4. Календарь Римской империи

Когда римляне вышли за пределы города и положили начало созданию мировой Римской империи, они были отсталыми в культурном отношении людьми. Календарный год в них сначала состоял из 10 месяцев по 36 дней. Новый год они у них начинался с весеннего равноденствия и первый месяц года они назвали Мартом, в честь бога войны Марса (Martus, Marzus); второй Апрелем;Латинское слово 'Aprelius' означало 'Раскрытие', 'Начало прорастания'. третий - Маем в честь Майи; четвертый - Июнем в а честь богини Юноны; а остальные месяцы - числами за их порядком: Пятый (Quntilius), Шестой (Sextilius), Седьмой (Septembrius), Восьмой (Octembrius), Девятый (Novevmbrius) и Десятый (Decembrius). От римлян эти названия месяцев вошли во все современные германо-латинские языки, в том числе и в русский. Отсчёт годов они начали от основания Рима, что, по их мнению, произошло в 754 году до нашей эры. Между концом предыдущего и началом следующего года были некалендарные дни, которые отводились для празднованияОт римлян к христианизованым народам перешел обычай праздновать несколько дней в конце уходящего и в начале наступающего года. К этим дням христианская  церковь впоследствии привязала праздники от  рождения (25 декабря) до крещения  (6 января) Иисуса Христа. Этот период празднования верующими православной  и католической церквей сейчас называется днями 'Зимних святок'. и расчетов должников с кредиторами. Начало и конец государственного года официально объявляли жрецы Рима. Очень скоро это “объявление” стало доходным делом, поскольку могло по воле чиновников-жрецов ускорить или продлить срок расчета с долгами. Чтобы избежать этих злоупотреблений, преемник Ромула царь Нума Помпилий (715-673) сделал римские календарные месяцы 30-дневными, а между Декабрем (Децембриусом) и Мартом (Мартусом) ввёл дополнительные по 30 дней два месяце - Февраль (Februarius)Латинское слово 'Februarus' означало 'Окончательный (полный) расчет', 'Расплата', 'Искупление'. и Январь (Januariuus) Месяц назван на честь двуликого бога Януария, который выходил со своего храма во время похода римских воинов, садился на вратах (на пороге) Рима и внимательно смотрел одновременно в две стороны, оберегая город от внезапных нападений и следя за поведением самих римлян и, особенно, римлянок. После окончания военной компании, или заключения мира, бог Януарий возвращался в свой храм и дверь храма закрывались. 77-летний император Август приказал записать на бронзовой пластине, что от создания Рима и до начало его руководства Римской империей 'храм  бога Януса закрывался только дважды, а при моём правлении  - трижды'!  Обычай открывать двери храма Януария во время войны и закрывать их в время мира сохранялся в Римедо 410 года, - до того времени, пока  Рим не захватили и не ограбили варвары во главе с королем вестготов Аллларихом.. Таким образом, календарный год приобрел 12 месяцев по 30 дней, а лишних 5-6 дней оставалось римлянам для зимних праздников. Расчёты должников и кредиторов должны были производиться в феврале месяце, сразу после декабря.

В 46 году до нашей эры учёный грек Созиген убедил Гай Юлия Цезаря, что занимал на тотчас же должность “Вечного диктатора” (Dictator in perpetuum), осуществить реформу календаря, приведя его в соответствие с солнечным годом. Созигенов календарь, не считаясь с фазами Луны, имел 365 дней году, что только около 6 часов меньше настоящего солнечного года. А Созиген для наверстывания упущенного времени преложил в каждый четвёртый (4х6=24) год вставлять дополнительный один день. “Вечный диктатор” прислушался к советам умного грека и решительно перетряс традиционный для Рима календарь. Он переставил январь и февраль на те места, которые они занимают и сейчас. Исходя из государственных соображений, Цезарь объявил, что Рим было основано 1 января и с 1 марта на 1 января празднования Нового года. Согласно временам года он разделил год на 4 кварталы, в каждом с которых было 91-92 дня. Для дополнения года 365 днями Цезарь добавил в каждый из непарных месяцев (3, 5, 7, 9 и 11) один день, и в них стало считаться 31 день. А каждого четвертого года добавлялся один дополнительный день. Этот дополнительный день вставлялся после 6 февраля и назывался дважды шестой (bis-sextus),От латинского слова 'Биccектус' происходит наше название года - 'Високосный'. откуда четвёртый год и получил название Високосного. На завершение Гай Юлий Цезарь пятый месяц, Квинтилий, - месяц своего рождения - переименовал на в Юлий. Календарь введено в действие 1 января 709 года от основания Рима; по нашему летоисчислению - 1 января 45 года до нашей эры.

После смерти Гай Юлия Цезаря объявления Нового года осталось в руках официальных жрецов. Последние не вчитались в календарный декрет Цезаря и стали объявлять високосными не каждый четвертый, а каждый третий год. Таким образом за 36 лет календарь ушёл вперёд на 4 дня. В 9 году наше эры, чтобы исправить положение, император Август приказал 12 лет не назначать високосных. По случаю Его Императорское Величество согласился, чтобы шестой месяц календаря, Секстилий, отныне назывался в его часть Августом. А чтобы Август ничьим не был меньший самого Июля (месяца Юлия Цезаря), то от Февраля (Февралия) забрали сначала один день для августа (Августа), а потом еще один - для Января, месяца римского городского Бога Януария. Таким образом февраль остался с 28 днями и в високосный год ему добавляли то же дважды шестое число.Только значительно позднее, в 1582 году, папа ГригорийXIII своим декретом ликвидировал 'Bis-Sextus', заменив его 29 числом, что добавлялось до месяца  февраля в високосный год. За календарем закрепилось название Юлианского и под этим именем в Римской империи и во всех христианизованных странах он действовал до конца 16 столетия. В царской России - до 1918, а в Греции - до 1923 года. Православные церкви России, Грузии, Иерусалиму, Сербии, Украины пользуются юлианским календарем до настоящего времени. Правда, в отличие от декрета Гай Юлия Цезаря православная церковь отмечает Новый год не 1-го января, а 1-го сентября, по её позаимствованному у Византии летоисчислению сейчас завершается 7.5507 год рек от Создания мира.

Календарь Гай Юлия Цезаря не знал семидневной недели. В нём середина, 14-15 числа, каждого месяца назывались Идами. Дни первой половины месяца назывались числом дней в Ид. Например: третий день до мартовских Ид, или одиннадцатый день до октябрьских Ид. Первое число месяца называлось Календою.Название этого дня по своему филологическому содержанию связано со словом 'Календарь'. После Ид дни месяца назывались числом дней до очередной Календы.Такой счет и название дней был непривычный для всего греко-римского мира. Отсюда касательно тех событий, которые наступят через долгое время или никогда, говорили, что его надо ожидать 'Ad greakas calendas' - до греческих Календ. В греческом календаре не было Календ. Так, Гай Юлия Цезаря было убито в 708 году в день мартовских Иды, то есть, - 14 марта 44 года до нашей эры. Особыми празднествами отмечались 9-ые числа каждого месяца - Ноны.

Иды, Календы и Ноны были у римлян днями отдыха и празднования. Из конца 1-го столетия в Римской империи внедряется календарная 7-дневная неделя с названиями дней в честь небесных светил. В 274 году император Аврелиан (270-275) объявляет День бога Солнца (Воскресенье) единым и общим для всей империи праздничным днем. Иды, Ноны и Календы было изъято из юлианского календаря.


В оглавление