Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (48)


Фаликов Борис
Выборы и апокалипсис


Накануне парламентских выборов поддержкой верующих пытались заручиться политики всех мастей. Геннадий Зюганов даже обронил загадочную фразу о том, что настоящий коммунист – это обязательно верующий. Президент Путин тоже нашел время, чтобы встретиться с православными и мусульманскими лидерами. И те и другие отозвались о встречах с президентом весьма позитивно.

В этом году российские социологи, как обычно, провели исследование рейтинга общего уровня политического влияния в регионах России. Оказалось, что в нем правящий епископ занимает 4-е место сразу вслед за главой исполнительной власти, председателем законодательного собрания и мэром столицы субъекта федерации.

То есть обходит главу местного ФСБ. Такой расклад сил удивил даже авторов исследования, так как в первом опросе 2003 года местный иерарх РПЦ занимал лишь 18-ю позицию! Что же получается, не зря политики стремятся склонить их на свою сторону? И религиозный фактор действительно играет большую роль в электоральной жизни новой России?

Скорее всего, вывод о политическом влиянии связан с наглядной близостью религиозных лидеров к местным властям, которая в последние годы растет на глазах в буквальном смысле слова.

Людей в рясах и тюрбанах можно увидеть сейчас на всех важных элитных сборищах.

Предположим даже, местные власти действительно прислушиваются к батюшкам и муллам (тем более что они также видят, как президент лобызается с патриархом), но каково влияние пастырей на свою паству? Ясно, что при оценке этого влияния нельзя ориентироваться на светскую модель отношений начальников и подчиненных. Духовный авторитет сильно отличается от политического. Им может обладать какой-нибудь старец в глухом монастыре, но не правящий епископ. К мнению последнего могут и не прислушаться.

В православной среде в отношениях пастырей и паствы можно заметить одну четкую закономерность.

Церковных начальников в большей степени поддерживает публика малограмотная, сельская, по преимуществу женского пола. Ей что скажут, она то и делает.

Но чем выше уровень образованности, степень урбанизации и т. д., тем слабее эта зависимость. В ответ на озвученный батюшкой призыв сверху голосовать за кого надо ему могут и напомнить евангельское «Богу богово, а кесарю кесарево» – мол, не суй нос не в свои дела. Кстати, в случае забитой сельской паствы политические призывы тоже могут наткнуться на сопротивление, но другого рода. В этой среде широко бытует мнение, что наступают последние времена, а потому никакой власти доверия нет, она от Антихриста, и пачкаться всякими выборами не стоит, и так грехов много. Получается, что власть вряд ли может рассчитывать привлечь на свою сторону православный люд, даже заручившись поддержкой церковного руководства.

Косвенно это признало и само руководство. Накануне выборов один из лидеров «Союза православных граждан» (некогда радикальной организации, прирученной патриархией) Кирилл Фролов сделал сенсационное заявление. Консерваторы и либералы объединяются в борьбе против церкви и государства. Они критикуют Путина и патриарха, создавая предпосылки для «оранжевой революции», которая, ясное дело, инспирируется мировой закулисой. Под консерваторами Фролов имел в виду сторонников чукотского епископа Диомида, который обратился к патриарху с очередным письмом, обвинявшим его в якшании с еретиками, то есть с католиками, и заискивании перед властями. Диомид и его сторонники как раз и являются носителями апокалиптических настроений, не желающими оскверняться общением с антихристовым воинством, то бишь еретиками и светской властью. Из конспирологических бредней Фролова можно извлечь и рациональное зерно. РПЦ хочет подстелить себе соломки. Если верующие все же проигнорируют выборы, то в этом следует винить не лояльную патриархию, а всяких отщепенцев, к тому же вдохновляемых врагами из-за рубежа.

Похоже, выказывая властям предержащим самое любезное расположение, лидеры РПЦ в большинстве своем не слишком хотят открыто ввязываться в политические баталии.

Ведь это явно рознилось бы с историческим путем православия, которое никогда не стремилось играть главенствующую роль в делах мирских, отдавая их на откуп земным владыкам. Когда после встречи президента с верхушкой РПЦ дотошный журналист стал выпытывать у патриаршего пресс-секретаря, пойдет ли он сам на выборы, тот ответил «нет», сразу же оговорившись, что безгранично уважает президента. Напомню, краткий эпизод участия иерархов и священнослужителей РПЦ в электоральных играх перестроечной России закончился запретом патриарха на такого рода деятельность. И тот поступил совершенно в духе отечественной истории. Одно дело – присутствовать рядом с начальством на торжественных мероприятиях (и даже давать ему душеполезные советы), а совсем другое – с головой нырять в политику, рискуя при этом остаться в дураках.

А вот исламские лидеры, обещавшие Путину безоговорочную поддержку уммы, слово сдержат.

В отличие от православия духовное и светское не имеют в исламе четких границ. И верующие вполне могут прислушаться к политическим призывам имамов. Другое дело, что такой сплав религии и политики – вещь опасная.

Сегодня имамы поддерживают политическую стабильность, завтра они могут стремиться ее подорвать. Что мы и наблюдаем в исламской диаспоре в странах Запада. Кроме того, религиозно-политическая активность может запросто выплеснуться за порог мечетей. И это мы наблюдаем уже в России, где объединения верующих – джамааты – становятся рассадниками самых радикальных идей. И вернуть их под контроль лояльных имамов вовсе не просто.

Сталкиваясь с такой политизацией религии, особенно наглядно демонстрируемой исламом, но не только им, невольно начинаешь ценить политическую инертность православия. Представим себе на минуту, что у нас в стране начался массовый подъем православного фундаментализма, аналогичный тому, что происходит в лоне ислама или протестантизма. Что наши церковные деятели наперебой призывают к крестовому походу, как это делают американские телепроповедники, или к джихаду, как исламисты. Остатки наших демократических институтов окончательно рухнули бы от подобного напора.

К счастью, этот воистину апокалиптический сценарий России не грозит.

Оставить отзыв. (48)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa