Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (2)


Панасенко Евгений
Последнее искушение Кремля


Министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал ввести в российских школах "культурологический курс основ православия". Пока дата введения еще не определена, историк Евгений Понасенков спешит напомнить, кто и зачем в прежние времена возвращал церковь в лоно государства.

Начнем с того, что в России вера насильственно не только уничтожалась и возрождалась, но и принималась. Князь Владимир, которого потом прозвали святым, имел гарем из нескольких десятков наложниц. А еще он очень любил власть. И ради нее хотел жениться на дочке византийского императора Анне, однако на пути встал религиозный вопрос -- Владимир был язычником. Тогда князь крестился сам и всем велел: "Если кто-нибудь, будь он богат или беден, нищий или раб, не окажется завтра на берегу реки, он станет для меня врагом". Характерно, что даже священников-крестителей привезли из Византии насильно -- связанными!

На протяжении российской истории были периоды, когда не то чтобы церковь отделялась от государства, а просто граждане как-то спокойнее начинали относиться к православию. Государству приходилось с этим бороться. Например, во время правления Александра I свободомыслие дошло до неприличных пределов, даже несмотря на то, что под конец царь стал чрезвычайно набожным. Преемник Александра I Николай I особо верующим не был, но прекрасно понимал важность церкви. Поэтому он стал широко отмечать церковные праздники, ездить по монастырям с поводом и без повода. Митрополит Платон Киевский так объяснял поведение императора: "Немалое число дворян отуманилось веянием легких ветров с Запада и стало холодно относиться к первой нашей народной силе -- к Православной церкви". Случались, впрочем, и конфузы. 24 мая 1835 года император неожиданно посетил Юрьев монастырь, где велел архимандриту Фотию "отслужить, что там полагается". Тот приказ выполнил, но наспех. В итоге царь пожаловался в Синод на то, что священник "не целовал руку у государя, а протянул сам руку для целования". Фотия вызвали в Петербург, провели разъяснительную беседу и сослали.

Естественно, все это не могло не коснуться и образования. 26 июля 1835 года был издан Общий устав императорских российских университетов. В уставе, в частности, говорилось о целях реформы: "Сблизить наши университеты с коренными и спасительными началами".

Отделение церкви от государства, а с ним и становление светской власти и образования в России произошло 2 февраля 1918 года по решению Совнаркома. То же самое произошло после Великой французской революции 1789 года и Ноябрьской революции в Германии в 1918 году. Важнее вспомнить, когда положение менялось вновь и с чем или с кем это было связано.

Во Франции тесный союз государства с церковью возобновил Наполеон Бонапарт, заключив в 1801 году знаменитый конкордат с папой Пием VII (обнародован как государственный закон 8 апреля 1802 года). Католицизм был объявлен "религией преобладающего большинства французской нации". Знаменитые военные бюллетени Наполеона читались в церквях, а одной из принципиальных составляющих реформы образования было внедрение религиозного курса в школах. Наполеон был политиком-практиком и прекрасно осознавал, что религия -- мощный рычаг в деле контроля над обществом. Объясняя свою инициативу, первый консул был предельно откровенен: "Я вступил на землю Египта, сделавшись мусульманином, итальянское население я пленил ультракатолицизмом, а если мне придется управлять евреями, я восстановлю храм Соломона".

Спустя век с лишним, в 1929 году, подобный конкордат (Латеранские соглашения) заключил и итальянский диктатор Бенито Муссолини, в молодости, на сходках итальянских коммунистов доводивший зал до исступления, когда, стремясь доказать, что вера -- не более чем глупость, давал Богу одну минуту, чтобы разразить его на месте. Когда у "великого Дуче" спросили, зачем ему -- ярому атеисту и бывшему переводчику Каутского -- подобное братание с церковью, зачем заменять учителей истории в школе священниками, зачем переписывать учебники с целью обелить инквизицию и доказать, что экспансия древних римлян и христианство -- явления преемственные, он отвечал: "На Бога мне плевать, но он мне нужен. Как еще заставить подчиняться весь этот сброд?"

Пришедший к власти Адольф Гитлер уничтожил Веймарскую республику, а с ней и конфликт власти и церкви: при фюрере она стала надежным слугой идеологической машины. Гитлер пошел по пути, проторенному Наполеоном и Муссолини. В 1933 году уполномоченный немецкого правительства фон Папен (католик и рыцарь Мальтийского ордена) подписал конкордат с папским престолом. И это при том, что сам фюрер ненавидел христианство и постоянно ругал "еврейско-христианскую веру с ее женственной жалостливой этикой". Он ненавидел традиционную христианскую религию, ее "грубо состряпанную по ходу дела историю", а священников считал "предателями, которые могут изменить в любой момент". Однако понимая важность церковной идеологической машины, фюрер даже запретил Геббельсу выходить из католического вероисповедания.

В самом начале войны перепуганный стремительным продвижением немецких войск Иосиф Сталин (бывший семинарист, нещадно уничтожавший священников) в своем первом радиообращении к гражданам СССР назвал всех почти по-церковнославянски -- "братья и сестры". А в тяжелом 1943 году, нуждаясь в сплочении народа, он же восстановил патриарший престол...

В общем, как показывает история, церковь -- это дополнительный столб в вертикали власти, выстраиваемой самодержавно-диктаторскими режимами. Потому как без помощи религии добиться патриотизма и лояльности к себе такие режимы, видимо, считают себя неспособными.




Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Последнее искушение Кремля - исходный материал с сайта еженедельника "Коммерсант-Власть"
Оставить отзыв. (2)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa