30 МАРТА.Le Nouvel Observateur.
Убийцы бога
Лонер Лемир


Журнал публикует интервью с Андре Глуксманом. Автор книги "Духовные наставники" не сомневается: Бог умер в третий раз в ХХ веке, после Вердена, Аушвица, Кигали и Грозного. Проведя глубокий анализ, философ приступает к расследованию.
- Вы говорите, что Бог умер в третий раз. Чем объясняется интерес к умершему Богу?
- Потому что вопрос о Боге, как жить с Богом, или как жить без него, остается ключевым и для всей планеты и для философии. Во имя Бога совершаются убийства (талибы). Во имя Бога приговаривают к смерти (Салман Рушди). Во имя Господа Бога (Путин и русские митрополиты) освящаются танки и ракеты. Но и закрывают глаза тоже во имя Бога: слишком часто в любых религиях к экстремистам-интегралистам относятся почти с вселенским благодушием. Верить или не верить, вопрос о Верховном Существе остается основополагающим вопросом предназначения человека.
- Вы говорите, Бог умер первый раз на кресте две тысячи лет назад, а второй раз - под ударами атеизма в ХIХ веке. Когда это произошло в третий раз?
- В ХХ веке, а точнее, во второй его половине. В XIX веке не ощущалось такой пустоты. Антиклерикалы и агностики очень быстро превратили утраченного Бога в нечто, гарантирующее связь с обществом: были созданы культы народа, расы, класса, человечества, сверхъестественного. Эта замена привела к катастрофическим последствия в ХХ веке. Бог умер в третий раз между Верденом и Сталинградом, Аушвицем, Кигали и Грозным.
- Кем или чем заменили Бога?
- Ничем.
- Это вас не удивляет?
- Это факт. В прошлом году в "Ньюсуике" была опубликована статья под заголовком "Бог умер в Европе". Я не пессимист. Европеец вспоминает о Кассандре или о Tiresias, он пытается предусмотреть худшее, чтобы его избежать.
- О худшем Папа упоминал в своем послании "Fides et Ratio"...
- Это фундаментальный труд, к которому относятся с глубоким пренебрежением. Папа признал устаревшим громкий спор о Разуме и Вере, существовавший между клерикалами и антиклерикалами в течение трех веков! Бог был убит не великими деятелями эпохи Просвещения. Разум и вера пришли в упадок одновременно. Папа предложил поставить точку в дебатах о второй смерти (теоретической) Бога, как утверждали Маркс, Ницше, Мишле... Остается третья.
- Несколько неожиданно слышать от папы о смерти Бога... Вас не раздражает критика в его адрес?
- Папу также сложно защищать, как и критиковать. Иоанн-Павел П признает, что связывал слишком большие надежды с падением Берлинской стены. Он полагал, что вера придет на смену идеологии и заблуждался. Маркс умер и Бога тоже больше нет, о чем его знаменитое изречение: "Европа живет так, как будто Бога не существовало".
Многие решили, что это может привести к пропасти. Это на самом деле неслыханно! Европейцы спокойно обходятся без духовных ценностей, без которых не могла просуществовать ни одна цивилизация. Между тем, Европа существует в условиях демократии и процветания.
-Да, все хорошо, тогда почему в своей книге вы выражаете беспокойство по этому поводу?
- Я не беспокоюсь: я провожу исследование. Как мы могли смириться с этой третьей смертью божественного и общего блага? Припомните 1947 год: позади нас - Гитлер, в стороне от нас - Сталин и железный занавес; перед нами - колониальные империи, которые должны быть ликвидированы. Возникает борьба на три фронта: антифашистская, антитоталитарная, антиколониальная. Европейцы не приносят себя в жертву одному Богу: они сражаются с общими угрозами. В современной Европе сложилось общество, где нет Бога, но она живет по закону, предусматривающему отказ от зла.
- Но кто же убил Бога?
- Никто. Виной тому события, произошедшие в этот период. Нет тела Бога, есть лишь трупы людей. Именно смерть людей привела к гибели Бога. Церкви терпели поражение в период с 14 по 18 гг., а затем в период 40-45 гг. Вчера - Руанда и Косово. Сегодня - Чечня. Слишком много смертей. Применение традиционных чрезвычайных мер уже не приводит к желаемому результату. "Бог умер в Европе". Эта новость была встречена спокойно. Трагедии на земле затмевают трагедии на небесах. Демократии должны извлечь урок из упадка религий. Если XXI век будет таким же "религиозным", то он плохо закончится.


"Научный Атеизм" 2000