Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Менкен Генри Луис

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (6)


Разное
ОПК в пролете, Кураев паникует


Большинство четвероклассников с 1 апреля начнут изучать основы светской этики. Об этом говорит статистика, предоставленная «Газете.Ru» в 16 регионах России. По мнению экспертов, выбор родителей закономерен: большинство людей называют себя православными только из-за национальности. Кроме того, родители еще не видели учебника ни по по одному модулю, в том числе по светской этике, у которого несколько раз менялись авторы.

Предмет «духовно-нравственное воспитание» появится в школьном расписании через две недели. Тысячи детей начнут проходить обучение по одному из шести предложенных министерством образования и науки модулей: основам православной, исламской, иудейской, буддистской культур, история и культура мировых религий и светской этики. У большинства округов заявления от родителей школьников о зачислении их детей на тот или иной модуль были уже в январе. Правда, чиновники предупреждают, родители могут еще передумать: у всех есть шанс перезаписать ребенка на другой предмет.

Получать духовно-нравственное воспитание будут в 14 областях семи федеральных округов: в Еврейской автономной области, Камчатском крае, Пензенской области, Удмуртской и Чувашской республика, Вологодской области, Калининградской области, Красноярском крае, Новосибирской, Томской, Курганской, Свердловской, Костромской, Тамбовской, Тверской областях, Калмыкиия, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае, Чеченской республике.

По подсчетам «Газеты.Ru», наибольшее количество заявлений родители написали на модуль «светская этика». В 16 областях ее будут изучать более 75 тысяч школьников.

На втором по популярности месте основы православия; на третьем — история мировых религий. Ислам подавляющее большинство жителей выбрало только в двух республиках — Чечне и Карачаево-Черкесии. Буддистскую культуру будут изучать больше 50% четвероклассников Калмыкии. Основы иудаизма спросом не пользовались: в большей части регионов их не выбрали вовсе, в оставшихся на этот урок пойдут меньше 1% школьников.

Православие лидирует среди четвероклассников Центрального округа. При этом в Тверской, Тамбовской и Костромской областях основы иудаизма не захотел изучать никто. В Тамбовской области с третьей четверти на «духовно-нравственное воспитание», по данным областного управления образования и науки, пойдут всего 8392 школьников. 55% начнут изучать основы православия, а 37% — светскую этику. В Тверской области участвуют в эксперименте 10572 четвероклассников, сообщили в тверском департамента образования. 62,3% их родителей подписали заявление на изучение основ православия, 31,6% — светской этики. Учителя Костромской области будут преподавать новый курс 5450 школьникам. На основы православия пойдут около 75% четвероклассников, 16,8% — на светскую этику. Костромская область стала единственным регионам Центрального округа, где будет также преподаваться буддизм. Правда, как сказали «Газете.Ru» в областном департаменте образования и науки, только 0,2% учащимся, то есть примерно 11 четвероклассникам.

На светской этике остановились большинство семей Северо-Западного округа.

В эксперименте от него участвуют две области. В вологодском департаменте сказали, что от их области это 10300 учеников, примерно 57% из которых будут учить светскую этику и 25, 4% — основы православия. Источник в министерстве образования Калининградской области сказал, что осваивать новый предмет будут 7335 четвероклассников. 57% из них выбрали светскую этику, 34% — основы православия.

На светскую этику основной поток детей пойдет и в Сибирской округе — одном из самых многочисленных участников эксперимента. В министерстве образования и науки Красноярского края сказали, что среди 25146 детей этот модуль изучат 58,2%. Вторые по численности классы будут на истории мировых религий — 21,5%. По данным же департамента образования Новосибирской области, 1 апреля на духовно-нравственное воспитание пойдут 27697 школьников: 67% — на светскую этику, 18,5 — основ православия.

В Дальневосточном округе в эксперименте участвуют немного школьников. Из Еврейской автономной области, согласно статистике регионального комитета образования, новый предмет будут изучать 1714 четвероклассников, 61,26% которых выбрали основы православия и 24,09% — историю мировых религий. На Камчатке в эксперименте участвуют 2283 школьника. Почти 47% из них выбрали светскую этику и 39% — основы православия.

В Курганской области, принадлежащей Уральскому округу, из 8554 заявлений 60% также подано на модуль светской этики. 20% родителей здесь хотят, чтобы их дети изучали православную культуру.

Предпочтения родителей в Приволжском округе разделились.

Так, в Пензенской области сложилась уникальная в ходе эксперимента ситуация.

10055 участвующих в нем человек выбрали только два, как заявляют эксперты, «самых нейтральных модуля» — основы светской этики (62%) и мировых религий (38%). В министерстве образования Пензенской области пояснили, что жители региона исторически толерантны в отношении людей других религий. Возможно, отсюда и повышенный интерес именно к вере народов, живущих рядом, и светской этике в целом. «Пензенская область является многонациональным и многоконфессиональным регионом, — сказала «Газете.Ru» главный специалист-эксперт областного минобра Ольга Дворянская. — У нас богатый опыт ведения факультативной работы по преподаванию историй и культур разных религий. Потребность родителей в изучении религиоведческих курсов в целом удовлетворяется (в частности, при каждом культовом центре уже давно работают воскресные школы)».

В школах Удмуртии большая часть четвероклассников также прослушают курс по основам светской этики. Из 13939 человек, по информации министерства образования и науки Удмуртской республики, его выбрали 52%. А выбор родителей из Чувашии распределился практически ровно по трем предметам: из 11285 школьников в итоге 34,8% пойдут на основы православия, 32,8% — на историю мировых религий и 30,5% — на светскую этику.

Наиболее разноплановым в вопросе вероисповедания оказался Южный округ. В его республиках лидерами стали не православие и светская этика. Так, в Чечне, как и предполагали специалисты, 99,64% родителей четвероклассников (20645 человек) отправили их изучать основы ислама. На уроки православной культуры здесь будут ходить только 73 ребенка. Остальные модули жители Чечни проигнорировали. Во второй исламской республике округа — Карачаево-Черкесии — мнения родителей разделились. Из 4161 четвероклассников на основы исламской культуры пойдут 37%, а основы светской этики будут учить 22,9%. Калмыкия же стала единственным регионом, где больше половины учеников — 51% из 2992 человек — выбрали модуль буддистской культуры.

В министерстве образования Ставропольского края сказали, что более 60% детей отправятся на основы православной культуры. Подробные данные в Ставропольском крае предоставлять отказались. Заместитель министра Ирина Кувалдина пояснила, что «не бросаться цифрами» регион попросило вышестоящее начальство из центра. По мнению чиновников, закрытая статистика говорит о толерантности региона: «У нас каждый без давления со стороны может идти куда хочет». Кроме того, в министерстве подчеркнули, что цифры постоянно меняются, так как родители решают переписать своих детей на другой курс. «Мы не препятствуем этому. Мы толерантный регион», — еще раз подчеркнула собеседница.

Не стали предоставлять официальную статистику и чиновники Калининградской области. Источник в министерстве, сообщивший «Газете.Ru», что осваивать новый предмет будут 7335 четвероклассников, 57% из которых выбрали светскую этику, также уточнил, что цифры «не рекомендованы для обнародования в прессе». При этом чиновники регионального минобра ссылаются на некие устные распоряжения своего руководства «о морально-этической стороне данной статистики». По их мнению, опубликованные данные могут подтолкнуть родителей к выбору тех модулей, за которые проголосовало большинство. В минобре Свердловской области сказали, что предоставят данные только в течение месяца, после официального запроса. А в Томской области распределение учеников на модули не подсчитывали, так как родители меняют свое мнение. «Есть старые сведения, новые мы предоставим, как только уточним», — сказал один из сотрудников ведомства.

В образовательных ведомствах считают, что популярность светской этики обусловлена тем, что родители еще до сих не видели ни одного учебника.

«Следующий выбор родителями будет сделан осознанный, увидят учебники и сориентируются. А сейчас боялись, что их детям начнут преподавать религию, а не культуру. Родители уже немного успокоились, и многие в последствие подали заявления на модуль основы православия», — сказал «Газете.Ru» ведущий специалист отдела нормативно-правового регулирования и кадровой политики Главного управления образования Курской области Елена Корнеевец.

Доцент кафедры сравнительного изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борис Фаликов считает, что сложившаяся ситуация «была предсказуемой». «В общем, с моей точки зрения, этого следовало ожидать. Дело в том, что, несмотря на социологические опросы, согласно которым у нас более 70% называют себя православными, по-настоящему православных людей в России мало. Положительно на вопросы о том, как часто вы ходите в церковь или причащаетесь, отвечают 5—6%. Это больше национально-культурная идентификация», — говорит независимый эксперт.

При этом Фаликов отметил, что до сих пор неясно, как будет преподаваться светская этика.

«Действительно, немного смешно, что в четвертом классе будут читать основы светской этики. Не про Канта же рассказывать», — сказал он. По мнению Фаликова, возможной причиной популярность светской этики за Уралом может быть то, что «протестантские церкви ведут там удачную деятельность». Кроме того, Фаликов напомнил, что с разработкой учебника по светской этике были проблемы, в частности, несколько раз у него менялись авторы.

Автор же одобренного Министерством образования учебника «Основы православной культуры» диакон Андрей Кураев сказал, что статистика министерств неточная. «К примеру, в городе Железногорск Красноярского края ноль людей выбрали ОПК. Потом мы выясняем, что просто в городе не было родительских собраний, никто не голосовал, никого не оповещали. Сами люди приходят и говорят. По нашей статистике, 60% родителей заинтересованы в ОПК, но механизмы, предложенные Минобрнауки, дают около 20%», — пояснил он «Газете.Ru». Диакон считает, что в школах «просто не хотят напрягаться: считают, что проще преподавать один предмет, поэтому не извещают родителей». Кроме того, до сих пор родители не увидели ни одного учебника ни по одному модулю. «Мы видим, что Минобрнауки так и не обкатало механизм выбора того или иного предмета, хотя у него было такое поручение. Хорошо, что в сентябре можно будет переголосовать, чтобы эта жуткая статистика не стала вечной», — добавил Кураев.

Регионы действительно признают: единственное, что им нужно, чтобы начать курс, — партии учебников, которые Минобразование и издательство «Просвещение» до сих пор не прислали.

Как ранее заявлял генеральный директор издательства Александр Кондаков, учебные пособия должны поступить в регионы 20—25 марта. Но в некоторых из образовательных ведомств «Газете.Ru» сказали, что сроки доставки уже сдвинулись еще дальше.

http://www.gazeta.ru/social/2010/03/16/3339401.shtml
Оставить отзыв. (6)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa