Чтобы быть философом надо ясно видеть, а чтобы быть правоверным, надо слепо верить.
Дидро Дени

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (8)


Зоя Светова
"Марату Гельману грозят уголовкой"


Православные активисты недовольны художественной выставкой "Россия 2". И грозятся инициировать возбуждение уголовного дела против Марата Гельмана. Похоже, судебный процесс против директора Сахаровского центра Юрия Самодурова и выставки "Осторожно, религия!" не только не охладил пыл борцов с посягательствами на православие, а, напротив, побуждает их провоцировать новые судебные процессы подобного рода.

В коридорах Таганского районного суда Москвы многолюдно. На втором и третьем этажах толпятся люди. Это те, кому не удалось попасть в зал судебного заседания, где слушается дело против выставки "Осторожно, религия!" и ее организаторов. У многих из посетителей суда в руках молитвенники и бумажные иконки. Они представляют тех самых верующих, чьи чувства были глубоко оскорблены выставкой современного искусства в Сахаровском центре. Обида уже прошла, и теперь их обуревает жажда мщения. Эти люди не пропускают ни одного заседания суда и ждут обвинительного приговора и общественного осуждения художников.

Кощунственные картины и карикатуры на Путина

Молодая женщина в длинном платье и темном платке показывает альбом выставки "Россия 2", недавно открывшейся в Доме художника на Крымском Валу.

- Вот, посмотрите, – говорит она. – Здесь кощунственные картины. Они снова их демонстрируют. А еще читают матерные стихи.

-Что делать? – спрашивают другие.

- Батюшка сказал, что ничего громить не надо. Не стоит им делать рекламу. Надо просто прийти и написать свое мнение, – бородатый мужчина передает наставления священника Александра Шаргунова, инициировавшего уголовное преследование сотрудников Сахаровского центра и незримо присутствующего во время всего судебного процесса.- Я уже написала об этой выставке, – говорит "братьям и сестрам" молодая женщина и раздает всем желающим текст под названием "Палата N 666. Или заметки с выставки "Россия 2". Статья написана в жанре доноса и подписана фамилией, сильно напоминающей псевдоним: "Анна Сергеева".

Позволю себе процитировать несколько пассажей: "Они – другие. Они находятся среди нас. Но смешивания не происходит. Они – другие генетически. Вырожденцы. Они проникли во все финансовые и властные структуры... Они по-детски боятся погромов. Но громить кучу мусора то же самое, что разгромить помойку – бессмысленно. Суд над удачно подставленным под удар Самодуровым и его подельниками идет, а на скамье подсудимых места хватит еще для парочки организаторов и одного редактора. Да что скамья – там целая "клетка" свободна! Так что "ваяйте", господа "художники", а мы за вами понаблюдаем".

И вот наблюдения, которыми делится Анна Сергеева: "Одна из работ под названием "Солнце правды, любви и добра" изображает распятого Христа, охваченного пламенем, а все остальное настенное пространство расписано именем Бога. Рядом с картиной был устроен кощунственный, богохульный "хэппенинг" с прочтением матерных стихов... Организаторам сего "действа" хочется напомнить об УК РФ...О статье 213, ч. 2, п. "а": Хулиганство, совершенное группой лиц...

Не понравилось госпоже Сергеевой и то, что на выставке представлено "множество карикатур на Путина". А больше всего ее возмутили люди, которые собрались на вернисаж 18 января: "Железные когти, контактные линзы "а-ля мертвый глаз", оранжевые шарфики и блузочки (ющенковская "чума" проникла и в Москву!), лысые головы, остроконечные уши и крючковатые носы".

Современное искусство всегда кого-то обижает

Пока люди с "человеческими лицами", как именует госпожа Сергеева своих братьев по вере, знакомились с ее опусом в коридоре, в судебном заседании продолжался допрос свидетелей защиты Юрия Самодурова и сотрудников Сахаровского центра.

Первой выступила Евгения Кикодзе, известный специалист по современному искусству. Она представила суду развернутый комментарий на экспертные заключения, сделанные "специалистами", приглашенными стороной обвинения. Кикодзе заявила, что трое из экспертов "не являются специалистами по современному искусству, в их суждениях видны неосведомленность и отсутствие ориентации в современном искусстве".

Кроме того, этот свидетель защиты терпеливо объясняла прокурорам, что такое поп-арт и соц-арт. Адвоката Юрия Шмидта заинтересовал вопрос: "Имеют ли художники право использовать в своем творчестве религиозные образы? Из экспертиз, представленных следствием, получается, что нет".

- Безусловно, имеют, – заявила Кикодзе и добавила: – Эта экспертиза – фальсификация. Она напоминает творения Лысенко в генетике или высказывания 40-х годов о том, что кибернетика – "шлюха капитализма". Ознакомившись с этими экспертизами, я поняла, что происходит подмена. Дама-эксперт по социально-культурной проблематике дает экспертизу по этому делу. А мой пофессиональный статус отвергается. Сегодня они дают заключения для суда, а завтра будут преподавать современное искусство в институте. Очевидно, что для экспертизы надо приглашать искусствоведов и специалистов в данной области".

С мнением коллеги согласился и другой свидетель защиты Андрей Ерофеев, искусствовед с 30-летним стажем работы, заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи. В течение целого часа он отвечал на вопросы адвокатов, прокуроров и судьи.А по сути дела, читал лекцию о современном искусстве. Ерофеев сообщил, что хорошо знает всех художников, участвовавших в выставке "Осторожно, религия!". Работы многих из них находятся в коллекции Третьяковской галереи и в музейных собраниях за рубежом.

"Современное искусство не льстит человеку, – объяснял искусствовед присутствующим -Современный художник или писатель все время нечаянно кого-то обижает, он задевает наше представление о мире. Пройдя через это неудовольствие, человек может для себя что-то открыть. Эта вечная тема взаимоотношений между автором и зрителем. Современный художник привык иметь дело с определенным числом людей, которые ходят на выставки. С так называемым "близким зрителем". Эту выставку посетил дальний зритель. И возникла проблема непонимания. Но зритель мог уйти и отвернуться".

Обе прокурорши слушали Андрея Ерофеева с большим интересом. Казалось, они узнают для себя много интересного. Одна из них ухватилась за проблему "дальнего зрителя". Должен ли художник учитывать интересы зрителей? – поинтересовалась г-жа прокурорша – Допускаете ли вы, что экспонаты выставки могли оскорбить зрителей и им захотелось ее разгромить?

- Допускаю, – согласился Ерофеев.

- А чтобы произошло, если бы таких оскорбленных людей оказалось больше тысячи? – не унималась прокурор.

- Тогда бы случилась фундаменталистская революция, как в Иране, – терпеливо объяснил искусствовед.

Судья внимательно слушал и, казалось, ждал, когда Андрей Ерофеев закончит искусствоведческий "ликбез" для прокуроров. А потом судья задал очень простой вопрос: "Так почему же зрители разгромили выставку?"

- Это политический вопрос, – ответил Ерофеев. – Есть некоторые силы в руководстве страны, которые заинтересованы, чтобы возникали такие конфликтные ситуации. Ситуация погрома выставки была явно спровоцирована. От возмущения до агрессии – несколько шагов. Здравый человек должен был бы себя остановить. Но это недальновидная политика. Она вредит нашему государству.

Пока он это говорил, за закрытыми дверями судебного зала кучковались "дальние зрители". Они обсуждали, каким способом примерно наказать организаторов новой выставки, которая опять оскорбила их религиозные чувства. Единственное, чему они научились за время уголовного преследования Сахаровского центра, – они поняли, что не нужно громить экспонаты. Можно обойтись уголовным преследованием художников и музейщиков. Получится более цивилизованно, чем в Иране.

***

Ситуация погрома выставки была явно спровоцирована

26.01.2005

Источник: Русский курьер

Оставить отзыв. (8)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa