Чтобы быть философом надо ясно видеть, а чтобы быть правоверным, надо слепо верить.
Дидро Дени

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (0)


Андрей Константинов
12 живых атеистов


Они очень разные и не всегда готовы назваться атеистами. Многие именуют себя агностиками, имея в виду, что попросту не берутся судить о столь высоких материях ограниченным человеческим умом. Ученому вообще непросто все время оставаться убежденным атеистом, ведь по роду своих занятий он обязан все подвергать сомнению. Но находятся и такие, кто отчаянно вступает в полемику и тщится доказать массам вредоносность религии — как «новые атеисты» Ричард Докинз и Дэниел Деннет, отстаивающие научное материалистическое мировоззрение. 

Андрей КонстантиновГригорий ТарасевичДмитрий Ермольцев 

11 июля 2013, №27 (305)размер текста: aaa

Современная научная картина мира не исключает бога с такой определенностью, как позитивизм XIX века, да и вообще она не слишком понятна простому смертному и оставляет простор для фантазий. Несмотря на триумфальное шествие новых технологий, религиозное мировоззрение оказывается для большинства людей притягательней и понятней научного.

Но атеистами становятся не только под влиянием науки. Кто-то воюет с богом из моральных соображений: как сказал один атеист, «жить во Вселенной с богом, как его описывает Библия, — это примерно как жить во Вселенной, управляемой Ким Ир Сеном, навечно сажающим людей в тюрьму за какие-то глупости». Кто-то не желает разделять чувство вины и ощущать свою греховность, кому-то не нравится отношение религий к женщинам или использование религии в своих целях государством, ведь «религия — прекрасный инструмент для удержания бедных людей в покорности», как заметил Наполеон.

Некоторые, подобно Будде, не верят в бога-творца исходя из собственного духовного опыта, другие не переносят ничего мистического или сверхъестественного, третьим попросту все равно. «Я атеист только в Рождество и Пасху, в остальные дни это просто не нужно», как говаривал Доктор Хаус.

Очень многие не склонны афишировать свои воззрения, не желая лишних проблем: почти всегда и везде опасно было прослыть атеистом. Но их число в мире быстро растет: по сравнению с 2005 годом людей, считающих себя религиозными, стало меньше на 9%, а число убежденных атеистов выросло на 3% (см. «Карту атеизма»).

Когда-то знаменитый психолог и философ Уильям Джеймс написал замечательную книгу «Многообразие религиозного опыта». Может быть, пришло время описать и многообразие атеистического опыта? Перед вами — весь спектр современного атеизма в лице самых ярких его представителей.

Призываем читателя не обижаться на взгляды этих чудаков и помнить слова одного из двенадцати, Ноама Хомского: «Неважно, во что ты веришь. Важно, что ты делаешь».

1 Ричард Докинз: с Дарвином наперевес

Кто такой Биолог-эволюционист, популяризатор науки.

Мировая слава пришла к Докинзу благодаря книге «Эгоистичный ген». В ней он предлагает рассматривать гены как главную единицу естественного отбора, а любой живой организм — как машину для репликации генов. Кстати, именно в этой книге Докинз ввел в оборот знаменитое словечко «мем» — культурный аналог биологического гена.

Атеизм как дарвинизм Докинзу уже за семьдесят, но он остается самым активным пропагандистом атеизма на планете. На лацкане пиджака он носит значок с буквой «А». «Эта буква — знак моей кампании по каминг-ауту, выходу из тени, ну, как у геев, — признается он. — Самое время во весь голос оповестить массы о существовании неверия, потребовать соблюдения прав атеистов, да и самим себе в этом наконец признаться!»

Докинз — пропагандист научной картины мира. Он считает, что для ученого разделять религиозные представления — это как для врача верить, что детей приносит аист. Главный враг Докинза — креационизм, а главное оружие — теория эволюции. «Питбуль Дарвина», как называют его критики, доказывает, что все сложные механизмы в природе, включая нас с вами, создал один «слепой часовщик» — эволюция.

«Мне очень нравится идея, которой людей учат во многих церквях, — о том, что эволюция несовместима с богом, — шутит он. — Потому что мы точно можем продемонстрировать, что эволюция — это факт!»

Воинствующий атеизм Докинза не мешает ему поддерживать хорошие отношения со священниками, признающими теорию эволюции (такие даже в России встречаются). Однажды он вместе с епископом Оксфордским Ричардом Харрисом написал письмо премьер-министру Тони Блэру. Они протестовали против того, что в одном из британских колледжей появился учебный курс, в котором библейский миф о творении преподносился как реальная история. «Эволюция не является “вопросом веры”, подобно библейскому рассказу о сотворении мира» — под этими словами вслед за Докинзом и епископом Харрисом поставили свои подписи многие ученые и священнослужители.

В историю вошла «автобусная кампания», одним из главных идеологов которой был Докинз. На Западе церковь любит рекламировать себя, подобно производителям чипсов или прокладок. На улице можно запросто увидеть красочный плакат «Господь любит тебя!» или «Безверие приводит в ад». Атеисты решили ответить.

По инициативе Ричарда Докинза и британской журналистки Эриан Шерин в 2008 году начался сбор средств для размещения на бортах автобусов атеистических лозунгов. Планировалось собрать примерно 5 тысяч фунтов, но энтузиазм был настолько велик, что мигом набралось 100 тысяч. На эти деньги 800 автобусов украсили слоганом «По всей вероятности, бога нет. Хватит волноваться, наслаждайтесь жизнью».

Инициативу Докинза поддержали и в других частях света. В США появились рекламные плакаты «Зачем верить в бога? Просто будь добрым ради победы добра!».

Правда, во многих странах подобная инициатива сталкивалась с противодействием властей и рекламных агентств. Например, итальянским атеистам так и не разрешили разместить баннер «Плохая новость: бога нет. Хорошая новость: он тебе не нужен».

В России, кстати, после серии отказов атеистам удалось-таки повесить на нескольких рекламных щитах цитаты из Конституции: «Российская Федерация — светское государство», «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Цитатник «Правда, которую открывает наука, так прекрасна и волнующа, что просто непристойно наполнять разум глупыми средневековыми альтернативами, не имеющими ничего общего с правдой» Из выступления «Что-то из ничего»

«Есть что-то инфантильное в ожидании того, что смысл и цель в вашу жизнь обязан внести кто-то другой (родители — когда речь идет о детях, бог — в случае взрослых). Это напоминает инфантилизм отдельных личностей, которые, упав и подвернув лодыжку, начинают искать, кому бы предъявить иск. Кто-то обязан гарантировать мое благополучие, и, значит, кто-то виноват, что я ушибся. Не является ли подобный инфантилизм главной причиной “необходимости” бога?» Из книги «Бог как иллюзия» 

2 Вуди Аллен: «Для вас я атеист, а для бога — лояльная оппозиция»

Кто такой Американский режиссер, сценарист, актер. Вуди Аллен уже в пятнадцать лет писал юморески для газет, а в семнадцать влился в нью-йоркскую богему. Он снимает свои интеллектуальные комедии уже полвека, но сколько бы ни снял — нам все мало.

Герой Аллена — в противоположность накачанным голливудским мачо — щуплый неловкий очкарик, нью-йоркский еврей-ипохондрик, одинокий, тревожный, во всем сомневающийся. Но Аллен заставил мир поверить, что интеллект — это секси. Мир следил за его личной жизнью по фильмам, где его герой строил и рвал отношения с героинями, которых играли его настоящие жены. Он в четвертый раз женат, на этот раз не на голливудской звезде, а на собственной приемной дочери от третьего брака. И это сходит ему с рук в консервативной Америке, как и его атеизм: уж очень его любят.

Атеизм как ирония Создавая фильмы, Вуди Аллен словно подвергает себя психоанализу, безжалостно выставляя напоказ свои слабости и комплексы, помещая героя в пикантные ситуации, искушая и испытывая его. Его герой любит поговорить сам с собой и с богом, даже не веря в него. Он отчаянно боится смерти и рад бы утешиться религией, иногда даже пытается это сделать, но сомнения не дают. Интеллектуал неисправим, путь веры для него закрыт. А вот поспорить с богом о смысле бытия, пошутить с ним — это всегда пожалуйста. Атеисту можно разговаривать с богом, главное — не быть при этом слишком серьезным.

Цитатник «Я был воспитан в иудаизме. Но с годами перешел в нарциссизм» Из фильма «Сенсация»

«И упал Авраам на колени и сказал:

— Боже мой, откуда мне знать, когда ты шутишь!

И возгремел Господь:

— Поразительно! Никакого чувства юмора!

— Но разве не говорит это, Господи, о моей любви к тебе, что я готов принести в жертву сына, единственного моего, по единому капризу твоему?

И отвечал ему Господь:

— Это говорит о том, что есть на свете люди, которые готовы исполнить самое идиотское приказание, если оно произнесено хорошо поставленным голосом с сильной реверберацией» Из книги «Шутки Господа»

3 Дэниел Деннет: «Я живу в раю для атеистов»

Кто такой Американский философ, соратник Докинза в деле «борьбы с мракобесием»: они активные участники атеистического движения Brights («Светлые головы»). Яйцеголовый, лысый, бородатый, похожий на своего кумира Чарлза Дарвина, надевшего очки, Деннет — яростный материалист. Он считает, что наше сознание — не более чем побочный продукт языка. Лишь благодаря языку мы знаем, что у нас есть «я», чувства и мысли. Наука ничем не подтверждает существование свободной воли, а Деннет делает ставку на научные данные, а не на субъективную убежденность в том, что «я есть».

Атеизм как наука о религии Деннет пытается исследовать религию научным методом: как мем, то есть как эволюционирующую программу, научившуюся завоевывать умы и подчинять себе людей.

Согласно деннетовской «теории эволюции религий», религия произошла из инстинктивной программы, заставляющей животных искать одушевленного агента, если, допустим, раздается громкий звук и вообще если что-то случается. За десятки тысяч лет естественного отбора и искусственного совершенствования религия прошла через стадию диких и кровожадных этнических культов, одомашнилась и цивилизовалась.

Длительная эволюция отточила способность религии пленять мозг людей, которых она использует как переносчиков для своей единственной цели — распространяться, выживать, вытеснять другие программы. Но Деннет надеется, что разум окажется сильнее и со временем религия станет чем-то вроде мифа о Санта-Клаусе — веселой игрой, которую никто не принимает всерьез.

Цитатник «У меня не возникает проблем из-за моего атеизма — но это потому, что я живу на либеральном Восточном побережье США, в раю для атеистов — в Бостоне. Если бы я жил на Среднем Западе, думаю, я бы часто сталкивался с враждебным отношением к себе. Антипатия к атеистам часто связана со страхом людей, видящих, как их религия исчезает на глазах. Религиозность американцев тает все быстрее. Я могу понять страх и гнев тех, кого это пугает, и стараюсь помягче отвечать на их атаки» Из интервью «Русскому репортеру»

«Религии жутко обидчивы: любая критика в их адрес воспринимается как оскорбление. Чуть что, они разыгрывают оскорбленные чувства. Если выбор стоит так: быть грубым или молчать в тряпочку, лучше уж быть грубым. Ведь нет вежливого способа сказать: вы осознаете, что посвятили все ваши усилия прославлению выдуманного существа?» Из телепередачи

4 Ирвин Ялом: как жить и умирать без веры

Кто такой Профессор психиатрии Стэнфордского университета, один из основателей школы экзистенциальной психотерапии. Книги Ялома — «Лекарство от любви», «Мамочка и смысл жизни», «Когда Ницше плакал», «Лжец на кушетке» и другие романы и новеллы — открывают мир психотерапии с максимальной откровенностью.

Атеизм как ценное экзистенциальное переживание Ялом вырос в довольно религиозной еврейской семье, и в детстве ему доводилось бывать в синагоге. Что, по его же словам, и отвратило его от религии: позже он напишет, что поражается тому, как взрослые люди могут так очевидно обманывать сами себя, разыгрывая спектакль.

Ирвин Ялом в своей практике постоянно сталкивается с проблемой выбора, свободы, одиночества, смерти и прочих экзистенциальных сущностей. Казалось бы, логично такие вопросы отдавать на откуп религии. Но даже работа с онкологическими больными, ежедневная близость к чужой смерти не смягчила атеистические взгляды профессора. Он стал специалистом «по принятию собственной смертности без опоры на бога», утешая своих пациентов тем, что их земная жизнь и без всякого загробного продолжения может быть наполнена смыслом. Однако как психотерапевт Ялом никогда не пытался «обратить в атеизм» своих пациентов — каждый оставался при своих взглядах.

Цитатник «— Я глубоко скорблю о вас. Бывают моменты, в которые я понимаю, что вряд ли смог бы жить без моего бога, без ежедневных ритуалов, без моей веры…

— А у меня бывают моменты, — ответил я, окончательно потеряв терпение, — когда я думаю, что если бы мне пришлось посвятить свою жизнь вере в невероятное, тратить время на выполнение 613 каждодневных ритуалов и прославлять Господа, который только и ждет наших восхвалений, я бы, пожалуй, задумался, а не повеситься ли мне!

На этом месте раввин потянулся к своей ермолке. О нет, о нет, подумал я, он же не собирается ей швыряться… Я зашел слишком далеко! Непозволительно далеко! Под воздействием эмоций я сказал больше, чем хотел. Никогда, никогда я не стремился подвергать сомнению чью-либо веру!

Но нет, он просто хотел почесать голову и выразить свое недоумение: как широка разделяющая нас идеологическая пропасть!» Из книги «Жизнь без страха смерти»

«Смысл, мудрость, мораль, умение жить не зависят от веры в бога. Ну, конечно, религиозные убеждения помогают нам чувствовать себя спокойно, комфортно, вести добродетельную жизнь. Именно для этого и придумана религия. Но на самом деле мне для того, чтобы установить границы морали, не нужна религия. Если человек берет ответственность за свою жизнь — значит, он осознает свое авторство. Сознавать свое авторство означает отказаться от веры в то, что есть кто-то другой, кто создает и охраняет тебя» Из книги «Жизнь без страха смерти»

5 Санал Эдамаруку: убийство в прямом эфире

Кто такой Индийский публицист, создатель и руководитель Индийской ассоциации рационалистов, автор 25 книг и многочисленных статей. В 2012 году он прославился тем, что разоблачил популярное «чудо» в католической церкви в пригороде Мумбая. Толпы паломников стекались к распятию, чтобы собрать немного «святой воды», стекающей с ног Иисуса. Эдамаруку установил, что источником воды послужила протечка канализационной трубы в соседней прачечной: благодаря капиллярному эффекту вода просочилась к распятию. Это очень оскорбило чувства верующих. Эдамаруку обвинили в богохульстве, и теперь он скрывается от ареста в Хельсинки.

Атеизм как борьба с колдунами Эдамаруку почти что предатель родины. Весь западный мир, включая Россию, видит в Индии источник мистического вдохновения. А этот скептик занимается тем, что разоблачает всевозможных гуру, магов и целителей.

Одной из самых громких акций Эдамаруку стала его схватка в эфире центрального индийского телеканала с колдуном Пандитом Суриндером Шармой. Колдун как-то заявил, что тантрические заклинания могут влиять на политику, экономику и жизнь людей. И вообще, его магия настолько крута, что способна за несколько минут лишить жизни человека. Эдамаруку потребовал в качестве доказательства убить его в прямом эфире.

За этим поединком следила вся Индия. Колдун пел заклинания, совершал какие-то манипуляции с фигуркой из теста, брызгался водой и делал пассы руками. Так продолжалось больше часа, но Эдамаруку остался здоровым и жизнерадостным.

Чтобы хоть как-то оправдаться, колдун заявил, что настоящая черная магия работает только в темное время суток. Эдамаруку тут же попросил повторить эксперимент ночью, и опять-таки перед телекамерами. Колдун обещал, что благодаря его страшному волшебству его оппонент через три минуты сойдет с ума от боли и ужаса. Но наш герой снова уцелел — видимо, магия атеизма оказалась сильнее черной магии.

Цитатник «Каждый рождается атеистом, но начинает верить в тех или иных богов после внушений родителей и религиозных учителей. Мне повезло. Мой отец был христианином, а мать — индуисткой, но оба отказались от религии еще до моего рождения.

В детстве мне не рассказывали историй про богов и дьяволов, поэтому я вырос бесстрашным и уверенным. Родители не пытались приобщить меня к атеизму — просто дали мне возможность самому выбирать мировоззрение.

Когда в 1960 году родители заполняли анкету при устройстве меня в школу, они написали: «Не принадлежит ни к какой религии, не принадлежит ни к какой касте». Так я стал первым в Индии неверующим школьником, сейчас таких тысячи.

Мое ”открытие“ бога было забавным. В первом классе учительница читала нам сказку о Золушке. Чуть позже она, будучи христианской монахиней, рассказала нам об Иисусе. И я тогда решил, что Иисус — это младший брат Золушки. Для меня это лишь две сказки.

Жить как атеист — это большая ответственность. Вы творите добро не ради награды в ином мире, а потому, что ощущаете беспокойство за этот мир. Все добрые чувства естественны. Я горд и рад, что я атеист» Из интервью «Русскому репортеру»

6 Стивен Фрай: чисто английское безбожие

Кто такой Британский актер и писатель. Сочетает исключительное обаяние с немалым интеллектом («обладатель мозга величиной с графство Кент»). Фрая почитают эталоном стиля и носителем безупречного английского языка, он везде нарасхват: снимается в сериалах, записывает аудиокниги, выступает в многочисленных телешоу.

Атеизм как стиль В послужном списке Фрая-атеиста значатся телевизионные дебаты с католиками и участие в «автобусной кампании». Похоже, что атеизм для Фрая — атрибут настоящего британца, то есть носителя духа свободы, индивидуализма, благородного скепсиса и юмора. Фрай говорит: оставьте человека в покое, перестаньте его гипнотизировать и запугивать, предоставьте собственной совести и здравому смыслу. Но такой «чисто английский атеизм» предполагает уважение к традициям: Фрай — крестный отец троих детей своего лучшего друга, актера Хью Лори.

Цитатник «Сидя рядом с Ричардом Докинзом, лечу домой из Сиднея через Сингапур. Должно быть, это самый безбожный полет со времен Икара?» Из записи в твиттере

«Я всегда буду любить Россию и надеюсь, что молодое поколение не позволит ядовитой смеси национализма и религиозного фанатизма уничтожить ее» Из записи в твиттере

7 Стивен Вайнберг: Вселенной не нужен дизайнер

Кто такой Американский физик, лауреат Нобелевской премии за создание теории объединения двух фундаментальных сил природы: электромагнитного и слабого взаимодействий. Автор множества научных и научно-популярных книг: «Первые три минуты» (о том, что было сразу после Большого взрыва), «Теория субатомных частиц», «Гравитация и космология» и многих других.

Атеизм как верность физике Для Вайнберга, как и для многих ученых-физиков, сама идея Создателя кажется обидной. Какой смысл кропотливо разгадывать тайны мироздания, если все это создал некий «великий дизайнер»? Чего стоят законы природы, если бог может пренебречь ими и сотворить чудо? Конечно, законы природы не всегда просты и понятны. Но они могут объяснить все — от рождения Вселенной до человеческого мозга, — не апеллируя к сверхъестественным сущностям.

Цитатник «Я никогда не сталкивался с проблемами из-за моих атеистических взглядов. Даже в таком консервативном штате, как Техас, признаются как все виды религии, так и отрицание любой религии. С другой стороны, я всю жизнь занимался наукой и не пытался выдвигаться на государственные должности. Возможно, тогда бы у меня как атеиста начались проблемы» Из интервью «Русскому репортеру»

«Религия оскорбляет достоинство человека. Без религии хорошие люди будут делать добро, а плохие люди будут делать зло. Но чтобы заставить хорошего человека делать зло — для этого необходима религия» Из выступления на конференции по космологии 

8 Ноам Хомский: «Я пытаюсь изо всех сил не верить»

Кто такой Американский лингвист и публицист. Хомский — один из тех людей, кого уже привыкли называть гением. В конце XX века его книги были восьмым по частоте использования источником цитат после Маркса, Ленина, Библии, Шекспира, Аристотеля, Платона и Фрейда. Кстати, в этой восьмерке четверо — убежденные атеисты. Из всей компании 84-летний Хомский — единственный живой.

Свое основное научное послание о том, что существуют генетически запрограммированные грамматические принципы, лежащие в основе всех языков, он опубликовал еще пятьдесят лет назад, но лингвистику до сих пор трясет после «хомскианской революции».

Революционером он оказался не только в лингвистике. Хомский — активный пропагандист анархизма бакунинского толка. Сегодня он больше занят политикой: объясняет массам, как транснациональные корпорации с помощью американской военной машины и контроля над СМИ навязывают свою власть миру.

Атеизм как политика Религия для Хомского — часть политики удержания публики в неведении, пассивности и послушании, инструмент господства и пропаганды. Он воюет не столько с богом, сколько с человеческим нежеланием опираться на разум. Хомский выступает с критикой веры во что бы то ни было, противопоставляя ей рациональное мышление и научный подход.

Цитатник «Из всех когда-либо написанных книг, кажется, больше всего геноцида в Библии» Из интервью Уоллесу Шону

«Я недавно увидел результаты социологического исследования, сравнивающего религиозность людей в разных странах. Цифры шокируют. Три четверти американцев верят в религиозные чудеса. Просто поразительно число тех, кто верит в дьявола, в воскресение мертвых, в поступки бога, описанные в Библии. Таких показателей нет больше нигде в индустриально развитых странах» Из книги «Преуспевающее меньшинство и беспокойное большинство»

9 Славой Жижек: «Несмотря на то что я атеист, я молюсь за вас»

Кто такой Словенский философ и психоаналитик. Самый модный мыслитель современного мира говорит торопливо, размахивает руками, как маньяк-парикмахер, по сто раз в минуту чешет лохматую шевелюру, вытирает нос, теребит бороду — словно переел стимуляторов. Да и содержание его речей на первый взгляд под стать бреду, который перемежается скабрезными анекдотами, пересказами любимых мест из фильмов и абсурдными лозунгами.

Но, привыкнув к Жижеку, понимаешь, что он всегда такой — не стесняющийся себя невротик, превративший свои слабости в элементы авторского стиля. Его манера изъясняться, сочетающая непонятность и провокации, — эффективный способ задеть слушателя за живое, побудить его задуматься, возмутиться, перечитать написанное. Жижек всегда на гребне волны, выступает ли он перед толпой участников движения «Оккупай Уолл-стрит» или публикует философские письма в защиту Pussy Riot.

Атеизм как откровение Жижек — мастер парадокса, его любимый прием — перевернуть банальное утверждение с ног на голову и посмотреть, что будет. «Если бог есть, то все позволено!» — заявляет он. А потом предъявляет аргументы: обыватель испытывает отвращение к убийству, лишь религия сегодня способна по-настоящему демонизировать врага и дать санкцию на насилие и убийства ради священного дела — отсюда и подъем религиозного насилия в современном мире.

Разоблачительные тексты Жижека о религии читаются как мистические откровения. Он называет себя воинствующим атеистом и тут же переходит к апологии истинного (в его понимании) христианства как религии любви и свободы. По Жижеку, Христос — первый бог-бунтарь, умерев на кресте, он освободил людей от бога, его законов, наград и наказаний. Но свободная жизнь невыносима, и последователи придумали, что он воскрес. Однако, по Жижеку, по-настоящему воскреснуть Христос может только в свободном человеке, который, конечно же, атеист и материалист.

Цитатник «Каждый атеизм несет на себе отпечаток той религии, из которой вырос путем ее отрицания. Существует особый атеизм еврейского просвещения, практиковавшийся великими евреями от Спинозы до Фрейда; существует атеизм протестантизма — атеизм подлинной ответственности и полагания на собственные силы… Но лишь христианство приписывает атеистическое сомнение самому богу. В своем вопле “Отец, почему ты покинул меня?” Христос совершает то, что для христианина является самым страшным грехом: он колеблется в своей вере. В других религиях есть люди, которые не верят в бога, но лишь в христианстве бог не верит сам в себя» Из книги «От Иова к Христу»

«Ядро религии доступно исключительно для материалистического подхода — и наоборот: для того чтобы стать настоящим диалектическим материалистом, надо пройти через христианский опыт» Из книги «Кукла и карлик»

10 Майкл Шермер: фундаменталист, ставший скептиком

Кто такой Американский историк науки, основатель Общества скептиков, главный редактор журнала «Скептик». Шермер — борец со всякой мистикой, НЛО, альтернативной историей и прочей лженаукой. А еще он заядлый велогонщик.

Атеизм как скепсис В молодости Шермер был очень религиозным. Под влиянием своего друга Джорджа он стал проповедником и ходил от двери к двери, неся слово божие. К скептицизму его привел велосипед. В течение месяца молодого Майкла тренировал некий диетолог, который пропагандировал хиромантию, фундаменталистское христианство, энергетические пирамиды и прочие странные штуки, которые звучали красиво, но не помогали быстрее ездить. Разрушению догматов способствовала и учеба в университете, где Шермер изучал экспериментальную психологию и антропологию. Так Америка получила одного из главных скептиков и борцов с суевериями.

Цитатник «Самое большое препятствие, с которым я сталкиваюсь как атеист в Америке, — это убеждение, что мы ненормальные. Верующие, как правило, чувствуют к нам жалость, относятся как к психически больным. Они редко пытаются на самом деле понять, что мы говорим» Из интервью «Русскому репортеру»

«Совместимы ли наука и религия? Это все равно что спросить: совместимы ли наука и сантехника? Это просто две разные вещи» Из выступления на конференции TED 

11 Ник Бостром: самое убедительное доказательство бытия бога

Кто такой Философ, профессор Оксфорда, основатель Всемирной трансгуманистической ассоциации — движения, стремящегося с помощью науки победить старение и радикально расширить возможности человека.

Атеизм как теология Для трансгуманистов человек не венец творения, а переходное звено от слепой эволюции к осознанной. Они выступают против религии прежде всего потому, что она, даря людям утешительную иллюзию бессмертия, не дает им осознать, что важнее всего спастись от смерти. В результате исследования, связанные с продлением жизни, получают ничтожное финансирование.

Как пишет Бостром, «есть лишь два пути к бессмертию — биологический и цифровой». Первый связан с остановкой старения, второй — с переходом сознания в информационный мир. Впрочем, есть серьезные основания полагать, что мы уже живем в Матрице.

Фильм «Матрица» произвел столь сильное впечатление на Бострома, что он за месяц написал книгу «Мы живем в компьютерной симуляции?», в которой доказывал, что могущественные постчеловеки, в которых мы рано или поздно превратимся, будут создавать виртуальные вселенные (в чем радость жизни, если не в творчестве?). А значит, мы с огромной вероятностью уже живем в виртуальной симуляции. Ведь таких виртуальных миров будет создано сколько угодно, поэтому предполагать, что именно наш мир реальный, самонадеянно. Получается, нас, скорее всего, сотворил сверхразум. Только не божественный, а постчеловеческий — но так ли велика разница?

Цитатник «Атеизм и агностицизм, особенно после появления теории эволюции Дарвина, становились все более привлекательными альтернативами христианству. Но оптимизм конца XIX века часто вырождался в позитивизм и уверенность в неизбежности прогресса. Столкновение этих взглядов с реальностью возымело обратное действие, и многие обратились к иррационализму, ошибочно полагая, что если разум оказался недостаточным, то он бесполезен. Это и вызвало появление антитехнологических, антиинтеллектуальных взглядов, всего этого «Нью эйджа», который до сих пор с нами» Из FAQ по трансгуманизму

«Когда я объяснил одному убежденному атеисту, почему мы скорее всего живем в виртуальной симуляции, он сказал мне, что это самое убедительное из всех доказательств бытия Бога. Он стал агностиком» Из FAQ по «аргументу симуляции»

12 Далай-лама XIV: «Я, наверное, самый большой атеист на Земле»

Кто такой Духовный лидер буддистов. Далай-лама XIV, пожалуй, самый необычный из лидеров мировых религий, да и из наших двенадцати атеистов.

Религиозный лидер Тибета родился простым деревенским мальчишкой. В два года после ритуальных испытаний ламы признали его инкарнацией предыдущего далай-ламы — говорят, увидев его старые игрушки, дите воскликнуло: «Это мое, это мое!» В девять лет юный король-монах навсегда бежал из своей страны, захваченной китайскими войсками.

Повзрослев, он стал настоящей поп-звездой, собирающей стадионы на свои лекции, лауреатом Нобелевской премии мира и просто честным, мудрым и открытым человеком. Его страницу в фейсбуке читают 5 миллионов человек, а статус о том, что религиозная этика не адекватна реалиям сегодняшнего дня, «лайкнули» и перепостили сотни тысяч.

Атеизм как религиозная философия Лидер мировой религии — атеист? У нас религия ассоциируется прежде всего с верой в личность бога. Но среди традиционных религий Востока отрицание существования бога — явление вполне обычное. Буддизм, джайнизм, ряд школ йоги и адвайты, даосизм, конфуцианство, санкхью называют нетеистическими духовными путями. Буддизм не признает даже наличия души, для него «я» — иллюзия, а реален лишь поток изменений, причин и следствий. Вслед за Буддой далай-лама учит, что, утвердившись в осознании своей истинной природы и иллюзорности «я», человек расстается с привязанностями и обретает свободу.

Далай-лама настаивает на единстве религиозных традиций, а не на превосходстве собственной. Для него в их основе — не вера в того или иного бога, а доброта и сострадание к людям. Далай-лама призывает ничего не принимать на веру, с интересом следит за научными открытиями и техническими новинками, одобряет клонирование и иронично допускает, что, когда ученые изобретут искусственное сознание, он, возможно, переродится в компьютере.

Цитатник «Моя уверенность в том, что мы должны сделать ставку на науку, опирается на понимание одной основополагающей вещи: и в науке, и в буддизме постижение природы реальности достигается посредством критического исследования. И если научный анализ опровергнет какие-то положения буддизма, мы должны принять это открытие и отказаться от ложных постулатов» Из книги «Вся Вселенная в одном атоме».

«Реальность такова, что в современных религиях этика стала приземленной и не является больше адекватной. И поэтому я все больше убеждаюсь, что настало время найти способ размышления о духовном и нравственном вне религии вообще» Из книги «За пределами религии: Этика для единого мира»

При участии Анны Титовой

 

Исследовательская компания WIN/Gallup International опубликовала М­ировой индекс религии и атеизма, составленный на основе опроса 50 тыс. человек из 57 стран, проведенного в 2012 году. Основной вывод: большая часть людей в мире достаточно религиозна, но число атеистов с каждым годом растет. Испытуемым предлагался всего один вопрос: «Назовете ли вы себя религиозным человеком, нерелигиозным человеком или убежденным атеистом? (для ответа неважно, посещаете ли вы храм)». Этот вопрос задавали уже второй раз: по сравнению с 2005 годом людей, считающих себя религиозными, стало меньше на 9%, а число убежденных атеистов выросло на 3%. Ни в одной стране религиозность не выросла.

Наименее набожными оказались ж­ители Восточной Азии и Европы, а  больше всего верующих в беднейших странах мира. Результаты России вполне «среднеевропейские», обращает на себя внимание только большой процент людей, не желающих или не знающих, что отвечать на этот вопрос.

Оставить отзыв. (0)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa