|
|
|
Разное |
Чехов и его православная вера В продолжение предыдущей записи про Эйнштейна родилась еще одна, про Чехова. Итак, вам представляется Голованова Наталия Борисовна, соискатель аспирантской должности, кафедра философии, Нижегородский Государственный Педагогический Университет. Место работы: кафедра теории и методики обучения русской словесности (НГПУ). Круг научных интересов: религиозные воззрения русских и зарубежных писателей; религиозные мотивы в различных художественных произведениях; христианская и индуистская философия и теология. Вот, что Наталья Борисовна пишет про Чехова в своей статье "Духовное завещание А.П. Чехова потомкам. Проблема отношения А.П. Чехова к религии": http://www.auditorium.ru/aud/v/index.php?a=vconf&r=thesisDesc&id_thesis=3038 Тут пока все нормально. Скажем, слова Вольтера "раздавите гадину!" показывают, что он не был безразличен к религии, ибо если бы он был к ней безразличен, он бы не говорил "раздавите гадину!". Логично? Ладно, вернемся к Наталье Борисовне: А.П. Чехов был рожден в православной семье, с ранних лет своей жизни был знаком с Церковью, с православным богослужением; в одном из писем к И.Л. Леонтьеву он писал: Абзац мною приведен полностью, ничего не пропущено, все многоточия - авторские. Милейшая госпожа Голованова для нашего удобства и лучшей понимаемости сократила слова Чехова. Но нам все же интересно увидеть их целиком, правда ведь? Ну-ка, ну-ка посмотрим. Я не уступлю г-же Головановой в заботе об удобстве читателя и выделю пропущенные фразы: http://www.skeptik.net/skeptiks/ Далее Наталья Борисовна цитирует: Доктор богословия иеромонах Филарет (Кулешов) так оценивает результаты религиозного воспитания писателя: "Чехов вынес из религиозного воспитания в семье сильное впечатление в пользу живой и сердечной веры. Он пережил сам восторг молитвы и радость церковного богослужения, но, повзрослев, поступив на медицинский факультет университета, начал терять свою веру. Он попал в новую среду, в которой существовала только вера в материю и в "органическую клетку". Образование, полученное им на медицинском факультете, несомненно, утвердило его в этом направлении, утвердило настолько, что, не будучи ни в какой мере атеистом по своей душевной природе, он принял обязательное безбожие в основу своего сознания, будучи глубоко убежден, что "образованный человек не может верить в Бога". Далее, опять Наталья Борисовна: Однако осознание этого факта не смогло сделать из Чехова убежденного атеиста. Он по-прежнему в глубине души остался человеком верующим, но, пропуская христианские догматы через призму собственного рационализма, существенно переосмысливал и видоизменял их, приспосабливая к собственному мировоззрению. Впрочем, мы можем продолжить цитировать статью иеромонаха Филарета (Кулешова), доктора богословия "Один из самых свободных художников в русской литературе" - в следующем абзаце он заявляет: http://vos.1september.ru/articlef.php?I Мне не под силу тягаться с филологом и доктором богословия - они, конечно же, лучше меня чувствуют чеховский "восторг молитвы и радость церковного богослужения" и лучше знают, что творилось у Чехова "в глубине души". Но все же, может спросить у самого Чехова? Итак, еще раз. Иеромонах Филарет говорит: "Чехов вынес из религиозного воспитания в семье сильное впечатление в пользу живой и сердечной веры. Он пережил сам восторг молитвы и радость церковного богослужения". А теперь поднимитесь несколькими абзацами выше и прочтите еще раз выделенные слова Чехова про его детские восторги от молитв. А вот еще - про живость религиозных впечатлений детства: http://www.skeptik.net/skeptiks/ А вот самое знаменитое высказывание Чехова о религии, которое цитируют не только атеисты, но и верующие серьезные исследователи его религиозных взглядов. Причем верующие это высказывание всячески комментируют, интерпретируют, толкуют - но они его честно цитируют! Но ни Голованова, ни Кулешов этой цитаты не приводят: http://www.skeptik.net/skeptiks/ Не буду философствовать на тему, осталась ли в глубине души Чехова вера в христианского бога. Я только скажу, что, читая отдельных филологов и богословов, я теряю последние остатки гуманизма и начинаю задумываться: а может, некоторых людей действительно стоит бить по голове канделябром? |
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|