Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (1)


Верховский Александр
Властная вертикаль прорастает в религиозную жизнь


Опубликована концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями
Не все, наверное, знают, что с прошлого года в нашей стране существует Институт государственно-конфессиональных отношений и права, но недавно этот институт открыл свой сайт и опубликовал на нем проект «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации» (в соавторстве с Главным управлением Министерства юстиции по Москве). Проект был широко разослан, и на него уже начали поступать отклики. Так что концепция, о которой говорили давно и все настойчивее, материализовалась. Правда, раньше считалось, что подготовит концепцию Российская академия государственной службы (РАГС), но об этом – позже.

В проекте говорится, что цель предлагаемой Концепции - развить положения закона 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях». Можно даже уточнить, какое именно положение – о разделении религий на «традиционные» и прочие, оставшееся в Законе на уровне деклараций Преамбулы. Проект стремится узаконить не только привилегии «традиционных», но и практику государственного сотрудничества с ними.

Для этого авторы всячески критикуют иностранных миссионеров. Тема эта, заметим, была очень актуальна в 1993 году, потом подзабыта из-за расцвета «Белого братства» и других посконных новых религиозных движений, но после их относительного упадка снова актуализовалась, а теперь к тому же прекрасно гармонирует с популярными идеями противостояния Западу и исламскому миру одновременно.

Но достается не только иностранцам. Авторы проекта явно не любят атеизм: «никакая религия либо нерелигиозная (атеистическая) идеология не устанавливается в качестве государственной или обязательной, государство не поддерживает пропаганду атеистических идей и учений, включая атеистические или агностические взгляды на религию». Для сравнения: в Конституции и Законе 1997 г. сказано только, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Попросту говоря, для морального (вариант: духовного) упрочения государства и общества предлагается поддерживать религию в ущерб атеизму. С точки зрения свободы совести – это явная дискриминация. С точки зрения общественных интересов – смотря как понимать эти интересы и из каких исходить теорий. Не вдаваясь здесь в дискуссию, отметим лишь те черты проекта, которые делают предлагаемую именно им поддержку безусловно вредной для общества.

Есть «мелочи». Вот, государству предлагается принципиально непосильная для чиновников задача: «содействие возрождению и защита духовных ценностей традиционных религиозных организаций». Или на злобу дня: «государство не допускает дискриминации граждан России за рубежом по признаку их отношения к религии». Вряд ли наше государство может что-то «не допустить» за пределами своих границ, но выпад в адрес Эстонии налицо. Кстати, и наш министр иностранных дел, решив вмешаться в чисто канонический, юрисдикционный конфликт, назвал недавно прихожан Московского Патриархата в Эстонии «соотечественниками», хотя большинство их – не российские граждане, а эстонские или лица без гражданства.

Но главное в предложенном проекте Концепции – его общая консервативно-ксенофобская направленность. Вот почти полный перечень проблем, отмечаемых в проекте:

- «проявления духовного кризиса современного российского общества во всех сферах его жизнедеятельности, девальвация системы традиционных нравственных ценностей, мировоззренческая дезориентация части общества, потеря нравственных ориентиров во многих областях современной культуры, ослабление духовно-нравственных основ института семьи и другие негативные социальные последствия;

- наличие угроз сохранению и развитию культурной идентичности и духовной самобытности народов России;

- обострение проблем, связанных с проявлениями религиозной вражды и активизацией религиозного экстремизма в обществе;

- иностранная религиозная экспансия в России как элемент внешней политики ряда зарубежных государств;

- активизация деятельности религиозных объединений, наносящих ущерб нравственности, здоровью, правам и законным интересам граждан, а также другим, защищаемым законом интересам».

Нельзя сказать, что здесь есть какое-то злостное искажение действительности. Просто формулировки проекта сами по себе слишком амбивалентны: самобытность каких, например, народов, находится под угрозой? Чтобы все понять правильно, лучше всего, конечно, прочесть весь текст проекта, а еще лучше – весь сайт. Тогда не будет никаких сомнений в том, что духовный кризис имеется в виду явно не тот, что начался как минимум 84 года назад. Что идентичность под угрозой не у малочисленных народов Севера, а в первую очередь у русского народа. Что религиозная вражда имеется в виду – исходящая от ваххабитов или сайентологов, но никак не по отношению к ним. Что экспансия – это в первую очередь неопротестанты. И они же, очевидно, наносят ущерб здоровью и всему прочему. (Любопытно, что популярная тема «ваххабитской угрозы» звучит при этом даже не на втором, а на третьем плане.)

Конструктивная компонента проекта - попытка регламентировать введенное Законом 1997 года понятие «традиционной религии». И далее только «традиционным» предлагается сотрудничество и помощь государства. Говорится даже о «частичном поэтапном возвращении» имущества (это, вроде, обещано всем, но де-факто речь может идти почти только о «традиционных религиях»).

Слово «традиционность» часто сочетается в проекте с выражением «несколько веков», что является вполне прозрачным намеком - русский протестантизм (и тем паче не русский) – тоже не традиционен. Значит, традиционны – старое язычество, Московский Патриархат и старообрядцы, ислам Духовных управлений, иудаизм и буддизм (тоже не целиком). Более того, части этих религиозных объединений предлагается дать только региональный уровень «отдельных народов» - то есть территориально или этнически ограниченный (в последнем случае мы, кстати, получим еще и этническую дискриминацию).

Но на самом деле Концепция в одном месте задает очень жесткие критерии «традиционности», а в другом – куда более мягкие, но не менее сомнительные юридически. Так они и расположены – по возрастанию идеологичности в ущерб праву: количество адептов, исторический «вклад» в развитие страны, действия «в качестве созидательной и объединяющей духовной силы российского общества, направленной на поддержание мира и стабильности в Российской Федерации».

Есть в проекте Концепции и просто замечательные пассажи. Например, в разделе, посвященном борьбе с религиозным экстремизмом, среди вполне или не вполне корректных формулировок встречается и «навязывание религии с помощью психического насилия», в просторечии - «зомбирование».

Только не следует думать, что проект сплошь монструозен. В нем есть все правильные слова о свободе совести, равноправии и т.д. Есть даже напоминание о необходимости ввести альтернативную службу (благо, соответствующий законопроект, хотя и очень жесткий, все равно будет в обозримом будущем принят). Концепция – не реакционный документ, но существенный сдвиг в определенном направлении. Это продолжение того же процесса, который привел к принятию дискриминационного Закона 1997 года, но запнулся на том, что компромиссность Закона и амбивалентность госчиновников так и не дали получить новые существенные преимущества «традиционным» и не привели к явному усилению гонений на остальных. Теперь пора процесс активизировать снова.

Совершенно естественно, что митрополит Кирилл и муфтий Талгат Таджуддин практически немедленно поддержали Концепцию. Сугубо положительную юридическую оценку ей дал профессор РАГС Михаил Кузнецов, известный, в частности, своим предложением учредить в России федеральную русскую национально-культурную автономию. Уровень, пафос (и грамматика) "юридической" оценки вот такие: «Учитывая, что в России живет свыше 80% этнических православных, то государство просто обязано считаться с Русской Православной Церковью и старообрядцами».

Остальные же религиозные лидеры (включая главного оппонента Таджуддина – муфтия Равиля Гайнутдина), пока отмалчиваются. Не нашел автор пока и откликов в СМИ, в том числе – на специализированных сайтах. Зависла пауза. В тишине прозвучал только голос директора Института религии и права Анатолия Пчелинцева, традиционно защищающего в первую очередь права русских протестантов: он Концепцию вполне одобрил, попросив только вписать в число «традиционных» «укорененные в Российской Федерации крупнейшие протестантские конфессии, представленные в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ». Вероятнее всего, Пчелинцев воспринял активно продвигаемый проект как официальный и решил не бороться, а добиться хотя бы некоторых «послаблений».

Но вряд ли обсуждаемый проект должен рассматриваться как последнее или хотя бы предпоследнее слово Кремля. Такие документы всегда составляются «с запасом» - в перспективе будущего торга. А уж «укорененных» лютеран, адвентистов, баптистов и пятидесятников чиновники уже привыкли терпеть и открыто дискриминировать, наверное, не будут.

К тому же через три дня после публикации появился и долгожданный проект, подготовленный кафедрой религиоведения РАГС, возглавляемой профессором Николаем Трофимчуком, членом того самого Совета по взаимодействию с религиозными объединениями. Текст РАГС, безусловно, гораздо профессиональнее и обстоятельнее, не содержит явно пропагандистских конструкций. В проекте РАГС прямо утверждается, что соблюдение религиозного равноправия важнее вероятной практической полезности преимущественного сотрудничества государства с Русской Православной Церковью или иными религиозными объединениями. Есть там и целый ряд других важных положений, которые мы не можем обсуждать в рамках этой статьи.

Но нельзя забывать, что Николай Трофимчук не чужой и авторам первого проекта: на сайте www.state-religion.ru он ведет целый раздел. Там же опубликована его книга «Экспансия» (в соавторстве с М.П. Свищевым), посвященная теме геополитической экспансии Запада посредством религиозного миссионерства.

Чтобы было понятнее, о чем речь, приведем одну из посылок книги: «А ведь было время, когда слово «советский» звучало в мире как синоним гуманизма, добра и жертвенности». И один из основных выводов: «В отношениях с Западом Россия должна всячески подчеркивать свою цивилизационную особенность и защищаться с помощью особого рода «социокультурных фильтров», прозрачных для информации, касающейся новых технологий, но не прозрачных или полупрозрачных для информации, способной напрямую воздействовать на систему, основанную на традиционных религиозных ценностях и в целом на всю аксиологическую сферу».

В своем проекте Трофимчук и его коллеги также предлагают законодательно закрепить статус «традиционных религий», только они имеют в виду более широкое его распространение, чем авторы первого проекта. А неопротестанты, пришлые и аутентичные российские новые религиозные движения, ваххабиты и проч. окажутся по другую сторону фронта нашей цивилизационной войны с Западом.

Разумеется, и проект РАГС имеет свои сложности при прохождении. В частности, ему будет активно оппонировать Московская Патриархия: ведь проект негативно настроен к реституции церковного имущества, подчеркивает необходимость развития религиоведения, а не теологии, и вообще содержит явные выпады в адрес РПЦ.

Но это все будет позже. А сейчас пробный шар запускает Институт государственно-конфессиональных отношений и права. Если его проект вызовет остаточно активное сопротивление, нам, видимо, придется подробнее анализировать проект РАГС. А если нет, то свободе совести в России придется снова отступить, и отнюдь не на шажок.



Ссылки на другие материалы сайта по этой теме
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПРОЕКТ. Разработан Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции РФ по г.Москве в лице заместителя начальника Главного управления Жбанкова В.Н.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Проект. Разработан кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Властная вертикаль прорастает в религиозную жизнь - исходный материал с сайта Polit.Ru
Оставить отзыв. (1)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa