Есть слабые люди, для которых религия имеет силу.
Павлов И.П.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (3)


Филиппов Иван
In God We Trust


Джорджа Буша не зря называют «крестоносцем Нового Света». После терактов 11 сентября 2001 года он призвал мировое сообщество «объявить крестовый поход на терроризм», тем самым оскорбив миллиард мусульман по всему миру. В истории Америки уже был период борьбы с врагами под религиозными лозунгами. США до сих пор с содроганием вспоминают о 1950-х годах. Это было время сенатора Маккарти с его «охотой на ведьм», всемогущего главы ФБР Эдгара Гувера, ожесточенно воевавшего с «красной угрозой», и великого Алена Даллеса, возглавлявшего ЦРУ в пору его расцвета.

 

Свой второй срок американский президент Джордж Буш начал с самым низким уровнем поддержки населения за всю историю США. На время его торжественной инаугурации Вашингтон превратился в осажденную крепость. На улицы столицы вышли тысячи протестующих и десятки тысяч полицейских. Кортеж президента ехал через толпы манифестантов, скандировавших лозунги: «Буш – военный преступник» и «Еще 4 года – еще 4 войны». Несмотря на протесты и жесткую критику со всех сторон, президент Буш свою политику менять не намерен. США будут и дальше насаждать «доброе и вечное» во всех странах мира и готовы, если понадобится, использовать для этого армию. За время своего правления Джордж Буш успел поссориться с несколькими многочисленными группами американских избирателей. Например, его терпеть не могут геи, пацифисты, правозащитники, либералы, защитники окружающей среды и атеисты. Своих убеждений президент после выборов не поменял. Он не намерен узаконивать однополые браки, ему не очень интересна ситуация с окружающей средой и уж точно он не собирается отказываться от своей религиозной риторики.

Накануне вступления в должность Джордж Буш в очередной раз задел чувства неверующих избирателей. «Я не представляю себе, как можно быть президентом, если не имеешь особых взаимоотношений с Господом», – заявил он в интервью, посвященном инаугурации, газете The Washington Post. В ответ Организация американских атеистов обвинила президента в нарушении конституции страны, неуважении к собственному народу и сравнила режим Буша с режимом талибов.

Отношения неверующих американцев с властью никогда не были особенно теплыми. Хотя официально в США церковь отделена от государства, американские политики чаще всего используют слова «Бог», «Родина» и «мамин яблочный пирог».

 

Разменная монета

 

Главным «преступлением» американского правительства все без исключения атеисты считают появление на долларе нового национального девиза – «Мы верим в Бога» (In God we trust). Эти слова появились на национальной валюте в эпоху, которая многим историкам очень напоминает современную Америку – в середине 50-х годов XX века.

В США до сих пор с ужасом и содроганием вспоминают о 1950-х годах. Это было время сенатора Маккарти с его «охотой на ведьм», время, когда американское общество застыло в оцепенении перед «красной угрозой». Страна жила в постоянном страхе перед коммунизмом: «русские идут». 1950-е были годами усиления спецслужб и фактического исчезновения понятий «частная жизнь» и «права человека». ФБР и ЦРУ – главные спецслужбы Америки – возглавляли Эдгар Гувер и Ален Даллес, люди, вошедшие в историю США как одни из самых влиятельных политиков своей эпохи.

Для Штатов угроза со стороны СССР была не только военной, но и идеологической. Как и в XXI веке, в 1950-е власть сама была панически напугана: а что если в стране возникнет «пятая колонна»? Выход виделся не только в показательных процессах над «коммунистами», но и в возврате к традиционным ценностям, в первую очередь к Богу. Религия должна была спасти национальный дух от «безбожного коммунизма». Вполне по-американски Бога не просто вернули, Его вписали крупными буквами в повседневную жизнь.

Споры об уместности появления надписи In God We Trust на долларах не утихают до сих пор. Самыми ярыми противниками «секуляризации валюты» являются ультраконсервативные республиканцы. По их мнению, упоминание Бога соответствует «традиционным принципам» Америки. Однако отцы-основатели совсем не собирались чеканить «религиозные монеты». До конца XIX века национальным девизом США было: E Pluribus Unum, что переводится с латыни, как «Из многих – один» и означает одну нацию, созданную из 13 колоний. Этот девиз предложил Томас Джеферсон – человек, который, по собственному признанию, «возвел стену между церковью и государством». Впервые слова E Pluribus Unum появились на монетах в 1798 году, а с 1837-го они стали официальным девизом.

На заре американского государства свои собственные монеты чеканил каждый штат, и ни на одной из них не упоминался Бог. На монете, дизайн к которой придумал Бенджамин Франклин, было обращение к британскому королю: «Не лезь не в свое дело» (Mind your own business).

Впервые упомянуть Бога на национальной валюте предложил проповедник из Пенсильвании преподобный Уоткинсон. Он уговорил Чейза предложить Конгрессу изменить дизайн монет и внести в него слово «Бог», так как «это автоматически поместит нашу страну под защиту Всевышнего».

В Конгрессе предложение преподобного было принято буквально на ура. К концу XIX века развитие американской политической системы достигло такого уровня, что политики стали всерьез задумываться о роли различных этнических и религиозных групп на выборах.

Когда Чейз представил Конгрессу предложение Уоткинсона, конгрессмены сообразили, что принятие подобного решения серьезно повысит их популярность среди религиозных избирателей и увеличит шансы на переизбрание. Предложение было принято, и в 1864 году слова «Мы верим в Бога» появились на монетах достоинством один, два и три цента.

Это решение нашло понимание у избирателей. Подобный прохристианский закон имел такой политический потенциал, что в 1908 году Конгресс обязал чеканить девиз «Мы верим в Бога» на всех монетах без исключения. Сделано это было, несмотря на активное противодействие действующего президента Теодора Рузвельта.

«Я абсолютно уверен, что чеканка нового девиза на монетах не только не полезна, но и по-настоящему вредна. Мне кажется, что это проявление неуважения, которое граничит с богохульством. Мне кажется крайне неразумным обесценивать эти слова чеканкой их на деньгах», – писал в 1907 году Рузвельт своему другу.

Стоит отметить, что псевдопатриотическая и религиозная риторика была очень популярна в начале века в США. Причем не только среди умеренных политиков, но и у откровенных экстремистов. Хорошей тому иллюстрацией был тот факт, что с начала века неуклонно росла популярность Ку-Клукс- Клана. К 1930 году в рядах этой ультрарелигиозной националистической организации состояло четыре миллиона американских мужчин. Однако убеждение Рузвельта в том, что упоминание Бога на деньгах является профанацией и в прямом смысле слова нарушает одну из заповедей, разделяли и другие, по-настоящему верующие американцы. Следующие пятьдесят лет лозунг «Мы верим в Бога» оставался лишь на монетах. На купюрах продолжали печатать старый девиз – E Pluribus Unum.

 

Дензнаки времени

 

В 1950 году в США началась эра «маккартизма». Все силы ФБР и населения были брошены на поиск коммунистов в американском обществе. Возглавил эту «охоту на ведьм» сенатор Джо Маккарти. Одного его слова хватало для того, чтобы человек лишался работы, семьи и репутации. Жертвами сенатора стали сотни ни в чем не повинных американцев. Имя Маккарти стало в США нарицательным. Сегодня «маккартизмом» называется любая политика, выходящая в своем беззаконии за грани приличия.

Апогеем антикоммунистической истерии стало в 1950 году дело Розенбергов. По обвинению в шпионаже были арестованы супруги Джулиус и Этель Розенберг. В шпионаже в пользу Советского Союза обвинялся лишь Джулиус, однако своей вины он не признавал. Тогда, по личному приказу директора ФБР Эдгара Гувера, была арестована его жена. Гувер надеялся, что с помощью женщины ему удастся надавить на несговорчивого Розенберга. Однако супруги продолжали упорствовать. В 1951 году они были отданы под суд. ФБР утверждало, что во время второй мировой войны Розенберги передали СССР ядерные секреты США. Суд признал их виновными и приговорил к смертной казни. Зачитывая приговор, судья Ирвинг Кауфман заявил, что преступление Розенбергов «хуже убийства. Они участвовали в дьявольском заговоре с целью уничтожить нашу богобоязненную страну».

По мере роста антикоммунистических настроений становилось понятно, что американское общество психологически готово пожертвовать идеалами отцов-основателей США в пользу «безопасности». В 1955 году жертвой «красной угрозы» стала религиозная толерантность. К середине XX века в сознании рядового американца слова «коммунизм» и «атеизм» уже давно стали синонимами. Барометром, определяющим «народные чаяния», стал американский Конгресс. По инициативе нескольких видных конгрессменов Конгресс 84-го созыва принял резолюцию о замене на всей национальной валюте существующего девиза E Pluribus Unum на новый – «Мы верим в Бога».

«Я искренне надеюсь, что Сенат одобрит наше предложение. В эти дни, когда Америка противостоит империалистическому и материалистическому коммунизму, который хочет уничтожить нашу страну, мы должны искать новые пути к укреплению фундамента нашей свободы. Америка основана на свободе и вере в Бога, на желании американцев жить согласно Божьим заповедям. До тех пор, пока люди нашей страны верят в Бога, мы непобедимы. Чтобы постоянно напоминать об этом гражданам, мы считаем необходимым поместить на национальную валюту вдохновляющие слова: «Мы верим в Бога», – писал в обращении к Сенату один из инициаторов проекта конгрессмен Беннет.

Сенат утвердил предложение Конгресса, а 30 июля 1956 года президент Дуайт Эйзенхауэр подписал соответствующий закон. Правда, из-за бюрократизма госаппарата слово «Бог» появилось на долларах к тому времени, когда истерика по поводу «красной угрозы» стала постепенно проходить. В 1954-м закончилось страшное время маккартизма, и к началу 1960-х годов американцам уже не очень хотелось думать о Боге. В истории страны наступала новая эра.

 

Старый девиз борозды не испортит

 

Некоторые американцы до сих пор шутят, что фраза «Мы верим в Бога», хотя и не является лучшим в истории национальным девизом, определенно более благородна, чем другой лозунг, популярный в середине прошлого века: «Лучше быть мертвым, чем «красным».

«Параллель между действиями правительства в 1950-е годы и сегодня совершенно очевидна. И тогда и сейчас власти преувеличивали угрозу и слишком жестко и во многом неправильно реагировали на нее», – говорит бывший сотрудник ЦРУ доктор Марк Сейджман.

Нынешняя администрация Белого дома применяет для борьбы с угрозой исламского террора те же методы, которые 50 лет назад использовались для борьбы с коммунизмом. Ни одно «антитеррористическое» выступление президента Буша не обходится без упоминания о Боге, который «помогает американцам в борьбе».

Если Буш берет из 1950-х Бога, то другие члены его команды вспоминают сенатора Маккарти. Главный охотник за коммунистами придерживался мнения, что врагов народа нельзя судить по закону. На коммунистов не распространялась презумпция невиновности, их отказывались защищать адвокаты, и они просто не могли надеяться на объективное разбирательство и справедливый приговор. Сегодня подобную ситуацию можно увидеть как на базе в Гуантаномо и тюрьме «Абу-Грейб», так и в самой Америке. Новый министр внутренней безопасности США Майкл Чертофф, еще будучи замминистром юстиции, инициировал законы вполне в духе покойного сенатора Маккарти. Чертофф ограничил права подозреваемых в терроризме и их защитников и разрешил полиции и ФБР задерживать всех «подозрительных иностранцев» на неопределенный срок без предъявления обвинений.

Нынешние политики с легкостью повторяют старые ошибки. По мнению специалистов, подобные «антитеррористические» меры лишь усугубляют положение, а попытка ввязать в борьбу с «Аль-Каидой» Бога и вовсе похожа на тушение пожара керосином. В развале СССР и исчезновении «красной угрозы» доллары, разумеется, сыграли свою важную роль, однако можно с уверенностью сказать, что слова «Мы верим в Бога» к победе Запада в «холодной войне» отношения не имеют. Все дело в платежеспособности.

Журнал "Компания"

http://www.ko.ru/document.asp?d_no=11279&p=1

Оставить отзыв. (3)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa