Знание того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого рода озабоченности по поводу смерти.
Ламонт К.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (68)


Вязовский Алексей
Обыкновенный фашизм


…Тотальный, в том числе идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к "чуждым" национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации – непременные элементы идеологии и политики фашизма… В условиях слабости демократических институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьёзную угрозу…

«Иллюстрированный энциклопедический словарь».

Давно дал себе зарок не комментировать мутный вал православной прессы и не вступать в дискуссии с «новыми крестоносцами» от РПЦ. Не хочется мараться, да и не моя это стезя. Но обойти вниманием новую статью идеолога современного православия и бывшего «научного атеиста» – дьякона Андрея Кураева, «КАК БОРОТЬСЯ С ТЕРРОРИЗМОМ БЕЗ СПЕЦНАЗА», опубликованной в газете «Известия», я не мог. Чем примечательна эта статья? Примечательна она двумя моментами. Во-первых, в ней впервые прозвучала аргументация, фактически от лица РПЦ, в основе которой лежит призыв к религиозной и национальной розни и обоснование превосходства одной нации (русских) над другой (чеченцами) – что вообще-то наказуемо в уголовном порядке. Во-вторых, удивительно было слышать подобные высказывания именно от Кураева, которого до сих пор причисляли к либеральному крылу православия. Мы уже давно привыкли к пропаганде национализма и религиозной нетерпимости от таких маргинальных организаций как «Союз православных граждан» или «Русский дом», но, авторитетный в широких кругах верующих, миссионер Кураев до сих пор не был замечен в подобном. Напротив, дьякон последовательно выступал против ортодоксального крыла в таких вопросах, как введение ИНН ("знак Антихриста") и даже урезонивал православных "опричников" (выражение самого Кураева) в вопросе с Гарри Поттером и «поттероманией». Тем более, я удивился, когда прочитал его призыв «осознать меру единства террористов с их народом». Означает ли это, что в РПЦ возобладали "опричники" и скоро мы получим собственных православных «ваххабитов», костры новой инквизиции и т.д.? Не знаю, очень надеюсь, что нет.

Чем опасна эта статья? Опасна она тем, что в ней изложен идеологический и религиозный базис, с помощью которого можно обосновать дискриминацию одной нации (не обязательно чеченцев) другой. Не хочется наклеивать ярлык, но фактически – это проявление национализма и фашизма. Если завтра, прихожане церкви, где служит Кураев, начитаются его опусов, осознают «общенациональную ответственность» тех же чеченцев за действия террористов в Москве и начнут погромы, то Кураев из миссионера превратится в подстрекателя. Вы думаете фашизм в Германии начался с концлагерей? Вовсе нет, он начался со статей Геббельса, в которых тот обосновывал «общенациональную ответственность» всех евреев перед немцами.

Обратимся к самой статье дьякона. Начинает Кураев, как и положено «за здравие» - виноваты, оказывается, традиции восхваления и героизации в школах советского союза гг. «Пугачева и Разина, братьев Ульянова и Робеспьера, декабристов и бомбистов». Кроме того, дьякона беспокоит, что «школа и по сю пору учит, что власть, как правило, не права, что против нее с силой и удалью может восставать любой "порядочный человек", а вот государство не имеет права на самооборону от "дубровских"». Во-первых, где именно, в каком учебнике или в какой школе утверждается подобный бред? Во-вторых, я не очень, понял, как так можно объединить в один список большевиков, декабристов, Пугачева и др. исторических персонажей? Кураева не волнуют различия между понятиями террорист, революционер и бунтовщик. Действительно, зачем проводить научный/исторический анализ, достаточно походя (всего по одному признаку – вооруженная борьба кого-либо против существующей власти) объединить этих персонажей в один шортлист и довод состряпан: одним выстрелом убили двух зайцев – и прежнюю «богоборческую» власть (за плохие школьные традиции) еще разок пнули и корни терроризма выявили. Один вопрос остается: а как быть с теми странами, где в школах не было и нет восхваления большевиков, да, декабристов, а вот террористов пруд пруди? Очевидно, что «аргумент» несостоятелен.

Любопытно еще вот что – а не цинизм ли это упрекать школу, что она учит восставать против государства (что на самом деле вовсе не так), когда сама организация, в которой состоит Кураев (РПЦ™), в своей социальной концепции, подразумевает в определенных случаях неповиновение властям и государству?

Ясно одно, как бы мы не относились к нашему прошлому – плохо ли, хорошо, заявлять, что Пугачев, Разин, не говоря уже о Пестеле, Рылееве, да и Ленине – это, мол, «дудаевы» нашей истории и нам за это надо срочно покаяться – в высшей степени оскорбительно. Само по себе страшно становится, когда понимаешь, что дьякон, по сути неглупый и образованный человек (знаю это по личному общению), не видит разницы между Басаевым и Рылеевым, Дудаевым и Лениным. Во многом, это наша национальная беда – ну, не можем мы относится к тому или иному историческому явлению или персонажу взвешенно и объективно. Обязательно исторический герой у нас либо гений, либо убийца и террорист. Третьего не дано. И это само по себе рождает социальную напряженность и неприязнь. Вот и получается, что Кураев бросает семена ненависти к нашей истории в уже подготовленную почву. Однако, вернемся к статье.

Далее дьякон начинает долго и муторно рассуждать о номинализме, реализме, их корнях и различиях, конфликте земледельцев и скотоводов, древнем шумере и их «капитуляции перед гиксосами». Если убрать всю эту словесную шелуху, остается одна простая мысль: каждый человек принадлежит к какой-либо национальности, у каждой национальности есть свои культурные особенности, которые «с молоком матери» наследует каждый конкретный человек этой национальности и некоторые культурные особенности одной нации могут быть лучше/хуже культурных особенностей другой нации. Как пример, Кураев приводит рабовладение у чеченцев. В его интерпретации «рабовладельцы действуют как вполне репрезентативные носители своей национальной культуры» и можно говорить «о групповой солидарности, групповой ответственности» всех чеченцев за этих «выродков» (т.е. рабовладельцев). Все, базис под фашизм подведен – невиновные будут и должны страдать за виноватых в силу их «групповой солидарности». Запомните новый термин – «групповая солидарность», почти наверняка его возьмут на вооружение официальные фашисты. Да, да те самые, которые ненавидят евреев, негров и проч. неарийцев (в конце концов, цвет кожи и профиль тоже могут быть культурной особенностью нации), зачитываются «Майн Кампф`ом» и кричат «Хайль Гитлер».

В дальнейшем, дьякон уже наводит шлифовку – объясняет какова должна быть политика нашего государства в отношении чеченцев; что если в «национальной культуре есть некие черты, способствующие терроризму, эту культуру надо менять, выдергивая из нее "зубы дракона "» и как именно это надо делать – «проводить жесткую линию, подкупая и устраняя местных национальных лидеров, контролируя школьное и религиозное образование» «газетами, школами, церковью. Если надо - и спецназом» – не ясно, правда, почему тогда статья называется «Как бороться с терроризмом без спецназа», ну, да ладно. Про спецназ как раз понятно – не бывает фашизма без войны и «спецназа», ведь обычно отсталые народы не понимают высокого «цивилизаторского назначения» «Империи».

Что можно сказать в заключение? Статья Кураева характерна для текущего момента – произошел крупный теракт, есть многочисленные жертвы, общество ищет виноватых. В этом смысле чеченцы (а в дальнейшем все кавказские народы) – идеальный вариант: «окупировали всю Россию», «проходу от них нет», «убивают и похищают русских» и т.д. – список можно продолжить. Для меня показательным стало появления подобных статей даже в среде биржевых спекулянтов (людей достаточно далеких от социальных и национальных проблем), что уж говорить о маргинальных слоях общества. Там уже давно никаких колебаний нет – сбиться в стаю и идти крушить «черных» на рынках и в метро. Можно констатировать, что теперь процесс запущен и в среде верующих.

Я лично вижу причину терроризма и фашизма в демографическом давлении – идеология здесь дело вторичное. Можно сказать, что кураевы – это объективный процесс, который обслуживает так сказать природный процесс разрешения проблемы популяционной плотности. Перенаселение рождает нищету и расслоение общества на «своих и чужих», на «земледельцев и скотоводов», расслоение порождает противостояние, терроризм и в конечном счете войну, которая выступает как регулятор численности людей. Результат войн – многочисленные жертвы и в итоге спад национализма и шовинизма. И дальше все по кругу. Применительно к России ситуация видимо примет хронический характер – большой войны (массового геноцида) никто не допустит, а контртеррористические операции большого эффекта не имеют и иметь не будут. «Цивилизаторское служение Империи» через «насаждение своей системы ценностей» тоже вряд ли подействует (по крайней мере, 70 лет коммунизма с его массовыми репрессиями и переселениями народов в 30-х годах и «газетами, школами, церковью (т.е. партией – мое, А.В.)» вплоть до 80-х эффекта особого не дали).

И последнее. Хотя у фашизма есть природные корни (действие инстинктивных программ «свой/чужой» ), это не коим образом не оправдывает Кураева. Возможно, он окажется, тем камушком, что запустит лавину взаимной ненависти и ксенофобии. В свое время фашистский идеолог Дино Гранди бросил крылатую фразу: «Фашизм - это религия нации». Я очень не хочу, чтобы у нашей нации была подобная религия.

Оставить отзыв. (68)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa