этот вздор, не забрасывая диких обскурантов пивными банками и огрызками, но и усердно аплодировал каждому такому выступлению!...
И потому верхом цинизма и лицемерия представляется последнее из пришедших в "Известия " писем против статьи Кичина. Его автор столь твердо от отстаивает честь православия, что даже. побоялся указать собственное имя. Перекликаясь во многом с Бичом, этот анонимный боец за РПЦ обвиняет я журналиста газеты в передёргиваньи фактов. Дескать, никто не приказывает никому верить, обращение в православие людей - дело сугубо свободное и добровольное, а телетрансляции богослужений в участием главы государства и прочих чиновников - это не властный императив, не-директива населению "верить", как представляет себе по традиции-де “тёмный, неперестроившийся” Кичин, а приобщение верующих телезрителей к торжествам их конфессии. "Кем и когда это У нас было ПРИКАЗАНО ВЕРИТЬ?!" - с пафосом вопрошает анонимный обличитель. -"Что-то не помню .такого приказа! "Итак,вопрос: "Был ли мальчик':' Может мальчика-то и не было?! "Может, злобный дядя Кичин, с отчаянья от краха своей атеистической идеологии, вместо того, чтоб повеситься с горя на радость православному люду, или запить горькую, что тоже было бы понятно, просто извратил положение дел, злопыхательски представив мирное, свободное обращение "просветившегося" христианскими истинами народа России в православие как насильственное, произошедшее из-под палки, по приказу?! Или просто играл понятиями для более хлёсткого заголовка, для красного журналистского словца?!
Нет, дорогой православный Никто, по прозванию Никак, это вы сами всё; извращаете, бессовестно выдавая желаемое, существующее лишь в идеале за действителъное! О каком "добровольном" приобщении к православию может идти речь:
Когда "воцерковлённые" верующие крестят своих только что появившихся на, свет детишек и затем сызмальства воспитывают их в религиозном духе? Речь тут может идти лишь о безжалостном зомбировании подрастающего поколения, которое ещё не способно ориентироваться в различных мировоззрениях и что-то там "свободно выбирать"! Что касается утверждения о "мирном сосущестовании" православия с иными концессиями, о том, что РПЦ всегда была веротерпима, -да не смешите вы, как говорят в Одессе, мои тапочки! Та же глупость, между прочим, есть в упоминавшемся уже отзыве Савельева.:"Если уж говорить о межконфессиональном мире, то таковой, существовал в дореволюционной православной России". "Межконфессиональном мир" в царской России царил такой, что нам и не снилось! Это был такой "мир", когда после Польского восстания 1865 года, скажем, власти отнимали у польских дворян детей чтобы воспитать их в духе "самодержавности, народности и православия", это когда существовала для "неперекрестившихся" евреев своеобразная резервация -"черта оседлости", -это когда царские-жандармы опять же отбирали у русских духоборов и молокан их ребятишек, что бы сделать "правоверными в специальных приютах, а ведь это было ещё в начале XX века! На столе у Кичина лежат присланные из Татарстана фотографии православной церкви построенной в 1732-34 гг. в городе Булгары из плит надгробий варварски рушенного "добрыми пастырями" РПЦ местного мусульманского кладбища. Вот памятник "православному миротворчеству”! И это лишь первые, попавшиеся, навскидку, примеры! .“..Что же касается участия в богослужениях наших нынешних политиков, президентов, мэров, губернаторов, - то никто не оспаривает их права исповедовать православную веру, но делать это они не должны публично принародно расписываясь в своей приверженности РПЦ...Поскольку они избраны в светском государстве, и должны, по идее, защищать и выражать нужды права всех граждан, не зависимо от конфессий. А когда верующий неправославного толка или атеист лицезреет по телевидению подобные сцены, то у не закрадывается сильнейшее сомнение, сможет ли лидер, публично крестящийся перед камерами, беспристрастно защищать его интересы и не пойти на поводу у церкви, связь с которой он так рьяно афиширует, становясь тем самым от неё и политически зависимым... Так был ли всё же приказ: "верить"?! Мы можем совершенно точно, документально ментально ответить оппоненту Кичина, что такой приказ действительно был и даже не один. Итак, кем же и когда было приказано верить?!
А было приказано Министерством обороны РФ, заключившим в 1994 году договор о сотрудничестве с Русской Православной церковью. Проводящаяся по этому акту клерикализация в армии- введение института полковых капелланов, постоянные религиозные церемонии в войсках и т.д. - прямо нарушают “Закон о статусе и правах военнослужащего”.
Было приказано министром внутренних дел Анатолием Куликовым в 1996 г., заключившим соглашение от имени своего ведомства с патриархом Алексием, по нему, в частности, был построен возле здания МВД в Москве очередной храм, "который мог бы послужить делу воспитания личного состава органов внутренних дел и внутренних войск", поскольку "Возвращение российских граждан к исконным духовным ценностям нашло понимание и поддержку в органах внутренних дел".
Было приказано руководством Федеральной Погранслужбы и ФАПСИ, заключившими в те же годы аналогичные договора с Патриархией.
Кто станет отрицать, что все перечисленные силовые ведомства живут и функционируют строго в соответствии с приказами, а вовсе не на принципах дискуссионного, пресс-клуба?! Но помимо начальников в погонах можно привести примеры приказов и невоенных чиновников, которые от первых не отстают, наоборот, даже опережают в деле насаждения веры.
Это и наше образовательное ведомство, министр которого Филиппов весьма "неровно дышит" к церкви и православию. Им тоже казано верить: в перспективе введение образовательного стандарта по курс "богословие" в российских школах и ВУЗах, разработанного в недрах Российского Государственного Гуманитарного Университета, которым заведует ещё один ревнитель православия, бывший когда-то одним из трубадуров перестройки Юрий Афанасьев. А пока что внедрение в российской школе обязательного "закона божьего" обкатывается в провинции, где местные власти тоже приказывают учащимся верить. Вот статья из газеты "МК-Черноземье" от начала апреля. Оказывается, в школах Белгородском области уже в этом году преподают старшеклассникам предмет "Основы православия", за который ставятся оценки в аттестат! Кем приказано?! Белгородской областной администрацией, которая сама не поленилась даже разработать совместно с епархией и местным управлением народного образования методическое пособие для данного курса! Благословили эту затею, конечно же, патриарх и руководство Министерства образования в Москве. Преподающий "Основы..." священник Преображенского собора Белгорода отец Олег в интервью корреспонденту "МК" сказал: "дисциплина эта во многом соответствует семинарскому курсу: "Основное богословие". Изучаются основополагающие истины - происхождение мира и вселенной, православная антропология, православное учение о происхождении добра и зла, учение о спасении", -то есть весь тот. бред, который в наибольшей степени противоречит принципам современной науки и образования! Дальше о. Олег повествует о трудностях на его благочестивом поприще: "В школе весь настрой зачастую портит ироничность учащихся. Вообще ирония-это секретное оружие дьявола...". Вы всё поняли, юмористы и сатирики, задорновы и трушкины всех мастей?! Лучше, сами уже сейчас бегите на инквизиторский костёр, не дожидаясь, пока за вами пожалуют угрюмые фанатики в рясах! "С иронией боремся как можем”, - продолжает, отец Олег. “Главное - избегать кощунства и святотатства!" Могу посоветовать о. Олегу применять розги - очень, говорят, в борьбе с иронией, способствует! Дальше -больше! "Религия, - продолжает поп, - в наши дни - это прежде всего территория, где льётся кровь”. Умри отец Олег, точнее и не скажешь! “До революции было проще. Батюшкам, преподававшим тогда в школах, не приходилось доказывать ученикам, что Господь -не выдумка и не миф. Мы же сейчас не просто преподаём "Основы". Параллельно приходится заниматься ещё и апологетикой Творца, зачем-то полемизировать с тем же Дарвином!”... Под личиной научных концепций...в наших школах преподносят всё то же самое ..что и 15 лет тому назад. "Человек произошёл от обезьяны", -говорит теория эволюции. "Вселенная образовалась самопроизвольно", - учат физика и астрономия. "Развитие рода людского не имеет ни смысла, ни цели, подвержено воле случая, а не Творца" - заявляет история. Так говорит отец Олег, так говорит и вся Православная церковь, объявляя себя заклятыми врага всей науки, культуры и прочих достижений цивилизации. Ну, а кто выступ союзниками мракобесов в их борьбе? "Власти, - говорит о. Олег, - как высшие, так и региональные, пришли к пониманию необходимости духовного окормления молодёжи, хотя бы и мелкими порциями" Но всё-равно отец Олег продолжает сетовать на нелёгкость своего безумного дела: "Я бы определил сегодня деятельность православных, священников в школе таким выражением: "С шапкой против танка! "-"Странное выражение. Обычно говорили всегда: "С шашкой против танка'". Никакие шапки, тюбитейки, телогрейки тут, кажется, ни при чём. Шапки воистину горят на распалённых воинствующим невежеством попах, когда те идут в “их последний и решительный” бой, - но не против каких-то мифических “танков”, а против разума и просвещения, против всего хода Истории.

"Научный Атеизм" 2000