Люди попавшие под власть суеверия, способны только переходить от одного заблуждения к другому.
Кондильяк Э.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (21)


Борис Фаликов
Виновные по определению


Борьбу с религиозным экстремизмом подменяет в России борьба с сектами.

Отечественные сектоборцы начали очередную кампанию по искоренению завзятых врагов духовного здоровья нации. Сценарии таких кампаний хорошо отработаны. Слушания в Московской и Государственной думах, сенсационные разоблачения в прессе, смелые инициативы на местах. В этом году радость борьбы за правое дело была несколько омрачена Страсбургским судом, вставшим на защиту не только благотворительной организации «Армия спасения», но и диковинных «Свидетелей Иеговы», и сайентологов. Борцов это не остановило.

Секты у нас обвиняют во всех смертных грехах. Они разрушают традиционные моральные ценности, которые с таким трудом пестуют нормальные религии. Они калечат психику несчастным людям, толкая их на самые разные преступления. Они дурачат население, обещая золотые горы, а взамен отнимают последнее. Они лелеют коварные планы по уничтожению существующего строя, и нити этого страшного заговора, конечно же, тянутся за границу. По ним, как по подземным туннелям, крадется к нам «оранжевая» зараза. Короче, они несут на себе все самые страшные отметины религиозного экстремизма – этой чумы XXI века. Действительно, иногда несут, но только ли они?

Религиозный экстремизм, ставший одной из основных проблем новейшей истории, совсем не ограничивается сектами.

Более того, очень часто не имеет к ним ни малейшего отношения. Это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона. Из опыта недавнего прошлого мы хорошо помним, что самая прекрасная идея, доведенная до абсурда, превращается в свою противоположность и становится опасной для окружающих. Религиозный экстремизм – страшный пример такой трансформации. И не только конкретные секты являются его питательной почвой, но и, как это ни парадоксально, традиционные религии.

Правда, древние традиции разработали механизмы самоконтроля, которые у новичков нередко отсутствуют. Но в условиях самозабвенного энтузиазма механизмы дают неизбежные сбои. И вот индусы выясняют отношения с мусульманами в Айодхье, доказывая тем с помощью оружия, что на месте мечети стоял древний храм Рамы. Мусульмане не менее безжалостно разбираются с иудеями по поводу Храмовой горы в Иерусалиме. Протестанты взрывают в США абортарии вместе со всем персоналом, поскольку главное для них – это святость жизни. Колумбийские католики, вдохновленные теологией освобождения, захватывают заложников. И наши черносотенцы предлагают свой вариант окончательного решения еврейского вопроса.

Экстремисты, как серфингисты, несутся на гребне религиозного подъема.

Обретение смысла жизни и следование высоким этическим идеалам подменяются у них слепой верой, глухой к доводам рассудка. Такая вера вовсе не облагораживает человека, напротив, легко превращает его в эффективный инструмент насилия.

На фоне захвата заложников и взрыва абортариев представителями традиционных конфессий те, кого у нас числят сектантами, нередко кажутся малыми детьми. «Свидетели Иеговы» не дают переливать кровь своим собратьям по вере, руководствуясь какими-то им одним понятными соображениями. Сайентологи за деньги рассказывают небылицы об устройстве космоса и человека. Кришнаиты не просто отказываются есть мясо, а доказывают нам, мясоедам, что мы демоны, подверженные низким страстям. Слышать такое, знамо дело, вредно для нашей психики. Некий Виссарион объявляет себя Христом и зовет в Сибирь спасаться. Люди продают квартиры и едут. А ведь нелегко будет вернуться в условиях чудовищного роста цен на жилье, если вдруг разочаруются в своем боге. Это, что и говорить, неприятно.

Но даже самый отчаянный и подкованный сектоборец сможет вспомнить лишь один случай посягательства на чужую жизнь, впрямую связанный с новыми религиями, за последние несколько десятилетий.

Это приснопамятная газовая атака в токийском метро, учиненная адептами полуслепого Секо Асахары. Иных случаев терроризма со стороны новых религий с тех пор в мире не было. А вот сколько за это время было изготовлено «живых бомб» во славу Аллаха, знает только сам Аллах.

Поэтому на Западе не делают различий между новыми и традиционными религиями, когда пресекают антизаконную деятельность верующих граждан. Случай Франции с ее антисектантским законом Абу-Пикара от 2001 года не типичен и оказался крайне неэффективным: за 6 лет по нему был осужден лишь один (!) человек. Для западных судов не важно, кто ты – католик, взрывающий протестантов в Ольстере, протестант, взрывающий абортарий, исламист, взрывающий всех без разбору, или сектант, распыляющий зарин в метро. Закон нарушил ты, тебе и отвечать. Ты взрослый человек, обладающий свободой воли и несущий ответственность за свои поступки. Подменять индивидуальную ответственность коллективной – слишком простой выход.

Мы же всегда готовы ринуться на поиски очередного врага и очередной панацеи. Вот покончим с сектами и заживем! А под шумок кто-то использует сектоборство как дымовую завесу, вместо того чтобы бороться с реальной бедой. Кому-то оно приносит отличные дивиденды.

Юридического понятия секты не существует, а значит, борцы с сектантами могут записать в их ряды кого угодно – протестантов, католиков, зороастрийцев, шаманов, велосипедистов, – случись в том нужда.

Но мало того. Бурная деятельность по искоренению сект постоянно ставит нас в один ряд с самыми одиозными нарушителями религиозных свобод. Эта деятельность не только не приносит никакой пользы (пользу может принести лишь борьба с экстремизмом в любых его формах – от сайентологической до православной), но и влечет прямые репутационные потери для страны. Борьба с экстремистами независимо от их вероисповедания будет поддержана во всем цивилизованном мире. Борьба с кришнаитами, злонамеренно отказывающимися есть мясо, будет квалифицирована лишь как очередное наступление на демократию. Нам это надо?

16 АПРЕЛЯ 2007   12:45

Газета.ру

Оставить отзыв. (21)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa