Александр Маркович Белаш


Бич неверия

    По карнегианским правилам приличия мне вообще писать нельзя, поскольку ниже речь пойдет о Вере. Мастера бесконфликтного общения советуют не касаться интима, политики и религии - а то вдруг разговор коснется Веры, основы основ всякой любви, политической пропаганды и церкви.
    Вера есть убежденность без доказательств, и гнездится она не в рациональной, а в эмоциональной сфере, где-то неподалеку от секса.
    Именно поэтому бесплодны все диспуты и прения на тему "есть ли бог?" (убедительно прошу напечатать слово "бог" с маленькой буквы - я не страдаю мелким подхалимажем в расчете на загробное блаженство). С тем же успехом можно доказывать страстно влюбленному субъекту, что нет любви. Если же кто-то заявляет, что дошел до бога своим умом - это лишь указывает на локализацию чувства Веры в голове, а не где-нибудь еще; интеллект здесь ни при чем, он в уверовании не участвовал.
    Ныне совершенно забыты труды психиатров рубежа веков о сродстве Веры с инстинктом продолжения рода; не рассматриваются ни под каким углом, кроме демонологического, эпидемии страстной любви монашек к Христу, а монахов - к Деве Марии. А между тем не надо быть семи пядей во лбу, чтобы расшифровать триаду "вера-надежда-любовь" как - 1) я страстно верю своему лидеру (небесному заступнику, фюреру и т.п.), 2) я так же страстно рассчитываю на его помощь и поддержку, 3) я его обожаю до последней крайности. Разочаровыание в этом случае есть ни что иное, как внезапный конец чувства; тут же завеса спадает с глаз и кумир предстает во всем своем безобразии:"Я его любила, а он бросил меня с ребенком..", "Я поверил Гитлеру, а он..", "Я верил в бога.." Если присмотреться, разочарование наступает при резком злоупотреблении доверием со стороны лидера с одновременным злостным нарушением обязательств (не построил семью, не создал общественного блага, не спас от мора и разорения); происходит что-то вроде кризиса доверия.
    Поэтому истинная свободная духовная Вера возможна только в сытых, довольных, стабильных странах, где власть лидера и бога не подвергается ежедневным испытаниям на прочность. В смутных, мятежных, неустойчивых краях видимость истинной Веры можно создать только кнутом и инквизицией, но это уже не Вера, а лицемерие. Стоит ослабить нажим - и бог, как верховный господин, быстро падает с трона, и всеохватным потопом разливается безбрежное море первобытного суеверия, перемежающееся таким же первобытным безбожием со вполне понятным уклоном в сатанизм. Раз "Сатана тут правит бал, люди гибнут за металл", так кому же молиться, как не ему. И несмотря на все газетные призывы уверовать в Радостную Весть в этом хаосе и царстве тьмы, каковым является наша земная юдоль, мы упорно будем верить в "энергетических вампиров", "черные зоны" и НЛО (это тоже Вера) до тех пор, пока реформы идут, а вот когда они дойдут и присядут отдохнуть лет на 20-30, мы сами безо всяких понуканий уверуем и в них, и в Радостную Весть.
    Но профессионалы на ставке бога, коими являются жрецы - сиречь священнослужители - не могут вот так сразу смириться с утратой былых позиций и поступлений в кассу. И никогда не могли. При постройке религиозных систем - зАмков для заточения чувств и мыслей - на первое место выдвигалось не спасение истинно верующих ("Режьте всех, Бог отберет своих"), а забота об обороне кармана, наполненность которого прямо зависела от числа пасомых. Суеверы в этом случае приравнивались к атеистам и сжигались за компанию на одном костре.
    Каково же основное требование пастырей к пастве? Поищем ответ в книгах.
    Вот Авеста - один из древнейших памятников конфессиональной литературы, Книга Книг первой религии откровения. Раскроем книгу "Вендидад" на первой главе: "Пятая страна - Нисайа, что между Моуру и Бахди.. бич страны - греховное неверие.. Двенадцатая страна - Рага, охватывающая три области.. бич страны - ЗЛОСТНОЕ БЕЗГРАНИЧНОЕ НЕВЕРИЕ" (выделено мной - Н.В.).
    Неверие в оные страны наколдовал, конечно, злокозненный Ангра Манью, прообраз Сатаны, чтобы насолить Ахура Мазде - истинному богу.
    Заглянем в Библию. Вот - книга Бытие (15, 6): "Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность".
    Значит, тот, кто верит на слово - праведник, а неверие - бич, наравне с зимой, злыми пери, извращениями и болезнями.
    Положим, это глубокая древность, детство человечества. А что сейчас? как изменились наши взгляды? Владимир Набоков в послесловии к американскому изданию "Лолиты" 1958-го года среди трех неприемлемых для американского издателя тем называет судьбу "абсолютного атеиста, который, после счастливой и полезной жизни, умирает во сне в возрасте ста шести лет".
    Набоков слукавил, шулерски подбросив в тройку запретных тем влечение к малолетним - хотел задним числом оправдаться за свою рафинированную порнографию - но насчет черно-белого брака, преисполненного безоблачного счастья, и судьбы атеиста он попал в "десятку".
    Неверие - и поныне страшная крамола. Обратить иноверца - еще куда ни шло; бывает, что люди меняют свои любовные пристрастия - но что могут сделать проповедники с окаянным скептиком, не верящим ни в чох, ни в сон, ни в вороний грай? Раньше было легче - веке в шестнадцатом, когда атеизм был наказуем вплоть до сожжения, когда грамотные составляли один процент от населения, а жен-мужеубийц зарывали живьем. Времена меняются, инквизиционные трибуналы больше костров не разводят - однако борьба с неверием продолжается в более мягкой и подлой форме.
    Например, наш граф-землепашец с высоты авторитета заявляет, что свежеиспеченный безбожник тотчас бросится резать ближних и пожирать младенцев - дескать, если бога нет - все позволено.
    Затем преисполненный благости вероучитель кришнаитов Шрила Прабхупада предлагает свою версию:"Человек, который не знает Бога или не пытается постичь Его - просто животное", "Они не желают признать главенство Бога. Они демоничны", а на закуску в глоссарии поясняется "Асуры - демоны-атеисты".
    Пожалуйста - столп духовности XX века спокойно именует всех некришнаитов животными, а атеистов - демонами.
    Казалось бы - отчего духовным учителям попросту не плюнуть на атеистов? Ответ прост; он в откровениях того же Шрилы Прабхупады:"Представитель Бога - это гуру. Он просит вас делать что-то, и если вы исполняете это, он доволен".
    На практике сектантства это означает - неофит обретает Веру, отдает в секту все имущество вплоть до исподнего белья, а сам в хламиде топает по улице, бия ложкой по тарелке и в состоянии любовного экстаза скандируя "Харе Кришна". А в это время гуру-нестяжатель вкладывает благоприобретенные ценности в недвижимость и издание ярких агиток для привлечения новых олухов. Все религиозные системы используют "принцип пирамиды". "Сайентология" обстригла всю Америку и Европу задолго до того, как МММ - Россию.
    Неверие для гуру - хуже чумы. Мало того, что атеистов нельзя обобрать и заставить петь мантры - они наглядно показывают, что можно жить, не веря в бога, и быть свободным и счастливым.
    Свободомыслящие люди смертельно опасны для любого предприятия, имеющего целью подчинять и эксплуатировать. Политиков-популистов коробит от ехидства вольнодумцев. Тираны лютуют, едва почуяв скептический взгляд, бритвой скользнувший над морем склоненных голов. Самцов бесит, если женщина заявляет о каких-то правах свыше прав быть поятой, рожать, кухарничать и мыть полы.
    Гнев и ужас сотрясают основы цивилизации, когда кто-то позволит себе даже усомниться в истинности незыблемых постулатов - "Бог есть", "До гроба слушайся родителей", "Кто умный - тот шизик", "Курица не птица, женщина не человек", "Раньше думай о Родине, а потом о себе".
    Идеал всех гуру, всех правителей, всех захребетников и кровососов - верующий человек, верующий без сомнений. Неверие - бич, разрушающий всякую систему подавления, от государственной машины до интимного союза неопытной девицы с хищным сладкоречивым молодчиком.
    Ну а если вспомнить, что Вера есть продукт эмоций, а не рассудка, то легко представить себе идеальное общество, состоящее из необремененных интеллектом правоверных граждан, исправно платящих десятину (а то и пятину) в храм и ежеминутно готовых с пением псалмов (или государственного гимна) кинуться хоть в пропасть по просьбе обожаемых гуру и богоданных начальников.
    К счастью, этому идеалу вполне воплотиться не дано - пока существует неверие, именуемое также здравым смыслом.
    И этот бич - в моей руке.


"Научный Атеизм" '99