Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (323)


Алексей Тимошенко
Эпидемия веры


Мировые религии могли возникнуть в том числе и как ответ человеческого общества на эпидемии. Такую гипотезу продвигает биолог Дэвид Хьюджс из университета Пенсильвании.

Сразу отметим, что  американский специалист, о работе которого рассказывается в недавнем сообщении журнала Science, - не единственный биолог, проявляющий интерес к религии. Несмотря на то что среди биологов высока доля атеистов или, как минимум, агностиков, сам феномен веры человека в вездесущую и всемогущую сущность привлекает внимание исследователей в силу своего влияния на судьбу человеческой цивилизации. Религия являет собой специфически человеческое явление, и у нее, вне зависимости от истинности конкретных священных текстов, должен быть какой-то смысл. Поняв, почему люди верят в богов, можно лучше разобраться в эволюции нашей психики и нашего мозга, а заодно и в ходе эволюции сложных социальных сообществ.

Хьюджс на 13-м конгрессе Европейского общества эволюционной биологии представил доклад, в котором говорилось о небезынтересном факте - возникновение мировых религий примерно совпадает по времени с появлением крупных городов, ставших рассадниками эпидемий. Объединив усилия с демографом и специалистом по истории религий, ученый, который до этого специализировался на феномене паразитизма у насекомых, показал конкретные примеры: например, появление христианства пришлось на эпоху массовых вспышек оспы, кори и полиомиелита. Религия, которая предписывала заботу о больных, могла помочь населению если не справиться с распространением инфекции, то существенно смягчить последствия эпидемий, что в свою очередь способствовало дальнейшему распространению христианства среди тех, кому оказали помощь его адепты.

 

Цитата:

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

(Евангелие от Матфея, 4, 23-24)

 

Другие религии, например иудаизм или ислам, не предполагают столь экстремального альтруизма, как добровольная помощь больным, но и не предписывают изгонять их за пределы поселений, обрекая на гибель. Поведение, которое в отношении больных проповедует религия, оказывается милосерднее стратегии, которая следует из буквально понятой концепции естественного отбора: помогать только близким родственникам и всеми силами минимизировать контакт с зараженными чужаками. Появление крупных поселений, где соседские связи стали сопоставимы по значению с родственными, привело к тому, что «семейный» альтруизм в целом оказался менее выгоден, чем общественная поддержка, а религия оказалась очень удобным способом распространения новой стратегии. 

Отметим, что группа Хьюджса не ограничилась историческими зарисовками - они нашли способ проверить свои соображения на практике! Нет, естественно, никого не заражали даже в рамках ролевой игры - вместо этого исследователи собрали статистику по Малави, государству в южной части африканского материка. Малави является страной, где каждый 14-й житель заражен ВИЧ-инфекцией и где в силу экономических причин охват противовирусными препаратами более чем неудовлетворителен. Демограф Дженни Тринитаполи участвовала в проекте Malawi Religion Project, в рамках которого опросили 3000 человек в 1000 разных населенных пунктов по всей стране, и эти данные показали, что значительная часть респондентов (около 400 человек!) перешла к пятидесятникам или к иным протестантским конфессиям. Если учесть, что именно христиане в Малави составляют меньшинство, но меньшинство на порядок чаще проявляющее заботу о ВИЧ-инфицированных, теория Хьюджса приобретает дополнительную убедительность.

Вопросы и ответы:

- Так что, в итоге религия стала просто удобным способом уменьшить урон от эпидемий?

- Нет. Религия оказалась таким способом, но это не означает того, что она возникла именно из-за эпидемий. Пример из совершенно иной области - интернет создавали вовсе не для блогов и новостных сайтов, однако он стал популярен в том числе благодаря сайтам вроде Facebook и трансляции новостей из бумажных изданий. Крах СССР был обусловлен в том числе национальными конфликтами в регионах, однако это не единственная причина, равно как и дефицит продовольственных товаров. Любое социальное явление имеет множество причин, выделить которые и требуется ученым.

- Бог существует? Или все в итоге сводится к нейрохимии и эволюционной биологии?

- Наука не располагает доказательствами существования бога (вне зависимости от того, о какой именно религии идет речь; потому с маленькой буквы), однако в данном случае это не столь уж и важно. Вряд ли верующие христиане станут отрицать то, что милосердие по отношению к больным есть добродетель, которая найдет понимание и среди атеистов! Пожалуй, это редкий пример новости, которая может удовлетворить и священников, и воинствующих безбожников, ведь сам автор гипотезы говорит про то, что существование сверхсилы в данном случае не важно, важно лишь то, верят ли люди в сверхъестественную сущность.

- Атеистический взгляд на мораль (озвученный, например, у Ричарда Докинза в «Боге как иллюзии») гласит, что альтруизм по отношению к слабым возникает и без религии. Как быть с этим?

- В наши дни есть и нерелигиозная благотворительность, а во времена античности, вероятно, проще было измениться религии, чем возникнуть светскому институту взаимопомощи. 

- А как быть с тем, что возникшая в христианской Европе антисанитария способствовала эпидемиям чумы? Или с тем, что церковь запрещала вскрытия, без которых невозможно появление научной медицины?

- Этот период учеными не рассматривается в силу того, что Европа к этому моменту была практически полностью христианским регионом. И то, что какие-то аспекты религии стали оказывать негативное влияние на общество, уже не играло большой роли - никакой альтернативы в Средневековье для европейцев попросту не существовало. Кроме того, еще раз подчеркнем - учеными описан фактор, способствовавший распространению христианства, а не фактор, который целиком и полностью объясняет его превращение в мировую религию!

http://mn.ru/society/20110824/304321929.html

Оставить отзыв. (323)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa