Есть слабые люди, для которых религия имеет силу.
Павлов И.П.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (3)


Шиц Маргарита
Православие ищет контактов со школой. Министерство образования не против. Но с оговорками...


Иерархи Русской Православной Церкви в последнее время стали все активнее высказываться за введение в программы государственных общеобразовательных школ нового предмета - "Основы православной культуры".

Патриарх Всея Руси Алексий II ратует за расширение сотрудничества государства и церкви в сфере образования, подчеркивая, что это не противоречит светскому характеру школы. "Наша культура основана на православных традициях и христианских основах, и каждый культурный человек обязан знать ее истоки. При этом речь, конечно, не идет о введении в школьную программу Закона Божия", - поясняет Святейший. По его мнению, сегодня, после 70 лет духовного плена, рано еще ставить вопрос о преподавании богословия в школе, а вот давать основы православной культуры - вполне своевременно. Патриарх убежден, что "без нравственных, духовных основ мы не создадим новую великую Россию".

"Верую, но в церковь не хожу"

Однако сам тезис о том, что большинство россиян по определению православные и, следовательно, должны радоваться возможности со школьной скамьи приобщаться к миру веры, далеко не бесспорен. Что, кстати, подтверждают и социологические опросы. К примеру, сегодня считают себя православными, по результатам майского опроса фонда "Общественное мнение", 54 процента совершеннолетних россиян. Еще 5 процентов исповедуют ислам, а доля приверженцев других конфессий существенно ниже 1 процента. 37 процентов респондентов отнесли себя к числу атеистов.

При этом всем религиозным правилам или значительной их части следуют лишь 11 процентов опрошенных, а доля россиян, посещавших церкви хотя бы раз в месяц, по данным Института социологии РАН, в 1991-2002 годах оставалась неизменной и находилась на уровне 6-7 процентов.

Судя по данным социологов, процесс приобщения россиян к церкви пошел на спад в середине 90-х. Очевидно, что чем дальше будет исчезать в обществе мода на религию, тем больше номинально православных будут снова называть себя неверующими. Видимо, для того чтобы этого не произошло, церковь и хочет внедриться в школы и вузы.

Сладкий плод или надоевшая каша?

В принципе атеистическое мировоззрение долгие годы было пробным камнем лояльности к советской власти. Однако, как всякий запретный плод, вера в Бога манила и привлекала думающих россиян.

В 80-е годы полные аудитории собирали выступления Сергея Аверинцева и Дмитрия Лихачева, не скрывавших своей религиозности. Огромные неизведанные пласты культуры, которыми блестяще владели эти ученые, заставляли многих слушателей обращаться под воздействием этих бесед к церкви. Когда Сергей Сергеевич Аверинцев цитировал на своих лекциях в МГУ Иоанна Дамаскина и других отцов церкви, студенты слушали его затаив дыхание. Подобный интерес был вполне объясним, поскольку, как признался корреспонденту "ФР" директор Государственного исторического архива, доктор исторических наук Сергей Мироненко: "Мое поколение страдало от того, что мы были лишены возможности получить с той же университетской кафедры полноценный курс истории мировых религий".

Сегодня ситуация изменилась в корне. И вот уже армейские подразделения благословляет православный священник, а в школах православию открывают зеленую улицу. Богословие как учебный курс получает распространение в нескольких государственных вузах, где появляются факультеты теологии. Разработан и утвержден поликонфессиональный государственный образовательный стандарт по специальности "теология".

Более того, создан совместный координационный комитет Министерства образования РФ и Московской Патриархии. По словам замминистра Александра Киселева, курс "Основы православной культуры" в экспериментальном порядке введен в школьные программы ряда российских регионов.

В Министерстве образования РФ нашему корреспонденту пояснили, что это происходит только на добровольной основе: при желании детей и их родителей, с согласия администрации школы и органов управления образования и при наличии кадров преподавателей. Правда, не везде введение нового предмета в программу идет гладко. Некоторые руководители на местах препятствуют этому. А там, где все вроде бы "за", учителей попросту не хватает.

Тем не менее из регионов приходит много писем с просьбой ввести преподавание основ православной культуры в школе из-за падения морали в молодежной среде. В Министерстве образования на эти послания отвечают, что сделать подобное повсеместно в законодательном порядке невозможно. Это противоречило бы светскому характеру образования в России.

Впрочем, последний тезис Минобразования священнослужители пытаются оспорить. Их аргументация такова: нельзя изучать историю и философию без знаний о религиозных вероучениях. Тем не менее знания о мировых религиях российской молодежи, конечно, не помешают. Но скорее всего в таком случае в школьную программу надо вводить не "Историю православия", а "Историю религий". Причем преподавать этот предмет желательно не проповедникам и миссионерам, а историкам и религиоведам. Да вот беда: преподавателей таких днем с огнем не сыщешь.

Мнения

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий:

- Считаю так: не стоит вводить в школу богословские дисциплины. Для этого есть духовные школы, семинарии, академии, училища... Мы же не ставим вопрос о том, чтобы катехизис преподавался в школах! Но, с другой стороны, историю Отечества, историю нашей религии мы должны знать. При этом совсем не обязательно после уроков строем идти в храм.

Церковь не вправе писать учебник истории нашего Отечества. Но принять участие в работе над его выпуском и, в частности, выступить консультантом в разделе, касающемся церковной истории, она должна.

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института:

- Светское образование может быть и религиозным, и атеистическим. Оно может окрашиваться любой идеологией. Министерство образования уже согласилось с тем, что толкование термина "светский" как "атеистический" совершенно неточное. И не случайно в государственный классификатор специальностей введена теология, то есть богословие, подобно тому, как это имеет место в европейских странах и Америке.

Никакого конфликта между государственным и религиозным образованием быть не должно. Государство обязано предлагать свои образовательные услуги в зависимости от запросов своего народа. Если значительная часть народа выбирает православие среди других мировоззрений или просто признает себя преемниками православной культуры и хочет дать своим детям православное образование, то государство должно предоставить им такую возможность.

Но не может быть и речи о том, чтобы православное образование стало обязательным для всех. А вот доступным - другое дело. И не только благодаря негосударственным православным школам.

Владимир Никитин, кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена:

- Одно из положений закона "О свободе вероисповеданий" гласит: "Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии". В современной социальной ситуации богословие может преподаваться только на условиях полного факультатива, то есть на условиях добровольного согласия родителей и не за государственные деньги. В пособиях по этому предмету также необходима пометка, что они рекомендованы к изучению "вне рамок образовательной программы". А если этих слов в пособии нет, то мы вправе спросить: куда смотрит прокурор?

Андрей Сахаров, директор Института российской истории РАН:

- Основные этапы нашей истории неотделимы от истории церкви. Мы должны быть объективны и, значит, противостоять мифам о себе и о времени. Мне кажется, что свою роль в этом должно сыграть включение в сегодняшние учебники глав по истории церкви - с ее героями и антигероями.

Александр Шишлов, глава комитета Госдумы по образованию и науке:

- Надо уважать российскую Конституцию, в которой написано, что Российская Федерация - светское государство, все религии имеют равные права, а кроме того, есть еще право людей не верить в Бога. Я категорически против создания предпосылок для объединения школы с церковью. Я против огосударствления религии.




Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Православие ищет контактов со школой. Министерство образования не против. Но с оговорками... - исходный материал с сайта газеты "Финансовая Россия"
Оставить отзыв. (3)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa