Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
Шопенгауэр Артур

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное

Выгодные металлические двери на заказ с гарантией без предоплаты.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (84)


Тажуризина З.А.
Атеизм.


АТЕИЗМ - ( от греч. A - отрицательная приставка и theos - бог) - воззрение, согласно которому естественный мир единственен и самодостаточен, религия же является творением самого человека С этим связано непризнание бытия мира сверхъестественного (богов или бога). При смутном осознании этих идей речь может идти о стихийном А , при философском их обосновании - о теоретическом А. А - закономерный элемент духовной жизни общества, вызванный к жизни социальными, культурными, индивидуально-психологическими потребностями. А. - одна из форм свободомыслия в отношении религии, наиболее последовательная в критике религии, взглядов на мир, в отрицании сверхъестественных сущностей. В современной литературе дано множество определений и классификаций А. Чаще всего он трактуется сужено как опровержение или отрицание бытия бога. Классификации А в западной литре разнообразны. Во многом они субъективны, хотя в той или иной мере учитывают реально существующие различия между видами свободомыслия и А Так, различают практический и теоретический А. (В.Бруггер); радикальный, агностический, постулатный (Х.Шмидт); марксистский, рационалистический, экзистенциалистский (И.Лепп), три вида А., связанные с именами О.Конта, Л Фейербаха и К.Маркса, а также Ф. Ницше (А. де Любак); иногда в понятие А неправомерно включают буддизм и даосизм, и т.д. В отечественной исследовательской литературе 20 в. А рассматривался в различных аспектах: как социальное явление, сторона материалистического мировоззрения, знание о религии, используемое в борьбе против консервативной религиозной идеологии господствующего класса, мировоззренческая позиция личности и т.д. При этом считалось недопустимым отождествление А с неверием вообще, ставился акцент на признании нравственного содержания А , который увязывался со взглядами или учениями натуралистического и материалистического. плана. Исследовались разные типы А.: естественнонаучный, вульгарный, догматический, научный (теоретический, опирающийся на диалектико-материалистические принципы анализа религии), изучались закономерности его развития. В настоящее время социальная потребность в А, в силу кризисного состояния России, возрастающей несвободы личности в условиях усиления криминалитета, нестабильности общества, гибели людей в войнах, вследствие нищеты и наркомании и т.д. резко снизилась Соответственно застопорилось серьезное научное исследование феномена А Все большее распространение получают религиозно-философские и богословские представления об А., который отождествляется нередко с богоборчеством или нигилизмом. Общий тезис "А. есть отрицание Бога" дополняется положениями типа А - "суррогат веры" ( Н Бердяев, А Мень), "извращение мыслей" (С.В. Булгаков), "дьявольское искушение", "хуление Бога", эгоизм, низменные побуждения и т.д.

В истории мысли А. трактовался неоднозначно. В древней Греции понятие А, приобрело отрицательно-этический смысл: атеист - безбожник, нарушающий обычаи и законы общества, заслуживает наказания вплоть до смертной казни (Платон) Идеи А. в античности отразились в учениях софистов, философов натуралистического и материалистического плана ( Демокрит, Эпикур, Лукреций, Лукиан). Отрицательное отношение к А. было воспринято монотеистическими религиями, при этом термин "А." использовался и как обозначение язычества и ересей. Поворот части европейских мыслителей к позитивной оценке А. начался в эпоху Возрождения и достаточно ярко проявился в Новое время, что обусловлено сдвигами в социально-политической, сфере, развитием науки, ростом образования и культуры возросшей потребностью личности в освобождении от религиозной регламентации. Позитивные характеристики А. основывались на признании его культурной социальной и моральной ценности. П.Бейль (17 в.) провозгласил возможность существования атеистического общества , которое в нравственном отношении не уступит религиозным сообществам. В 18 в. началась разработка типологии неверия; при этом под атеистом разумелся "человек, знающий природу и ее законы, а также собственную природу и налагаемые на нее обязанности" (П.Гольбах). Уже в это время ставится вопрос о преодолении религии, о совершенствовании земной жизни людей, о формировании идеала внерелигиозного человека как духовно развитой гармонической личности , "единственными догматами веры" которой являются "труд и доброта" (Д.Дидро). Л . Фейербах (19 в.) выявил культурные снования А., провел сравнит, анализ теизма и А., отдав предпочтение последнему, охарактеризовав его как "положительный, утвердительный", "щедрый, свободомыслящий". В контекст социального бытия А. был поставлен К.Марксом и Ф.Энгельсом, а также последующими марксистами (в т.ч. В.И.Лениным).

Теоретически обоснованный А. существует всего около трех веков, хотя зачатки его восходят к Лукрецию. Впервые он обрел жизнь благодаря усилиям французских просветителей, развивается в лоне марксизма, философского натурализма, секулярного гуманизма. Атеистическое мышление, будучи по существу новаторским, еще не освоено большинством землян - слишком сильна многовековая религиозная традиция, слишком трагичны жизненные обстоятельства. А. - мировоззрение далекого будущего. В идеале атеист - свободолюбивая сильная личность, бесстрашная в гражданском и интеллектуальном плане, цель которой - совершенствование земной жизни, в худшем случае это индивид, полагающий,что "без Бога все дозволено", - в этом случае его позиция смыкается с религиозным нигилизмом.

Оставить отзыв. (84)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa