Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Менкен Генри Луис

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (7)


Завалов Михаил
Атеизм полезен для здоровья церкви


Как можно судить по последним публикациям "Религии в России", поднимает голову "новый русский атеизм" - не тот казенный, как на протяжении последних советских лет, а молодой и активный.

Стоит отметить, что ни в советской, ни в царской России верующие и атеисты не могли свободно спорить друг с другом - в диалоге всегда слишком активно участвовала власть, так что сегодняшняя ситуация уникальна. И я искренне думаю, что она "полезна для здоровья" общества и церкви. Попытаюсь объяснить, что я имею в виду.

1. Как бы там ни было, атеизм свидетельствует о неравнодушии его адептов к религии, к вопросам веры. И это уже хорошо. Во-первых, их голоса стимулируют мысль, вызывают дискуссии в нашем обществе, в целом достаточно "теплохладно" относящемся ко всем религиозным вопросам. Это можно заметить на форумах "атеистических" сайтов, где в дискуссиях участвуют люди ищущие - верующие, атеисты или еще не нашедшие себя. Во-вторых, хорошо уже и то, что "атеисты" отстаивают какие-то этические ценности, что в постмодернистском обществе уже вообще становится "дурным тоном".

Кроме того, стоит вспомнить обращение гонителя Савла или поворот к христианству среди интеллектуалов-марксистов начала XX века. Кто знает, быть может, искренние "воинствующие атеисты" стоят ближе к Царству небесному, чем равнодушные и успокоенные (или попросту - "спящие"), даже и находящиеся в ограде церкви?

2. Эти неравнодушные люди активно выискивают "слабые места" церковной жизни - и предают их гласности. И действительно, темное следует обличать, а Церкви (с большой буквы) никогда не следует бояться истины. Если атеисты и вообще светские журналисты делают такую "санитарную" работу - можно быть им только благодарными. Единственная возможная претензия - к достоверности публикуемых фактов, то есть - касается собственно журналистской этики.

То же относится и к историческому прошлому: что ни говори, пресловутый, навязчиво упоминаемый Джордано Бруно - это и в самом деле - во всех смыслах этого слова - мрачное деяние христиан, торжество зла. Как и казни еретиков в Новгороде при владыке Геннадии или убийство ученой язычницы Ипатии в Александрии в 415 году.

3. Они бросают Церкви и позиции верующего человека - вызов. Этим они провоцируют христиан на диалог с миром, заставляют задуматься: во что, собственно, мы веруем? и как это объяснить современному человеку, на его языке? Если говорить на секулярном языке - это заставляет христианскую позицию становиться "конкурентоспособной". А другими словами - стимулирует развитие современной апологетики. Подобным образом, протестантизм - явившийся реакцией на болезни западной церкви - в конечном счете оздоровил католическую церковь, а популярное в XVIII веке вольтерьянство стимулировало развитие православной исторической науки.

Когда же атеисты от критики переходят к утверждению своих ценностей, они сами себя подставляют критике. Потому что критиковать вообще несравненно легче, чем утверждать что-либо позитивное. Оказывается, многие их идеи (например, "гуманизм") - достаточно традиционны и не слишком рационально обоснованы, и размещенные на атеистических сайтах "запылившиеся" тексты Гольбаха или Лео Таксиля вряд ли тут помогут. Вообще, сам по себе такой страстный атеизм - не является ли он любопытной разновидностью религии?

4. Меня искренне радует, что атеисты - при их влиянии - лишают церковь кошмарной госмонополии на истину. Я уверен, что Церковь в атеистическом государстве, гонимая - занимает позицию, адекватную ее природе, и гораздо больше соответствует своему предназначению, чем церковь "господствующая", которая сама устраивает гонения на инакомыслие. Тем более, что это уже было в сравнительно недавней нашей истории, - и кончилось повальным атеизмом или, по крайней мере, - глубочайшей индифферентностью. Без чего большевикам не удалось бы в двадцатые-тридцатые годы разгромить Русскую Православную церковь.

5. Более того, в какой-то мере, любой христианин - тоже а-теист, в том смысле, что он борется с ложными образами Бога. Так, христиане считались "атеистами" в Римской Империи, поскольку не признавали государственный культ богов. В моем детстве были популярны атеистические карикатуры, на которых забавный бородатый старичок создавал мир и т.д. Этот "персонаж", несомненно, порожден церковью, точнее - порочной традицией изображать Бога Отца. В этом смысле христиане могут быть в чем-то солидарными с атеистами, которые помогают нам очищать наши представления от неевангельских образов, помогают отделять Предание от "преданий старцев". Когда читаешь атеистические тексты, часто создается впечатление, что они борются вовсе не с Богом Живым, а со всевозможными искаженными представлениями о Нем. И хорошо делают. А традиция апофатического богословия у нас тоже есть.

6. Возрождение атеизма (хотя я не уверен, что сегодня о нем можно говорить всерьез, как, впрочем, и о возрождении православия) можно воспринимать как призыв к покаянию. Поскольку оно свидетельствует о несовершенстве церкви. Так в XIX веке, на фоне полной нечувствительности российской церкви к вопросам социальной справедливости, появились атеисты-революционеры, часто - выходцы семинарий. И нельзя винить в вольтерьянстве XVIII века только "безбожный Запад" - полезнее понять, что оно было связано с отсутствием интеллектуального компонента в понимании веры среди православных. Те важные сферы, которые "бросает" на произвол судьбы церковь, естественно, захватывает кто-то еще. И христианам разумнее задуматься не о "кознях врагов", но о своей вине. И в любом случае - не стоит спать на ничем не заслуженных лаврах.




Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Атеизм полезен для здоровья церкви - исходный материал с сайта "Релегия в России"
Генезис и формы постсоветского атеизма в России - статья с сайта "Религия в России"
Новый русский атеизм или старые русские мальчики и девочки - статья с сайта "Религия в России"
Оставить отзыв. (7)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa