Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.
Дидро Дени

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (3)


Наталия Беришвили
Столичные атеисты митингуют, ходят в церковь и занимаются просвещением


Наталья Коныгина

Пока государство пытается защищать чувства верующих, неверующие объединяются в атеистические сообщества. «МН» поговорили с современными безбожниками и выяснили, зачем они это делают, чего добиваются и во что на самом деле верят. 
Фонд «Здравомыслие»

«Дело даже не в атеизме. Мы выступаем не против христианства, а за то, чтобы государство было светским».

Фонд «Здравомыслие» был создан в 2010 году. Он возник в результате обсуждения в блогах и соцсетях развешанных по Москве билбордов с цитатами из Библии вроде «Я - Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня». Несколько активистов решили объединиться и на свои деньги изготовить и развесить билборды с цитатами из 14 статьи конституции: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Изначально в «Здравомыслие» входило 12 человек, за последний год  количество людей увеличилось до 40 человек, среди них – несколько верующих. Среди присоединившихся много тех, кто недоволен введением в школах с сентября 2012 году новой дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) и возмущен делом «Pussy Riot». «Наш человек – это хипстер. Ему около 30 лет, может, немного больше. У него неплохая зарплата и современный взгляд на вещи», — так описывает участников фонда  его президент Артем Журавский. Журавскому 38 лет и он работает системным администратором.

— Во что вы верите?

— Я не верю ни в бога, ни в высшие силы. Нет судьбы кроме той, которую человек сам себе выбирает, и нет чудес кроме тех, которые делают люди. Я верю в это. И приятно самому иногда почувствовать себя дедом морозом. И если мне нужна помощь, то я обращусь к людям, а не к богу. Хотя не могу исключить возможности, что пойду в церковь, если там, например, хороший батюшка, который может помочь.

Автор фото: Александр Уткин

«Здравомыслие» выступает за «бытовой атеизм» — то есть за возможность «жить, не ставя во главу угла какую-то идеологию».

33-летняя Елена, секретарь «Здравомыслия» (фамилию она попросила не указывать), говорит, что «в первую очередь позиционирует cебя все-таки как трансгуманиста». «Трасгуманизм – это мировоззрение, имеющее научные основы, признающее необходимость и желательность совершенствования человека только с помощью достижений науки и технического прогресса, — объясняет она. — Скорее я атеист в том смысле, что я ничего не готова принимать на веру. Я предпочитаю все-таки знание». 
Елена рассказывает, что одно время находилась в поиске, изучала разные религии, «но настал момент, когда я поняла, что определенные правила, которые навязываются религией, мне просто не подходят. Более того, они не подходят для жизни, не позволяют развиваться. Если мне нужны ответы, я должна получать их с помощью науки и научного мировоззрения».

— А бог есть?

— Атеизм не рассуждает о том, существует бог или нет. Он допускает возможность, что существует все. Отрицания существования бога в атеизме никогда не предполагалось. Это один из вариантов трактовки, который близок именно мне.

— Во что вы верите?

— Наверное, в бесконечное развитие человечества. 

В конце ноября 2012 инициативная группа при поддержке «Здравомыслия» собирается провести в Москве международную конференцию, посвященную вопросам межконфессиональных отношений в светском государстве и «разбору коллизий, сложившихся на фоне событий 2012 года в России».

Атеистическое общество Москвы «АТОМ»

«Мы хотим создать антиклерикальную ассоциацию, объединить все атеистические общества. Пора уже заявлять о себе».

Общество «АТОМ» возникло в 2000 году. Первоначально, по словам его председателя, 48-летнего писателя Александра Никонова, это был клуб по интересам, вроде общества филателистов или другой «ерундистики». В «АТОМе» стабильно состояло порядка 70 человек, за последний год эта цифра выросла до 100. «К нам идут и старые и малые, портрет совершенно разнокалиберный, — говорит Никонов. — Но это люди с высшим образованием, потому что думающий человек обладает меньшей терпимостью к навязыванию религии».  

— Наша задача — противостоять клерикализации общества и просвещать оное общество, показывая людям, что старые глупые сказки про Огромного колдуна, который с помощью своей волшебной силы сотворил вселенную, устарели, — говорит Никонов.

Общество издает журнал под названием «Новый безбожник». Очевидную перекличку с советским журналом, который назывался просто «Безбожник», Никонов объясняет так: «Поначалу журнал назывался "Безбожник", как в начале века. Но поскольку того журнала уже нет, а новые времена есть, я предложил название "Новый безбожник". Мне оно показалось более прикольным». В журнале объясняется, что такое «АТОМ» (помимо того, что это аббревиатура от полного названия общества): «Атом – это знак глубокой связи научного и технического прогресса с развитием атеистического, антирелигиозного мировоззрения».

В «Новом безбожнике», например, есть рубрики «Портрет атеиста», «Религия в законе», «Наука и религия», на последней обложке печатают антирелигиозные стихи классиков, а в статьях в глаза бросаются крупно набранные антирелигиозные цитаты из поэтов, писателей, философов. Например «Я не могу верить в бога, который на меня сердится за то, что я в него не верю» Сомерсета Моэма или «Религия – болезнь души» Свифта.

Автор фото: Александр Уткин

Никонов является одним из учредителей политической партии «Россия без мракобесия». Эта партия и «АТОМ» в октябре провели на Пушкинской площади антиклерикальный митинг. По мнению Никонова, дело «Pussy Riot» обозначило глубокую трещину между прошлым и будущим России. «Вместо того чтобы проигнорировать эту глупую выходку в Храме Христа Спасителя, власть решила, черт возьми, мы сейчас накажем, пускай и не по закону. И этим несправедливым наказанием власть добилась обратного – возмущенная несправедливостью молодежь стала осквернять храмы, начались эти крестоповалы. В ответ на это правительство обсуждает принятие идиотского закона о защите прав верующих, приближаясь к средневековью», — говорит Никонов.

Для самих участников «АТОМа» крестоповалы и граффити на стенах храмов — это вандализм. Воинствующими атеистами они себя не считают. Их арсенал — митинги, книги Никонова и интернет-пропаганда.

— Во что вы верите?

— Я атеист в чистом виде. Я не верю в бога, не верю в бабу ягу. В церковь я ходил разве что на экскурсию. Теоретически могу обратиться к богу, но обращаться ни к кому, это все равно, что обращаться к деду морозу. Единственное, во что я верю — это наука.

Со взглядами председателя некоторые члены общества не согласны. «Я чисто политический атеист, я за то, чтобы церковь не вмешивалась в дела государства. Но по культуре я православный. Много лет назад я работал в церкви чтецом», — говорит Лев Левинсон, один из старейших членов общества «АТОМ». Он рассказал, что на пасху и рождество ходит в церковь со своей семьей. «Верю ли я в Бога? Для меня этого вопроса не существует, я сам себе на него не могу ответить», — сказал Левинсон.

«Безбожники» в СССР

В 1924 году из читателей газеты «Безбожник», издававшейся с 1922 года, было создано общество ее «друзей». В апреле 1925 года на его основе было создано единое всесоюзное антирелигиозное общество. Сначала оно называлось "Союз безбожников", в 1929 году на II Съезде было переименовано в Союз воинствующих безбожников. На этом съезде с речами выступили Бухарин, Луначарский, Максим Горький, Демьян Бедный, Владимир Маяковский. Общество работало под девизом «Борьба с религией — борьба за социализм». Помимо газеты, общество издавало журнал «Безбожник» (некоторое время назывался «Безбожник у станка»). В 1941 году с началом войны атеистическая пропаганда стала ослабевать. Вышел последний номер газеты «Безбожник». В 1947 функции пропаганды научно-атеистических знаний были переданы вновь созданному Всесоюзному обществу «Знание». В 1964 года в СССР начал работу Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС. Институт просуществовал до 1991 года. 

Журнал «Скепсис»

«Отделять атеистические вопросы от социальных нельзя. Наша задача сейчас – просвещение, как во времена Вольтера»

«Скепсис» был создан в 2002 году атеистами, в том числе и теми, кто когда-то участвовал в создании «АТОМа». «Наши дороги с «АТОМом» разошлись, в частности, потому что мы принципиально считаем, что отрывать атеистические, антиклерикальные вопросы от социальных и политических нельзя», — говорит Соловьев. «Свобода начинается с сомнения» — гласит девиз журнала. «Скепсис» регулярно выходит в электронной версии. Разделы сайта — от политики и религии до социологии и естественных наук. Печатная версия появляется раз в год как альманах.

Над журналом работают 15 человек. В разделе «Кто мы такие?» на сайте говорится: «Мы - пока еще молодые люди: преподаватели и ученые, студенты и аспиранты, просто скептики; рационалисты; атеисты и антиклерикалы; готовы к дискуссии с любыми оппонентами». Главный редактор журнала – 33-летний Сергей Соловьев, кандидат философских наук, преподаватель отечественной истории, социологии и социальной философии в Московском городском психолого-педагогическом университете. Аудиторию журнала Соловьев характеризует как молодых интеллектуалов, «начиная со старшеклассников».

Коллектив журнала придерживается социалистических взглядов. «Речь не о ностальгии по СССР. С нашей точки зрения, социализма в СССР не было, мы коммунисты, социалисты, и при этом антисталинисты. Но это не означает, что в журнале не появляются статьи авторов, придерживающихся совершенно других политических взглядов», — объясняет Соловьев.

Автор фото: Александр Уткин

По мнению Соловьева, сейчас в обществе постепенно происходит изменение настроений: «Церковь растрачивает кредит доверия, полученный 20 лет назад, потому что РПЦ выбрала позицию обслуживания интересов власти и финансовой олигархии. В СССР существовала идеология КПСС, имевшая такое же отношение к Марксу и Ленину, как Христос к испанской инквизиции. Теперь эта идеологическая роль принадлежит РПЦ», — говорит Соловьев.

Приговор, вынесенный «Pussy Riot», по словам Соловьева, —безобразие, но поведение Pussy Riot только дискредитирует атеизм, играет на руку фундаменталистам в РПЦ. Ещё большим безобразием является подготовка закона о защите чувств верующих, который попросту отменяет 14 статью Конституции РФ. Тем не менее, эти события вовсе не свидетельствуют о том, что взаимосвязь между церковью и государством окрепла лишь в последнее время. «Процесс сращивания церкви и государства по образцу Российской империи начался еще с конца 80-х годов, и активно шел при Ельцине», — говорит Соловьев.

— Во что вы верите?

— Я атеист, вырос в семье атеистов, — говорит Соловьев. — В детстве я прочел библию с интересом, наравне с былинами и мифами Древней Греции. Я не верю ни в бога, ни в инопланетян, ни в «третий глаз» или другую муру. Не могу сказать, что я верю в науку, «верю» — это неправильное слово. Наука рациональна, она опирается на доказательства, а не на веру.

Оставить отзыв. (3)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa